Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Развивающие задачи:
Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность. Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности. Развивать коммуникативные навыки детей в совместной деятельности.
Образовательные задачи: Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас. Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер — это движение воздуха). Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха. Формировать познавательный интерес. Обобщить ранее полученные знания о свойствах воздуха. Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Воспитательные задачи: Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми возможными способами. Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор. Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей в группу.
Воспитатель: Ребята, вы любите сюрпризы? (Ответы детей)
— Я вам сегодня приготовила сюрприз. Утром я позвонила вашему другу Петрушке и пригласила его к вам в гости. Вы хотите с ним встретиться?
Дети: Конечно, хотим, только где он, наверно спрятался от нас.
Воспитатель: Давайте поищем Петрушку.
Дети ищут Петрушку, зовут его. Входит Петрушка — в руках он держит сдутые шарики.
Ребята здороваются с Петрушкой.
Воспитатель: Петрушка, что случилось с твоими шариками?
Петрушка: Я приготовил подарки детям, воздушные шарики, даже сам надул их, посмотрите ребята — скажите, что с ними случилось?
Ответы детей: В шариках нет воздуха и они сдулись.
Петрушка: А, что такое воздух?
Воспитатель: Петрушка, подходи к ребятам, и они расскажут тебе много интересного о воздухе.
— А кто из вас, ребята, видел воздух? (Ответы детей).
— Я тоже его не вижу, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.
— Посмотрите, дети, у нас в группе есть мини — лаборатория. Хотите с Петрушкой позаниматься исследованиями?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Пройдёмте в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия. Для опытов в нашей лаборатории я приготовила вам халаты.
— Оденьте их, пожалуйста. (Дети надевают халаты с бейджиками)
— Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями. Узнаем много интересного и нового о воздухе.
Опыт 1. Как увидеть воздух?
На столе стоят прозрачные 2 ванночки с водой. Воспитатель предлагает детям взять трубочки и подуть на свою ладошку.
Воспитатель: Дети, что почувствовала ваша ладошка?
Дети: Тёплый ветерок.
Воспитатель: Ребята, воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем. — А можно ли увидеть воздух, которым мы дышим? Давайте попробуем, проведём опыт.
Дети погружают трубочку в ванночку с водой и дуют. На воде появляются пузырьки.
Воспитатель: Ребята, откуда взялись пузырьки?
Дети: Это воздух, который мы выдыхали.
Воспитатель: Куда плывут пузырьки — поднимаются вверх или опускаются на дно?
Дети: Поднимаются вверх.
Воспитатель: Воздушные пузырьки плывут вверх, потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков в ванночке не будет.
Воспитатель: Вот мы и доказали, чтовоздух легче воды. Вода выталкивает воздушные шарики, которые стремятся вверх.
Воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?
Дети: Мы его вдыхаем через нос.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики — вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
Дыхательная гимнастика «Разноцветные ленточки»
Дети берут разноцветные ленточки и дуют на них.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием и Петрушка всё правильно делал.
—Петрушка, скажи нам, пожалуйста, что будет, если в воду бросить бумагу.
Петрушка: Она размокнет.
Воспитатель: Дети, а можно ли достать бумагу сухую из воды?
Дети: Конечно, можно. Сейчас Петрушка, мы покажем тебе этот опыт.
Опыт 2. Сколько места занимает воздух?
На столе стоят 3 таза с водой и стеклянные стаканы, на дно которых прикреплен кусочек салфетки. Воспитатель предлагает детям убедиться, что салфетка в стакане сухая.
Дети быстро переворачивают стакан вверх дном и опускают его в воду.
Воспитатель: Ребята, попробуйте, какой стала бумага?
Дети: Бумага сухая.
Воспитатель: Дети, почему бумага сухая?
Дети: Встакане был воздух, и он не дал воде намочить бумагу. (Дети повторяют опыт вместе с Петрушкой)
Воспитатель: Воздух хотя и невидим, но занимает место!
— Ребята, а вы любите трудиться?
— Чем вы любите заниматься? (Варианты ответов детей)
— Дети, а воздух тоже работает. Я вам предлагаю посмотреть, как работает воздух.
Опыт 3. Воздух работает.
Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Возьмите веер и помашите перед своим лицом. Что вы почувствовали?
Дети: Лёгкий ветерок.
Воспитатель: Ребята ветер — это движение воздуха.
Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать, как плывут облака, колышутся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев.
Просмотр слайдов.
1 — слайд. По небу плывут облака.
2 — слайд. Колышутся листочки на деревьях.
2 — слайд. Качаются ветки деревьев.
После просмотра воспитатель уточнят с детьми, почему это происходит.
Ответы детей (Воздух может двигаться).
Воспитатель:
— Дети, а как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух?
(Ответы детей)
Опыт 4. Воздух можно услышать.
Воспитатель: — Ребята, а можно ли воздух услышать? (Ответы детей)
— Музыканты, которые играют на духовых инструментах, очень часто его слышат. Как вы думаете почему?
Дети: Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки.
Воспитатель: Правильно, ребята, звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать — звуки не передаются.
Дети, возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них.
— Что вы услышали?
Дети: Мы услышали звуки.
Воспитатель: Дети, звук возникает, когда происходит быстрое движение воздуха.
—Молодцы, ребята, и Петрушка молодец очень хорошо работали. Хотите немного отдохнуть?
Дети: Да, хотим.
Физминутка свыполнением движений.
Мы работали, устали.
Воздух дружно изучали.
А теперь пришла пора
Отдохнуть нам детвора.
Встали, дружно потянулись
Хлопнули в ладоши
И друг к другу повернулись
Всем друзьям мы улыбнулись
Наклонились: раз и два,
Чтоб не болела голова.
—Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего? (Ответы детей)
— Дети, а ещё хотите поиграть с Петрушкой? (Ответы детей)
Дидактическая игра: «Кому нужен воздух»
Ребёнок берёт карточку с картинкой, называет предмет и говорит, нужен ли этому предмету воздух.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, давайте вспомним, что же интересного мы узнали о воздухе.
– воздух легче воды;
– воздух есть внутри предметов;
– воздух есть внутри людей;
– без воздуха не возможна жизнь;
– воздух работает;
– воздух можно услышать.
Воспитатель: Петрушка, теперь ты знаешь, что такое воздух, и почему сдулись твои шарики.
Петрушка: Конечно, знаю. Спасибо, ребята, мне очень понравилось играть с вами. Вы мне поможете надуть шарики.
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: Ну, а на прощание мы устроим праздник мыльных пузырей.
Дети с Петрушкой дуют мыльные пузыри.