Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (76) июнь 2024 г.

Дата публикации: 19.05.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Голубева, С. В. Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха» / С. В. Голубева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 6 (76). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/269/9210/ (дата обращения: 01.07.2024).



Образовательная область: «Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи :

  1. Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.
  2. Расширять знания детей о свойствах воздуха: невидим, бесцветный, не имеет запаха, воздух движется, его можно почувствовать, воздух легче воды, нет жизни без воздуха.

Словарная работа: обогатить словарь детей словами: атмосфера, лаборатория, опыты, эксперименты.

Оборудование: небольшой полиэтиленовый пакетик; большая прозрачная ёмкость с водой; стакан; салфетка; стакан с водой; коктейльная трубочка; тазик с водой и бумажный кораблик; небольшой пластиковый контейнер с нарезанным апельсином.

Ход деятельности:

Воспитатель: — Ребята, чтобы узнать, о чем пойдет речь сегодня на занятии, я предлагаю вам отгадать загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (воздух) 1

Дети: — Воздух.

В. — Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе. Как вы думаете, ребята, что такое воздух?

Д. — Воздухом мы дышим.

В. — Правильно, воздух — это то, чем мы с вами дышим. Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Воздух — это удивительная оболочка вокруг Земли, которая называется атмосферой. Слово атмосфера произошло от греческих слов «атмос» — воздух, «сфера» — шар. Воздух необходим для жизни и человеку, и животным, и растениям.

Сегодня нам предстоит узнать:

1) какими свойствами обладает воздух;

2) как можно обнаружить воздух;

3) везде ли есть воздух.

Чтоб это увидеть и доказать, мы превратимся в ученых-исследователей и отправимся в лабораторию. Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?

Д. — Предположения детей.

В. — Лаборатория — это место, где ученые проводят различные опыты и эксперименты. Итак, вы готовы? Рэкс, пэкс, фэкс, абракадабра — превращаемся в учёных-исследователей!

В. — Приглашаю вас в нашу лабораторию «Почемучек», чтоб исследовать воздух. Эксперимент мы проведем — воздух мы везде найдем

Опыт № 1. «Поймаем воздух».

В. — Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Д. — Нет, не видим.

В. — Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Д. — Воздух невидимый.

В. — Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Д. — Хотим!

В. — Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?

Д. — В пакете ничего нет, он пустой.

В. — Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?

Д. — Пакет стал толстый. Он полон воздуха и похож на подушку.

В. — А вы видите воздух?

Д. — Нет (воздух он невидимый).

В. — А сейчас мы с вами пакет развяжем и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, почему?

Д. — Нет воздуха, мы его выпустили.

В. — Какой мы можем сделать вывод: воздух невидимый, он не имеет цвета, он вокруг нас.

Опыт № 2. «Воздух внутри нас».

В. — Как вы думаете, воздух есть внутри нас?

Д. — Ответы детей.

В. — Возьмите трубочку, поставьте её в стаканчик с водой и подуйте. Что происходит? Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Мы видим, что пузырьки воздуха поднимаются наверх. Это говорит о том, что воздух легче воды.

Вывод: внутри нас есть воздух, он легче воды.

Опыт № 3. «Обнаружение воздуха».

Оборудование: большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка.

В. — На дне стакана закрепим бумажную салфетку. Перевернём стакан вверх дном и медленно опустим его в ёмкость с водой. Обращаю ваше внимание, ребята, на то, что стакан нужно держать очень ровно. Теперь вынимаем стакан из воды и проверяем салфетку. Какая салфетка: мокрая или сухая?

Д. — Салфетка сухая.

В. — Что же получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: только что мы с вами доказали, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.

В. — А сейчас давайте снова опустим стакан в ёмкость с водой, но теперь будем держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде?

Д. — Видны пузырьки воздуха.

В. — Откуда же они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: воздух есть везде, во всех предметах, которые нас окружают.

Физкультминутка «Воздух»

Мы сидели, мы устали,

Воздух дружно изучали,

А теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора.

Разминая поясницу, мы не будем торопиться

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись

Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей

Раз и два, раз и два — закружилась голова

1, 2, 3, 4, 5, ноги надо нам размять (прыжки)

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. 2

Опыт № 4. «Воздух не имеет запаха».

Оборудование: контейнер с нарезанным апельсином.

В. — А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?

Д. — Нет.

В. — А теперь закройте глаза. (Воспитатель подносит к детям контейнер с разрезанным апельсином). Чем пахнет?

Д. — Апельсинами.

В. — Так воздух имеет запах или нет? (Дети в замешательстве).

В. — А чем пахнет, например, в пекарне?

Д. — Хлебом.

В. — А в аптеке?

Д. — Лекарствами.

В. — Воздух имеет свойство переносить запахи.

Вывод: чистый воздух не имеет запаха.

Опыт № 5. «Движение воздуха».

Оборудование: тазик с водой и бумажный кораблик.

В. — Давайте, ребята, подуем на наши ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем движение воздуха? На что похоже движение воздуха?

Д. — На ветерок.

В. — В природе передвижение воздуха называется ветер. Давай проведем еще один интересный волшебный опыт — мы попробуем создать ветерок. (Подойти к столу, на котором стоит тазик с водой и лежит бумажный кораблик).

В. — Осторожно опустите кораблик на воду. Скажите, он плывет или стоит на месте?

Д. — Кораблик стоит на месте.

В. — Что мы можем сделать, чтобы кораблик поплыл?

Д. — Нужно подуть на кораблик.

В. — Отлично! Вот и получился ветерок! А чтобы кораблик поплыл быстрее, надо прикрепить к нему парус и подуть.

Вывод: теперь мы знаем, что движение воздуха — это ветер, он имеет силу и направление. Воздух можно почувствовать.

Опыт № 6. «Слышим воздух».

Оборудование: баночка, пустая бутылочка, крышка от фломастера.

В. — Как вы думаете, ребята, можно ли воздух услышать? (Ответы детей).

В. — Оказывается можно, если подуть в баночку или бутылочку, крышку от фломастера. Возьмите, пожалуйста, любой из перечисленных предметов и подуйте с краю. Что вы слышите?

Д. — Звук. Воздух.

В. — У меня есть ещё надутый шарик. Что можно сделать, чтобы услышать воздух?

Д. — Выпустить воздух.

В. — Отлично! Так и сделаем! (Воспитатель спускает воздух из шарика) Что слышим?

Д. — Писк. Так воздух выходит из шарика.

В. — С помощью чего мы услышали воздух?

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Итог деятельности:

В. — Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились сегодня в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе. Давайте вспомним, что мы узнали с вами сегодня о воздухе.

Д. — Мы узнали много интересного про воздух: воздух нужен для того, чтобы мы дышали, он легкий и бесцветный, у чистого воздуха нет запаха, когда воздух движется — это называется ветер, воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать, а также воздух можно услышать.

В. — Итак, коллеги, наш эксперимент подошёл к концу! Спасибо за работу! А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Итак, вы готовы? Рэкс, пэкс, фэкс, абракадабра — возвращаемся обратно!

Литература:

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-obrazovatelnoi-dejatelnosti-s-detmi-starshei-grupy-po-poznavatelnomu-razvitiyu-vozduh-zagadka.html
  2. https://mironowa-antichniy.edusev.ru/folders/post/2429293
  3. Голубева С. В. Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Удивительные свойства воздуха». URL: https://sch1512.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/5ec4de6fdc0b7.docx
Задать вопрос