Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность
Автор: Копина Анна Вячеславовна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.
Дата публикации: 26.08.2017
Статья просмотрена: 1040 раз
Библиографическое описание:
Копина, А. В. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность / А. В. Копина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2687/ (дата обращения: 21.11.2024).
В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Таким образом, в дошкольном возрастеон является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познаниямира.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности встаршей группе на тему: «Волшебная соль».
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи:
− Воспитательные:
а. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость открытий полученных из опытов, открывая новое в знакомом.
б. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, умение договариваться вовремя работы.
− Развивающие:
а. Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.
б. Развивать связную, диалогическую речь.
в. Развивать умение выделять главное.
г. Стимулировать проявление наблюдательности, познавательного интереса, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
д. Развивать слуховое, зрительное внимание и восприятие, мышление, воображение, развивать мелкую моторику рук.
− Обучающие:
а. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли.
б. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи. Умение делать выводы.
в. Формировать умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.
г. Закреплять умения работать по схемам.
Методы:
− Практические: проблемные ситуации, игровые упражнения, физкультминутка, самостоятельная творческая деятельность детей, экспериментирование с солью.
− Словесные: беседа, художественное слово; проблемно-поисковые вопросы; подбор определений к заданному слову, разгадывание загадок, рассказ воспитателя, рассуждение.
− Наглядные: видеоматериал, картинки.
− Предварительная работа: просмотр презентаций, видео фильмов, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок, пословиц о её свойствах и добыче и ее применении в жизни человека, беседа о соли.
− Оборудование: тарелочки с солью, сырые куриные яйца, ложечки, ведёрки, салфетки, вода, цветная соль, бусинки, лёд, цветные мелки, свёкла, пищевые красители, гуашь.
(Пока воспитатель с детьми готовится к занятию. Старший воспитатель читает предисловие как пришли к тому что опыт проводится с солью.)
Как-то в группе вечерком
Мы с ребятами тайком
От родителей своих
Приготовили для них...
Наш подарок необычный,
Каждый постарался лично.
А подарок был из теста –
Не простого, а цветного.
Хоть красивое оно,
Соли в нем полным-полно.
Тут у нас вопрос возник:
Кто у соли поставщик?
Стали дети рассуждать,
Все о соли вспоминать.
Знаний было маловато,
И решили тут ребята
Проект разработать свой,
Мам и пап позвать с собой!
Долго книги мы искали,
Свои знанья расширяли.
В этом мамы помогли,
На работу налегли:
Разные статьи прочли,
Соли в группу принесли,
Сшили белые халаты,
И мы стали — лаборанты.
Игры больше не нужны,
Мы с ребятами должны
Разузнать о свойствах соли,
Ее важной в жизни роли.
Опыты мы проводили,
Соль везде мы разводили:
В лимонаде и в воде,
Умудрялись в молоке.
Мы умнели с каждым днем,
Трудности нам нипочем.
В Интернет даже, возможно,
Мы войдем, это несложно.
Вот вошли мы в Интернет…
И чего там только нет!
И про соль, и про добычу,
Про соленые моря
Будем знать мы на «отлично»,
Не потратим время зря.
И про свойства почитаем:
Почему твердá, белá.
Всех гостей мы соберем,
Им поведаем о том,
Для чего нам соль нужна,
Чем полезна, чем вредна.
И, такой проделав труд,
Дети к выводу придут:
«Соль» — это не просто звук,
Соль — нам враг и соль — нам друг.
Ход занятия:
В: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Д: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!"
«Доброе утро!" солнцу и птицам.
«Доброе утро!" улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро длится до вечера!
(Обращаю внимание на воздушный гелиевый шарик привязанный лентой к корзине).
В: Ребята, посмотрите нам прислали какую-то посылку. Интересно, что там находится?
Д: Да(дети достают из корзинки коробочку и диск)
В: Что там находится?
(Дети берут коробочку, встряхивают её, слушают, как она звучит, затем проверяют имеет ли она запах. Пробуют догадаться, что там находиться.)
В: Ребята, вместе с коробочкой нам прислали диск с записью. Хотите посмотреть? (включается диск с видеообращением от Всезнайкина).
«Здравствуйте дорогие друзья, профессор Всезнайкин рад приветствовать вас. Вам интересно узнать, что в коробочке. Тогда отгадайте мою загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет — испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это?
Д: Соль.
В: Посмотрим, правильно ли мы отгадали.
(Дети открывают коробочку)
В: Правильно это соль. А какая бывает соль вы знаете?
Д: Морская, пищевая (крупная, мелкая).
В: Ачто ещё вы можете рассказать про соль?
Д: Она белого цвета. Имеет соленый вкус. Не имеет запаха. Сыпучая. Если соль размешать в большом количестве воды, то она растворится, а если воды взять меньше чем соли то соль полностью не растворится.
В: Ребята, как вы думаете, где применяется соль?
Д: Добавляют в еду, чистят посуду, применяют в медицине.
В: Правильно! Молодцы!
