Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха»
Автор: Голубева Светлана Валентиновна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (76) июнь 2024 г.
Дата публикации: 19.05.2024
Статья просмотрена: 5 раз
Библиографическое описание:
Голубева, С. В. Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха» / С. В. Голубева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 6 (76). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/269/9210/ (дата обращения: 16.12.2024).
Образовательная область: «Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).
Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи :
- Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.
- Расширять знания детей о свойствах воздуха: невидим, бесцветный, не имеет запаха, воздух движется, его можно почувствовать, воздух легче воды, нет жизни без воздуха.
Словарная работа: обогатить словарь детей словами: атмосфера, лаборатория, опыты, эксперименты.
Оборудование: небольшой полиэтиленовый пакетик; большая прозрачная ёмкость с водой; стакан; салфетка; стакан с водой; коктейльная трубочка; тазик с водой и бумажный кораблик; небольшой пластиковый контейнер с нарезанным апельсином.
Ход деятельности:
Воспитатель: — Ребята, чтобы узнать, о чем пойдет речь сегодня на занятии, я предлагаю вам отгадать загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух) 1
Дети: — Воздух.
В. — Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе. Как вы думаете, ребята, что такое воздух?
Д. — Воздухом мы дышим.
В. — Правильно, воздух — это то, чем мы с вами дышим. Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Воздух — это удивительная оболочка вокруг Земли, которая называется атмосферой. Слово атмосфера произошло от греческих слов «атмос» — воздух, «сфера» — шар. Воздух необходим для жизни и человеку, и животным, и растениям.
Сегодня нам предстоит узнать:
1) какими свойствами обладает воздух;
2) как можно обнаружить воздух;
3) везде ли есть воздух.
Чтоб это увидеть и доказать, мы превратимся в ученых-исследователей и отправимся в лабораторию. Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?
Д. — Предположения детей.
В. — Лаборатория — это место, где ученые проводят различные опыты и эксперименты. Итак, вы готовы? Рэкс, пэкс, фэкс, абракадабра — превращаемся в учёных-исследователей!
В. — Приглашаю вас в нашу лабораторию «Почемучек», чтоб исследовать воздух. Эксперимент мы проведем — воздух мы везде найдем
Опыт № 1. «Поймаем воздух».
В. — Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Д. — Нет, не видим.
В. — Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Д. — Воздух невидимый.
В. — Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Д. — Хотим!
В. — Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Д. — В пакете ничего нет, он пустой.
В. — Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Д. — Пакет стал толстый. Он полон воздуха и похож на подушку.
В. — А вы видите воздух?
Д. — Нет (воздух он невидимый).
В. — А сейчас мы с вами пакет развяжем и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, почему?
Д. — Нет воздуха, мы его выпустили.
В. — Какой мы можем сделать вывод: воздух невидимый, он не имеет цвета, он вокруг нас.
Опыт № 2. «Воздух внутри нас».
В. — Как вы думаете, воздух есть внутри нас?
Д. — Ответы детей.
В. — Возьмите трубочку, поставьте её в стаканчик с водой и подуйте. Что происходит? Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Мы видим, что пузырьки воздуха поднимаются наверх. Это говорит о том, что воздух легче воды.
Вывод: внутри нас есть воздух, он легче воды.
Опыт № 3. «Обнаружение воздуха».
Оборудование: большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка.
В. — На дне стакана закрепим бумажную салфетку. Перевернём стакан вверх дном и медленно опустим его в ёмкость с водой. Обращаю ваше внимание, ребята, на то, что стакан нужно держать очень ровно. Теперь вынимаем стакан из воды и проверяем салфетку. Какая салфетка: мокрая или сухая?
Д. — Салфетка сухая.
В. — Что же получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: только что мы с вами доказали, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.
В. — А сейчас давайте снова опустим стакан в ёмкость с водой, но теперь будем держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде?
Д. — Видны пузырьки воздуха.
В. — Откуда же они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: воздух есть везде, во всех предметах, которые нас окружают.
Физкультминутка «Воздух»
Мы сидели, мы устали,
Воздух дружно изучали,
А теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора.
Разминая поясницу, мы не будем торопиться
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись
Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей
Раз и два, раз и два — закружилась голова
1, 2, 3, 4, 5, ноги надо нам размять (прыжки)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. 2
Опыт № 4. «Воздух не имеет запаха».
Оборудование: контейнер с нарезанным апельсином.
В. — А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?
Д. — Нет.
В. — А теперь закройте глаза. (Воспитатель подносит к детям контейнер с разрезанным апельсином). Чем пахнет?
Д. — Апельсинами.
В. — Так воздух имеет запах или нет? (Дети в замешательстве).
В. — А чем пахнет, например, в пекарне?
Д. — Хлебом.
В. — А в аптеке?
Д. — Лекарствами.
В. — Воздух имеет свойство переносить запахи.
Вывод: чистый воздух не имеет запаха.
Опыт № 5. «Движение воздуха».
Оборудование: тазик с водой и бумажный кораблик.
В. — Давайте, ребята, подуем на наши ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем движение воздуха? На что похоже движение воздуха?
Д. — На ветерок.
В. — В природе передвижение воздуха называется ветер. Давай проведем еще один интересный волшебный опыт — мы попробуем создать ветерок. (Подойти к столу, на котором стоит тазик с водой и лежит бумажный кораблик).
В. — Осторожно опустите кораблик на воду. Скажите, он плывет или стоит на месте?
Д. — Кораблик стоит на месте.
В. — Что мы можем сделать, чтобы кораблик поплыл?
Д. — Нужно подуть на кораблик.
В. — Отлично! Вот и получился ветерок! А чтобы кораблик поплыл быстрее, надо прикрепить к нему парус и подуть.
Вывод: теперь мы знаем, что движение воздуха — это ветер, он имеет силу и направление. Воздух можно почувствовать.
Опыт № 6. «Слышим воздух».
Оборудование: баночка, пустая бутылочка, крышка от фломастера.
В. — Как вы думаете, ребята, можно ли воздух услышать? (Ответы детей).
В. — Оказывается можно, если подуть в баночку или бутылочку, крышку от фломастера. Возьмите, пожалуйста, любой из перечисленных предметов и подуйте с краю. Что вы слышите?
Д. — Звук. Воздух.
В. — У меня есть ещё надутый шарик. Что можно сделать, чтобы услышать воздух?
Д. — Выпустить воздух.
В. — Отлично! Так и сделаем! (Воспитатель спускает воздух из шарика) Что слышим?
Д. — Писк. Так воздух выходит из шарика.
В. — С помощью чего мы услышали воздух?
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Итог деятельности:
В. — Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились сегодня в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе. Давайте вспомним, что мы узнали с вами сегодня о воздухе.
Д. — Мы узнали много интересного про воздух: воздух нужен для того, чтобы мы дышали, он легкий и бесцветный, у чистого воздуха нет запаха, когда воздух движется — это называется ветер, воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать, а также воздух можно услышать.
В. — Итак, коллеги, наш эксперимент подошёл к концу! Спасибо за работу! А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Итак, вы готовы? Рэкс, пэкс, фэкс, абракадабра — возвращаемся обратно!
Литература:
- https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-obrazovatelnoi-dejatelnosti-s-detmi-starshei-grupy-po-poznavatelnomu-razvitiyu-vozduh-zagadka.html
- https://mironowa-antichniy.edusev.ru/folders/post/2429293
- Голубева С. В. Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Удивительные свойства воздуха». URL: https://sch1512.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/5ec4de6fdc0b7.docx