Мастер-класс для педагогов в ДОУ «Организация экспериментирования и исследовательской деятельности»
Автор: Захарова Наталья Викторовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 01.12.2021
Статья просмотрена: 513 раз
Библиографическое описание:
Захарова, Н. В. Мастер-класс для педагогов в ДОУ «Организация экспериментирования и исследовательской деятельности» / Н. В. Захарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 96-100. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6862/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель: Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через экспериментально-исследовательскую деятельность.
Задачи:
— Поделиться с педагогами опытом по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность;
— Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников;
— Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Оборудование:
Ёмкость с водой, емкость с песком, цветы из бумаги, карандаши, молоко жирное, моющее средство, пищевые красители, растительное масло, шипучие таблетки, воздушные шарики, сода, уксус, плакат по экологии, щенок-игрушка, целлофановые пакеты, клей-карандаши, листы бумаги, брызгалка с водой, ватные палочки, пластиковые тарелки, хризантемы белые, листья китайской капусты.
Ход мастер-класса:
— Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности, а для того, чтобы немножко настроиться на совместную работу и сплотиться, начнем со словесной игры «Да-нет»
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да? (Да)
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
— Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка-дошкольника?
Дошкольники — прирождённые исследователи. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога — не игнорировать эту деятельность, а, наоборот, активно помогать.
Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности и творческих способностей.
Ребёнок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Расширяется кругозор детей.
Отсюда мы можем сделать вывод, что исследовательская деятельность используется во всех видах воспитания и образования ребёнка. Это и творческие занятия, физическая культура, музыкальное образование, ознакомление с окружающим миром, экологическое воспитание детей, ведь детский сад является первым звеном системы экологического образования. Экология — наука о нашем общем доме — для мыши и журавля, для червя и бабочки, для сосны и ландыша. Дом этот большой — для всех существ в нём живущих.
Одним из условий решения задач по опытно — экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. В подготовительной к школе группе может быть оснащена мини — лаборатория, оборудование которой использовалось бы на занятиях. В группе могут быть организованы передвижные уголки экспериментирования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования поставил перед педагогами-дошкольниками сложную задачу — организовать образовательный процесс таким образом, чтобы ребёнок познавал в действии, одновременно приобретая предпосылки к учебной деятельности.
При этом педагог должен создавать условия для личностного роста воспитанника, чему способствует предоставление ребёнку права выбора способов познания, содержания и условий своей образовательной деятельности. Из педагога-дирижёра воспитатель становится педагогом-помощником.
Через эксперименты и опыты дети могут самостоятельно или с помощью воспитателя познавать окружающий мир. Знания, приобретённые в деятельности, надолго сохраняются в памяти.
— Высказывание Конфуция гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать, и я пойму».
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.
Сегодня, я хочу показать вам в форме сказки, некоторые виды экспериментирования с разными материалами.
Сказка называется: «Волшебный мир».
У мамы-собаки родились щенята. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой, только один щенок был очень любопытный. Ему всё было интересно, и он везде совал свой нос. А почему трава зелёная, а почему солнце греет, а почему жук жужжит?
Выйдя за забор, он увидел большой водоём круглой формы, он подошел к берегу. Припекало солнце, щенку захотелось пить. Он попробовал воду — без вкуса, понюхал её — без запаха, посмотрел, увидел своё отражение, вода прозрачная.
Вывод: закрепляем знания о свойствах воды: не имеет вкуса, запаха, прозрачная.
— Он увидел, что вокруг плавает много загадочных цветов, которых он раньше не никогда не видел. Это были кувшинки. Было утро, и щенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт 1:
Вырезаем из белой бумаги цветы с длинными лепестками, закручиваем лепестки при помощи карандаша. Опустите кувшинки на воду. Что происходит? (Лепестки цветов «распускаются»). Почему?
Вывод: Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки «распускаются».
Потом щенок увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки. Щенку не давал покоя вопрос: «Как же плавают эти загадочные существа?»