В: Ребята, послушайте Всезнайкин приготовил ещё что-то для нас. (Видеообращение от Всезнайкина
«Ребята, я путешествую по всему миру. И знаю много интересного. Мне сказали, что вы умные ребятки и очень любите проводить опыты и узнавать много интересного. Поэтому для вас я приготовил интересные опыты».)
(Дети достают схемы и рассматривают их)
В: Ребята как вы думаете, что это?
Д: Схемы.
В: Правильно. А для чего они нам нужны?
Д: Чтобы правильно проводить опыты.
В: Акак нам проводить? У нас с собой только схемы опытов.
Д: Надо нам пройти в лабораторию.
В: Правильно. А вы хотите провести экспериментирования как настоящие учёные?
В: А чтобы нам попасть в лабораторию надо сказать волшебные слова.
Раз, два, три повернись,
В лаборатории окажись.
В: Ну вот мы и попали в нашу лабораторию. Ребята у вас в руках есть карточки-схемы. Посмотрите на столы, что вы видите? Правильно тоже схемы, подойдите пожалуйста к тому столу где схема на столе и ваша совпадают. Будем работать командой. Будьте внимательны. (Дети находят каждый своё место).
В: Ребята мы пришли с вами в лабораторию. Вспомните пожалуйста правила поведения.
Д: Надо быть аккуратным при работе. Руками глазки не трогаем. Не шумим.
В: Увас получились команды. У каждой команды своё задание. А как работаем в команде?
Д: Дружно, не ссориться, уметь договариваться между собой.
В: Посмотрите на карточки и на стол и проверьте всё ли у вас есть для экспериментирования. (Дети проверяют всё ли у них есть на столах)
В: Атеперь одеваем свои фартуки. (Помогаю одевать, дети помогают друг другу).
В: А перед тем как мы начнём проводить опыты, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Солим капусту».
Мы капусту рубим- рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём- мнём, (мнут капусту)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём, (сгибание и разгибание кистей рук).
В: Вы на верное уже обратили внимание, что карточки у вас разные значит и опыты будете проводить разные. Юные исследователи, у вас у каждой команды есть своё задание. И вы сегодня будете делать самостоятельно по схемам. Договоритесь между собой кто что будет делать, а потом мы вас попросим рассказать, что делали и что получилось. (Дети работают самостоятельно. Если не справляются с заданием, поднимают руку, воспитатель подходит. Воспитатель стоит у стола, где дети проводят новый опыт).
Опыт№1. «Разноцветная соль» (1 команда)
Самостоятельная деятельность детей. (На столе лежит обычная белая соль, пищевые красители, цветные мелки, свёкла, гуашь. Как сделать цветную соль?)
Вывод: Соль можно покрасить в любой цвет. И можно будет применять в декорировании.
Опыт №2. «Освобождение бусинок из ледяного плена (2 команда). (Надо взять несколько кубиков льда и положить на тарелочку. Потом взять щепотку соли и посыпать на лёд. И посмотреть, что будет со льдом?
Вывод: Соль растапливает лёд, поэтому в гололедицу посыпают дороги солью, чтобы не было скользко.
Опыт №3 «Подводная лодка из яйца» (3 команда)
Дети проводят опыт с помощью воспитателя. (Понадобятся 1 большая ёмкость прозрачная с водой и одно сырое яйцо (можно картофель). Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? Оно опустилось на дно.
Потом добавить ложечку соли. Что произошло с яйцом? Оно всплывает на поверхность.
Вывод: Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.
Физкультминутка «Как на горке». (В конце каждая команда рассказывает про свои опыты. Дети сидят на стульчиках и слушают, а третья команда ещё раз показывает, что они делали т. к. этот опыт новый. Дети сами рассказывают и делают выводы.)
В: Молодцы мои юные исследователи. Все справились с заданиями от Всезнайкина.
В: Ребята, мы с вами на занятие вырезали снежинки. Но они у нас белые. (Воспитатель вынимает из шкатулки обычные белые снежинки).
Как мы можем сделать красивые, цветные снежинки, чтобы подарить нашим гостям?
Д: (предлагают свои варианты). Раскрасить цветной солью. (Дети за столами украшают снежинки).
Всезнайкин: Апока ваши снежинки сохнут я хочу у вас спросить. Чем понравилось сегодня заниматься в лаборатории? Что узнали нового? (ответы детей).
В: Ребята, посмотрите, а наши снежинки уже высохли. Аккуратно возьмите и стряхните лишнюю соль в тарелочку. А теперь можем дарить.
В: Ну что Всезнайка выполнили ли мы твои задания?
Всезнайка: Молодцы! Вы все хорошо справились.
А мне пора дальше путешествовать за новыми открытиями. До свидания!
Д: До свидания!
В: Ачтобы нам опять оказаться в группе нам надо снять халаты и положить их аккуратно на своё место. И сказать волшебные слова:
Раз, два, три повернись,
И в нашей группе очутись.
Литература:
- Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста» / Под ред. О. В. Дыбиной. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 64 с. – (Программа развития).
- Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» / Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 64 с.
- Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников» // Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. № 1.
- Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. № 1.