Конспект образовательной деятельности (занятия) в подготовительной к школе группе детского сада (6–7 лет) на тему «Воздух вокруг нас» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (72) февраль 2024 г.

Дата публикации: 27.01.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Долгушина, Н. А. Конспект образовательной деятельности (занятия) в подготовительной к школе группе детского сада (6–7 лет) на тему «Воздух вокруг нас» / Н. А. Долгушина, А. В. Гращенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 2 (72). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/263/8945/ (дата обращения: 22.11.2024).



Образовательная область: «Познавательное развитие» (ПИ и ПД)

Используемые технологии: Игровая, личностно-ориентированная

Цель: закрепление полученных знаний и расширение представлений детей о воздухе и его свойствах.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»:

  1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
  2. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
  3. Закреплять умение детей понимать простые схемы и зарисовывать их.

ОО Речевое развитие:

  1. Воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
  2. Развивать память, воображение при отгадывании загадок.
  3. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

  1. Развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми.

Материалы и оборудование: веера из бумаги, макет планеты Земля, 2 банки, предметы из различных материалов (дерево, пластик, железо и др.), стакан, лист бумаги, 2 апельсина, жёлтый чемоданчик с предметами для игр с воздухом.

Раздаточный материал для детей (на каждого ребёнка): 2 ягоды винограда, 2 стакана, блокнот, карандаш, бутылка 0,25 газированной воды, бутылка 0,25 дистиллированной воды.

Предварительная работа: эксперименты на прогулке с воздухом, беседы о свойствах воздуха, просмотр познавательного ролика о свойствах воздуха и его значения для человека, подготовка картотеки загадок о воздухе, составление загадок о воздухе детьми.

Ход занятия

Вводная часть: (Дети в самостоятельной деятельности)

Воспитатель: Как жарко в нашей группе (берёт веер, начинает обмахиваться). Кому ещё жарко, давайте я вас остужу. Подходите поближе. Почему нам стало прохладно, как думаете? Я вам подскажу немного. Внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он вокруг, и он невидим, только всем необходим:

Людям, мячикам и шинам, водолазу под водой,

Птичке, рыбке, и машинам. Вот загадочный какой!

Воспитатель: что это? Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.

Основная часть:

Воспитатель: наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Эта удивительная оболочка называется — атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Воспитатель: а кто из вас, ребята, видел воздух? Вы можете его увидеть? Правильно. Это одно из свойств воздуха — у него нет цвета. Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

Воспитатель: мы с вами уже обнаружили воздух в самом начале — махали веером. Что вы почувствовали? Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок. Мы вчера вечером уже говорили с вами, что воздух повсюду. Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.

Воспитатель: Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

Воспитатель: закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали? Конечно, вы испытали неприятные ощущения в груди, голова кружится и т. д.

Воспитатель: Человек может прожить:

Без пищи — 30 дней;

Без воды — 14 дней;

Без воздуха — несколько минут.

Воспитатель: когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его? Правильно, нет. Вспомните, а когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? Правильно. Зимой изо рта выходит пар. Вчера на прогулке мы проводили такой эксперимент. А ещё можно подышать на стекло или зеркальце.

Наблюдение: Воздух есть во всех предметах.

На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, есть ли воздух в этих предметах? Давайте проверим. Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет.

Воспитатель опускает предметы в воду, которые опускаются дно, при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно: пузырьки — это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх.

Теперь вы сами проведите такой эксперимент. Погрузите лежащие перед вами предметы в воду. Что получилось?

Наблюдение: Воздух занимает место.

Воспитатель: Ребята, давайте узнаем, занимает ли воздух место или нет. У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?

Воспитатель, перевернув стакан вверх дном, медленно опускает его в воду (стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достает стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой? Правильно, в стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, не пропустил воду в стакан.

Теперь воспитатель опускает стакан с листочком в воду, но держит стакан под наклоном. В воде появляются пузырьки воздуха.

Воспитатель: Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Правильно, он намок.

Воспитатель: Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.

Наблюдение: Эксперимент с апельсином.

Воспитатель: Для того, что бы проверить, есть ли воздух внутри предметов, нам поможет обыкновенный апельсин. Как вы думаете, что произойдет с апельсином, если его опустить в воду? Давайте проверим.

В емкость с водой опускается апельсин с кожурой, а в другую — очищенный апельсин. Апельсин в кожуре плавает на поверхности воды, апельсин без кожуры утонул.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему так вышло? Правильно. В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Воспитатель: пузырьки воздуха в кожуре апельсина — это спасательный жилет для апельсина.

Теперь давайте в наших блокнотах зафиксируем полученный результат в блокнотах при помощи знакомых нам схем. Пока вы зарисовывайте результат, я положу кожуру апельсина в нашу лабораторию, что бы вы потом смогли рассмотреть этот «жилет» под увеличительным стеклом.

Наблюдение: Эксперимент с виноградом и газированной водой.

Воспитатель: теперь ваша очередь провести эксперимент. Налейте в один стакан обычную воду, а в другой — газированную воду и опустите в каждый по одной виноградинке. Что вы увидели? Правильно. В стакане с простой водой виноградинка утонула, т. к., в отличие от апельсина, у нее нет воздушной прослойки между кожурой и мякотью. А во втором стакане виноградинка опустилась на дно, а потом поднялась над поверхностью воды. Почему? Верно, её окружили пузырьки воздуха, которые есть в газированной воде. Именно они подняли виноградину на поверхность.

Давайте зарисуем результат опыта в наши блокноты.

Рефлексия

Воспитатель: что вы сегодня в ходе экспериментов узнали о воздухе?

— Воздух — часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.

— Воздух невидим, прозрачен.

— Воздух может двигаться.

— Воздух может находиться внутри предметов.

— Воздух помогает предметам держаться на поверхности воды.

— Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

Воспитатель: Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?

Воспитатель: А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство — с воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. Кто знает, какие это игры? Правильно, Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей, дуйбол и т. д. Все эти игры находятся в моём волшебном жёлтом чемоданчике. Вы можете с ними поиграть и провести свои собственные эксперименты.

Дети уходят в самостоятельную деятельность с играми из жёлтого чемоданчика.

Похожие статьи

Конспект организованной образовательной деятельности (занятия) в средней группе детского сада на тему «Колобок-квадратный бок»

Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию детей с ТНР с элементами нейропсихологического сопровождения в подготовительной группе (6–7 лет) «Путешествие в сказочный осенний лес»

Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию в подготовительной к школе группе на тему «Северному ветру вопреки спорт любят наши моряки»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками второй младшей группы на тему: «Наши помощники — органы чувств»

Конспект образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «В поисках шишки»

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2–4 класса (8–11 лет) «Волшебные бумажные ленты» (художественно-эстетическая направленность)

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе на тему: «Путешествие в страну профессий»

Похожие статьи

Конспект организованной образовательной деятельности (занятия) в средней группе детского сада на тему «Колобок-квадратный бок»

Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию детей с ТНР с элементами нейропсихологического сопровождения в подготовительной группе (6–7 лет) «Путешествие в сказочный осенний лес»

Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию в подготовительной к школе группе на тему «Северному ветру вопреки спорт любят наши моряки»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками второй младшей группы на тему: «Наши помощники — органы чувств»

Конспект образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «В поисках шишки»

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2–4 класса (8–11 лет) «Волшебные бумажные ленты» (художественно-эстетическая направленность)

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе на тему: «Путешествие в страну профессий»

Задать вопрос