Опыт 2:
Налить в ёмкость масло, затем вода, капаем пищевым красителем и пускаем шипучие таблетки. Гейзер — круговорот.
Вывод: Масло легче воды. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают капли краски; потом пузырьки воздуха лопаются, и капли краски снова опускается на дно.
Опытов с водой очень много. Можно дать понятия, что вода может находиться в жидком, твёрдом (лёд) и газообразном (пар) состояниях. Что вода принимает форму того сосуда, в котором находится жидкость. Вода может быть холодной, тёплой, горячей. В воде есть воздух.
Как же было хорошо щенку гулять в солнечный денёк. Дышать чистым воздухом. А что такое воздух?
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он не видимый, но всё же
Без него мы жить не можем!...... воздух
Воздух — это газообразное вещество, которое находится вокруг нас.
А вот ещё загадка:
Из дождевой дымки
Вылетает невидимка,
Деревья качает,
Зонт вырывает….. ветер
Что такое ветер? Ветер — это движение воздуха относительно земной поверхности. Скажите, мы можем увидеть воздух? А потрогать его?
Опыт 3:
Взяли целлофановый пакет, набрали воздух, завязали мешок. Можно сравнить, пакет с водой и с воздухом…вода и воздух прозрачны, без запаха, вода тяжелее воздуха.
Гуляет Щенок, под ногами сухой песок. Дует ветерок. Сухие песчинки легко сдуваются ветром. Можно лепить из сухого песка? А рисовать можно сухим песком?
Опыт 4:
Берём лист бумаги, рисуем клеевым карандашом рисунок, затем на клей насыпаем песок, лишний стряхнём. Смотрим, что получилось.
Вывод: сухим песком можно рисовать.
Но тут налетела тучка, пошёл дождик.
Опыт 5: не проводим, просто рассказать
Наливаем в банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Получаются капельки дождя.
Вывод: Лед тает от теплого воздуха и превращается в капельки воды.
Можно провести опыт с пеной для бритья, в стакан с водой залить пену, и капнуть пищевым красителем. Показать дождик из тучки.
Прошло немного времени, дождь закончился, снова появилось солнце. Щенок решил идти дальше. Тут он увидел, что, идя по мокрому песку, после него остаются следы. Что это?
Опыт 6:
Песок смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, затем делаем отпечатки на песке.
Вывод: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
Шел, шел щенок и увидел перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами. Краски перемешались. Луг был похож на волшебный ковёр. Вот и мы сейчас попробуем смешать краски. И будет волшебство!
Опыт 7:
Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться.
Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
Опыт 8: просто показать, сделать заранее
Понадобится : две вазы с водой, пищевые красители, листья капусты и белые цветы.
Опыт : Добавьте в каждую вазу с водой пищевой краситель любого цвета и поставьте в воду листья и цветы. Оставьте их на ночь. Утром они окрасились в разные цвета.
Объяснение : Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет.
Щенок подумал, что надо поскорее вернуться домой и рассказать обо всём своей маме.
Щенок забежал домой, а там его ждал сюрприз…воздушные шарики. Давайте устроим щенку праздник!
Опыт 9:
«Надувание шарика»
Верите ли вы в то, что воздушные шарики могут надуваться сами по себе? А я докажу, что очень запросто! Для опыта нам понадобятся только воздушный шарик, пластиковая бутылка, сода и уксус. Насыпьте в шарик 3–4 чайных ложек соды, а в бутылку налейте около 100 мл уксуса. Затем наденьте шарик на горлышко бутылки и потрясите его, чтобы сода из шарика пересыпалась в уксус. Вот и все. Теперь останется только наблюдать и удивляться.
Вывод: при взаимодействии соды с уксусом выделяется углекислый газ, который и надувает шарик.
Какая красота, подумал щенок!
Какой замечательный день был сегодня! Что же будет завтра?
Итог: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.