Форма организации педагогического мероприятия: групповая, подгрупповая.
Возрастная группа участников мероприятия: дети средней группы, возраст 4–5 лет.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: Создание условий для развития любознательности, активности, познавательных интересов в процессе экспериментирования у детей с задержкой психического развития.
Задачи:
Обучающие:
— формировать навыки исследовательской деятельности у детей посредством экспериментирования;
— формировать представления детей о свойствах воздуха;
— формировать умение анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;
Развивающие:
— развивать умение наблюдать, делать умозаключения, выводы;
— развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность;
— развивать способность к экспериментированию;
— развивать связную речь, активизировать в речи детей слова: воздух, легкий, невидимый, прозрачный, безвкусный;
Воспитательные:
— воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
— воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
— воспитывать умение договариваться, учитывая интересы других;
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Используемая образовательная технология: Опыты (Экспериментирование) Н. А. Коротковой
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
— построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
— содействие и сотрудничество детей и взрослых.
— поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
— формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
— возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания:
— формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
— создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;
— воспитание через взаимодействие;
Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности.
Предварительная работа: проведение опытов со снегом и льдом, изготовление вееров, наблюдение за ветром на прогулке; проведение образовательных ситуаций; индивидуальная работа с детьми.
Материал:
Демонстрационный: насос, воздушный шар, миска с водой, стаканы, соломинки, веера из бумаги, мыльные пузыри.
Раздаточный: материалы для каждого ребёнка.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, использование проблемно-игровой ситуации.
Виды деятельности:
— игровая (моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации);
— коммуникативная (общение и взаимодействие со сверстниками и взрослым);
— познавательно-исследовательская (расширение кругозора у детей);
— двигательная (свободное перемещение в рабочем пространстве).
Этапы деятельности |
Содержание деятельности |
Действия, деятельность педагога |
Действия, деятельность детей |
I. Обсуждение реального события. Постановка целей мероприятия (1–2 мин) |
- Ребята, к нам в гости торопился Пятачок со своим воздушным шариком, чтобы поиграть с вами. Но по дороге шарик лопнул. Пятачок очень расстроился. — Как ему помочь? — Что нужно для этого сделать? Можно надуть и другой шарик. — Как будем надувать шарик и с помощью чего? Насосом надуваем и завязываем шарик Если шарик накачать, Будет он тогда летать. Надо нитку привязать, Чтобы шарик удержать. Он не гордый, но надутый, Ниткой толстою опутан. Он с детьми всегда был дружен, И зовется ШАР…… ВОЗДУШНЫЙ. — Молодцы, ребята! |
Педагог вносит игрушку, создаёт проблемную ситуацию. Эмоционально вовлекает детей в обсуждение. Комментирует высказывания. Инициирует общее обсуждение. Надувает шарик насосом. |
Приветствуют педагога, проявляют заинтересованность, присоединяются и вступают в диалог с воспитателем. Слушают стихотворение. |
II. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного материала (3–5мин) |
Примерные вопросы к детям: Как вы думаете, что внутри шарика? Почему он так летает? Что вы почувствовали? Ребята, а хотите поиграть с воздухом: ощутить его, поймать, почувствовать? Тогда пойдемте в нашу «лабораторию». Мы с вами будем «учёными», будем проводить эксперименты с воздухом, изучать его свойства, делать выводы. |
Педагог развязывает и направляет отверстие в шарике на детей. Побуждает детей к ответам на вопросы, приглашает к общему пространству для работы. |
Включаются в беседу, активно вступают в диалог, высказывают свою точку зрения, отвечают на вопросы педагога, Дети надевают халаты, проходят в «лабораторию», рассаживаются. |
III. Работа в общем пространстве (10мин) |
Опыт 1 — Почему салфетка упала со стола? — Откуда взялся ветерок? — А вы хотите сами почувствовать движение воздуха и позвать ветерок? Каждый из вас может позвать себе свой ветерок. Возьмите веер, позовите ветерок. Опыт 2 — Что в стакане? — Что же не пускает воду в стакан? А теперь наклоним стакан. Что появляется в воде? Откуда взялись пузырьки воздуха? Воздух, попадая в воду, поднимается пузырьками вверх. Он легче воды. Опыт 3 — Посмотрите, ребята, что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузыри? — А теперь подуйте сильнее. Что вы видите? Чем больше воздуха, тем больше пузырей. — Что же мы с вами узнали, сделав опыты? — Мы выяснили, что воздух есть везде: и в группе, и в стакане, и у нас дома, и на улице, и даже в нас. Мы его вдыхаем и выдыхаем. Как узнать, какой воздух на вкус? — Вдохните, попробуйте! Есть у воздуха вкус? — А как узнать, к акой у воздуха запах? Есть у воздуха запах? — Какого он цвета? — Чистый воздух легкий, невидимый, не имеет вкуса, запаха и цвета (по карточкам). Ребята, воздух хочет с нами поиграть. Он прислал к нам своих друзей мыльные пузыри. Они спрятались вот в этом маленьком флакончике. Раз, два, три Раз, два, три - Я пускаю пузыри. Легкие, воздушные, Очень непослушные. Если дунуть посильней, Будет много пузырей! Раз, два, три, четыре, пять, Попробуйте-ка их поймать. Раз, два, три, четыре, пять, Пузыри летят опять. |
Педагог кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит ее в движение, салфетка падает со стола. Предлагает детям принять участие в эксперименте Педагог показывает детям пустой стакан. Педагог переворачивает стаканвверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан водой не наполняется. Педагог предлагает детям подуть в соломинку, опущенную в стакан с водой. Выставляются карточки: «безвкусный», «без запаха», «бесцветный». Предлагает детям поиграть (педагог выдувает мыльные пузыри). |
Делятся чувствами, эмоциями. Предполагаемые ответы детей. Дети принимают участие в эксперименте с веером. Делают вывод, что воздух легче воды. Перечисляют свойства воздуха: безвкусный, бесцветный, прозрачный, лёгкий. Дети под стихотворение и музыкальное сопровождение ловят мыльные пузыри |
IV. Открытый конец |
- Ребята, что для вас было интересным? — Что больше всего понравилось? — Ребята, у воздуха есть еще много разных забав. С ними мы познакомимся в следующий раз в нашей лаборатории. А сейчас мы пойдём на прогулку, возьмём воздушный шарик и поиграем с Пятачком. |
Подводит детей к подведению итогов, к рефлексии. |
Делятся своими впечатлениями, выражают собственные чувства. |