Конспект занятия по непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «В мире науки» с элементами экспериментирования
Авторы: Мастяйкина Татьяна Викторовна, Лисицина Марина Викторовна, Мягких Юлия Владимировна, Абрамова Елена Викторовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (73) март 2024 г.
Дата публикации: 15.02.2024
Статья просмотрена: 15 раз
Библиографическое описание:
Мастяйкина, Т. В. Конспект занятия по непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «В мире науки» с элементами экспериментирования / Т. В. Мастяйкина, М. В. Лисицина, Ю. В. Мягких, Е. В. Абрамова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/8990/ (дата обращения: 17.12.2024).
Цель : познакомить детей с днем науки.
Задачи:
– Обучающие:
Продолжить формировать у детей представление о науке, ученых, и опытах и экспериментах.
– Развивающие:
Развивать у детей познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
– Воспитывающие:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, к профессии ученого.
Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Используемые технологии : технология исследовательской деятельности.
Здоровьесберегающие технологии : физминутка, гимнастика для глаз.
Оборудование : мультимедийная презентация, материал для опытов, баночки, кусок резины, резиновые игрушки, магнит, предметы, сделанные из разного материала, таз с водой.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, художественное слово, вопросы, рассказ воспитателя, логические рассуждения, игра «Дни недели»
Практические : метод сотрудничества, исследования, поощрение, словесная дидактическая игра.
Наглядные : просмотр фильма «Что такое наука», карточки для игры «Дни недели»
Ход НОД:
Воспитатель: К нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся.
Подойдите ко мне и встаньте в круг.
Собрались все дети в круг.
Я твой — друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
( Дети стоят на месте)
Воспитатель: У каждого есть свое имя, есть название у каждого предмета и явления. Есть названия у дней недели.
Воспитатель: Япредлагаю вам, поиграть в игру «Дни недели»
Игра «Дни недели»
( Детям раздаются карточки с цифрами от 1 до 7, пока музыка играет дети ходят, музыка перестаёт играть, дети выстраиваются по порядку и называют, день недели).
— Маша. Как называется первый день недели?
— Саша, как называется второй день недели? И т. д.
( Дети проходят и садятся на стульчики )
В оспитатель: Молодцы!
—А есть такие дни, в которые отмечают праздники, разные события.
— Назовите, какие праздники вы знаете?
Дети: « День рождения», «День Матери», «Новый год», «8 Марта», «23 февраля День Защитника Отечества» и т. д.
Воспитатель : Молодцы!
— 8 февраля Россия отмечает День науки. В этот день говорят об ученых, о том, что они сделали, о важности их открытий для нас с вами и для всего человечества.
Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть небольшой фильм «Что такое наука»
(Следить за осанкой детей)
Воспитатель : Послушайте загадку и скажите о ком в ней говорится?
Хорошо учился в школе.
Институтский курс освоил,
Все науки изучал,
Академиком он стал.
Книг прочёл, наверно тонны!
Настоящий он…
Дети : Учёный.
Воспитатель: Учёный эта такая профессия — дело непростое и очень ответственное. Ведь человек выбирает дело на всю жизнь.
Воспитатель: Скажите, а чем занимаются ученые?
Дети: Наукой.
Воспитатель : Правильно, ученые занимаются наукой. Ученый очень важная профессия, без нее люди не умели лечить людей, не знали, что такое космос, планеты, растения.
Воспитатель: Как называется помещение,где проводят опыты кто — ни будь из вас знает?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: Правильно, это лаборатория. Саша повтори, как называется помещение для опытов, Руслан, Дарина и. т.д
( спросить детей по очереди , добиваясь полного ответа )
Воспитатель: Яхочу пригласить вас в лабораторию, где вы почувствуете себя настоящими исследователями . Прежде чем отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты, предлагаю вам немного отдохнуть.
(Дети встают в круг и выполняют движения по тексту)
Физминутка.
Воспитатель: Подойдите все ко мне. Чтобы нам попасть в нашу лабораторию надо произнести волшебные слова. Повторяйте все за мной.
Раз, два, три, вокруг себя повернись,
И в научной лаборатории очутись.
( Воспитатель, не заметно достаёт порошок — тальк и дует на детей)
Воспитатель : Вот мы с вами и очутились в нашей лаборатории. Я буду учёным, а вы моими помощниками. Но прежде чем начать проводить опыты, нам свами надо надеть специальную одежду .
( дети подходят к столу берут шапочки надевают на голову и фартучки)
Воспитатель: Аещё я хочу вам напомнить правила безопасности: трогать руками без разрешения взрослого нечего нельзя, пробывать на вкус, не кричать, не мешать друг другу, надо соблюдать тишину и быть внимательными.
Воспитатель : И так начинаем опыты.
Слайд № 5. Звучит музыка.
Опыт № 1
«Как поймать воздух»
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Давайте возьмем острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? Воздух.
Вывод : воздух можно почувствовать.
Опыт № 2.
«Имеет ли воздух вес»
Воспитатель: Это мы сейчас проверим. Скажите, что перед вами стоит.
Дети: Таз с водой. Кусок резины, резиновые игрушки.
Воспитатель : Возьмите кусок резины и опустите его в таз с водой. Что с ним случилось.
Дети: Он утонул.
Воспитатель : А теперь возьмите резиновые игрушки и опустите их в воду. Игрушки утонули.
Дети: Нет. Почему?
Воспитатель : Ведь игрушки тяжелее резины. Как вы думаете, что внутри игрушек?
Дети: Воздух.
Вывод: Воздух имеет вес, но он легче чем вода.
Воспитатель: Молодцы!
Опыт № 3.
«Воздух в стакане»
Воспитатель: Проверим, если воздух в стакане, переворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем его в банку. Стакан надо держать очень ровно. Что получается? Попала вода в стакан?
Дети: Нет.
Воспитатель : Как вы думаете почему?
Вывод: Встакане есть воздух и не пускает туда воду.
Опыт № 3.
«Волшебный магнит»
Воспитатель: Посмотрите, перед вами стоит тарелочка, в ней лежат предметы сделанные из разного материала. Рядом лежит магнит. Возьмите в руки магнит и по очереди подносите к предметам. Какой из этих предметов притянулся к магниту. Как вы думаете, почему?
Дети : Потому что магнит притягивает металлические предметы.
Воспитатель : Молодцы!
Опыт на сообразительность. Посмотрите перед вами стоит стакан с водой, бросьте в него скрепки, а теперь подумайте, как нам достать скрепки из стакана не намочив руки.
Дети: Вылить воду, выпить воду и. т.д.
Воспитатель: Надо поднести магнит к стенке стакана и медленно двигать магнит по стенке стакана вверх.
Вывод: Магнит может действовать через стекло и воду.
Воспитатель: Остался один очень интересный опыт, который подвластен только настоящему учёному.
Отойдите в сторонку и встаньте полукругом.
Опыт № 5
«Извержение вулкана»
Понадобится основа для вулкана, теплая вода, сода, уксус, столовая ложка для средства мытья посуды.
Наливаем в жерло» вулкана» теплую воду и растворяем там несколько столовых ложек соды. Можно добавить краски оранжевую или красную. Наливаем уксус, чем больше уксуса тем больше извержение. Чтобы продлить процесс извержения, добавить в воду с содой средство для мытья посуды.
Воспитатель: Скажите, на что похож этот опыт?.
Дети: Извержение вулкана.
Воспитатель: Правильно . Молодцы!
— Вот видите ребята, благодаря науке можно проводить, вот такие интересные опыты.
— Скажите, чем мы сегодня с вами занимались на нашем занятии? (проводили опыты)
— Скажите, когда отмечаем день науки? ( 8 февраля )
— Кто такой ученый?( ученый это человек который делает открытия, занимается наукой)
— Чем занимаются ученые? ( разными исследованиями )
— Что вам понравилось больше всего на занятии?
— Что понравилось Саше, Маше, Руслану.
— Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали. Я хочу вам подарить вот такие медали «Юный исследователь». И вот такую игру для проведения экспериментов.
Давайте, попрощаемся с нашими гостями. До свидания!