Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 26.08.2017

Статья просмотрена: 1040 раз

Библиографическое описание:

Копина, А. В. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность / А. В. Копина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2687/ (дата обращения: 21.11.2024).



В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Таким образом, в дошкольном возрастеон является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познаниямира.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности встаршей группе на тему: «Волшебная соль».

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Задачи:

Воспитательные:

а. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость открытий полученных из опытов, открывая новое в знакомом.

б. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, умение договариваться вовремя работы.

Развивающие:

а. Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.

б. Развивать связную, диалогическую речь.

в. Развивать умение выделять главное.

г. Стимулировать проявление наблюдательности, познавательного интереса, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

д. Развивать слуховое, зрительное внимание и восприятие, мышление, воображение, развивать мелкую моторику рук.

Обучающие:

а. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли.

б. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи. Умение делать выводы.

в. Формировать умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.

г. Закреплять умения работать по схемам.

Методы:

Практические: проблемные ситуации, игровые упражнения, физкультминутка, самостоятельная творческая деятельность детей, экспериментирование с солью.

Словесные: беседа, художественное слово; проблемно-поисковые вопросы; подбор определений к заданному слову, разгадывание загадок, рассказ воспитателя, рассуждение.

Наглядные: видеоматериал, картинки.

Предварительная работа: просмотр презентаций, видео фильмов, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок, пословиц о её свойствах и добыче и ее применении в жизни человека, беседа о соли.

Оборудование: тарелочки с солью, сырые куриные яйца, ложечки, ведёрки, салфетки, вода, цветная соль, бусинки, лёд, цветные мелки, свёкла, пищевые красители, гуашь.

(Пока воспитатель с детьми готовится к занятию. Старший воспитатель читает предисловие как пришли к тому что опыт проводится с солью.)

Как-то в группе вечерком

Мы с ребятами тайком

От родителей своих

Приготовили для них...

Наш подарок необычный,

Каждый постарался лично.

А подарок был из теста –

Не простого, а цветного.

Хоть красивое оно,

Соли в нем полным-полно.

Тут у нас вопрос возник:

Кто у соли поставщик?

Стали дети рассуждать,

Все о соли вспоминать.

Знаний было маловато,

И решили тут ребята

Проект разработать свой,

Мам и пап позвать с собой!

Долго книги мы искали,

Свои знанья расширяли.

В этом мамы помогли,

На работу налегли:

Разные статьи прочли,

Соли в группу принесли,

Сшили белые халаты,

И мы стали — лаборанты.

Игры больше не нужны,

Мы с ребятами должны

Разузнать о свойствах соли,

Ее важной в жизни роли.

Опыты мы проводили,

Соль везде мы разводили:

В лимонаде и в воде,

Умудрялись в молоке.

Мы умнели с каждым днем,

Трудности нам нипочем.

В Интернет даже, возможно,

Мы войдем, это несложно.

Вот вошли мы в Интернет…

И чего там только нет!

И про соль, и про добычу,

Про соленые моря

Будем знать мы на «отлично»,

Не потратим время зря.

И про свойства почитаем:

Почему твердá, белá.

Всех гостей мы соберем,

Им поведаем о том,

Для чего нам соль нужна,

Чем полезна, чем вредна.

И, такой проделав труд,

Дети к выводу придут:

«Соль» — это не просто звук,

Соль — нам враг и соль — нам друг.

Ход занятия:

В: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Д: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!"

«Доброе утро!" солнцу и птицам.

«Доброе утро!" улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро длится до вечера!

(Обращаю внимание на воздушный гелиевый шарик привязанный лентой к корзине).

В: Ребята, посмотрите нам прислали какую-то посылку. Интересно, что там находится?

Д: Да(дети достают из корзинки коробочку и диск)

В: Что там находится?

(Дети берут коробочку, встряхивают её, слушают, как она звучит, затем проверяют имеет ли она запах. Пробуют догадаться, что там находиться.)

В: Ребята, вместе с коробочкой нам прислали диск с записью. Хотите посмотреть? (включается диск с видеообращением от Всезнайкина).

«Здравствуйте дорогие друзья, профессор Всезнайкин рад приветствовать вас. Вам интересно узнать, что в коробочке. Тогда отгадайте мою загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет — испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это?

Д: Соль.

В: Посмотрим, правильно ли мы отгадали.

(Дети открывают коробочку)

В: Правильно это соль. А какая бывает соль вы знаете?

Д: Морская, пищевая (крупная, мелкая).

В: Ачто ещё вы можете рассказать про соль?

Д: Она белого цвета. Имеет соленый вкус. Не имеет запаха. Сыпучая. Если соль размешать в большом количестве воды, то она растворится, а если воды взять меньше чем соли то соль полностью не растворится.

В: Ребята, как вы думаете, где применяется соль?

Д: Добавляют в еду, чистят посуду, применяют в медицине.

В: Правильно! Молодцы!

В: Ребята, послушайте Всезнайкин приготовил ещё что-то для нас. (Видеообращение от Всезнайкина

«Ребята, я путешествую по всему миру. И знаю много интересного. Мне сказали, что вы умные ребятки и очень любите проводить опыты и узнавать много интересного. Поэтому для вас я приготовил интересные опыты».)

(Дети достают схемы и рассматривают их)

В: Ребята как вы думаете, что это?

Д: Схемы.

В: Правильно. А для чего они нам нужны?

Д: Чтобы правильно проводить опыты.

В: Акак нам проводить? У нас с собой только схемы опытов.

Д: Надо нам пройти в лабораторию.

В: Правильно. А вы хотите провести экспериментирования как настоящие учёные?

В: А чтобы нам попасть в лабораторию надо сказать волшебные слова.

Раз, два, три повернись,

В лаборатории окажись.

В: Ну вот мы и попали в нашу лабораторию. Ребята у вас в руках есть карточки-схемы. Посмотрите на столы, что вы видите? Правильно тоже схемы, подойдите пожалуйста к тому столу где схема на столе и ваша совпадают. Будем работать командой. Будьте внимательны. (Дети находят каждый своё место).

В: Ребята мы пришли с вами в лабораторию. Вспомните пожалуйста правила поведения.

Д: Надо быть аккуратным при работе. Руками глазки не трогаем. Не шумим.

В: Увас получились команды. У каждой команды своё задание. А как работаем в команде?

Д: Дружно, не ссориться, уметь договариваться между собой.

В: Посмотрите на карточки и на стол и проверьте всё ли у вас есть для экспериментирования. (Дети проверяют всё ли у них есть на столах)

В: Атеперь одеваем свои фартуки. (Помогаю одевать, дети помогают друг другу).

В: А перед тем как мы начнём проводить опыты, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Солим капусту».

Мы капусту рубим- рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём- мнём, (мнут капусту)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём, (сгибание и разгибание кистей рук).

В: Вы на верное уже обратили внимание, что карточки у вас разные значит и опыты будете проводить разные. Юные исследователи, у вас у каждой команды есть своё задание. И вы сегодня будете делать самостоятельно по схемам. Договоритесь между собой кто что будет делать, а потом мы вас попросим рассказать, что делали и что получилось. (Дети работают самостоятельно. Если не справляются с заданием, поднимают руку, воспитатель подходит. Воспитатель стоит у стола, где дети проводят новый опыт).

Опыт1. «Разноцветная соль» (1 команда)

Самостоятельная деятельность детей. (На столе лежит обычная белая соль, пищевые красители, цветные мелки, свёкла, гуашь. Как сделать цветную соль?)

Вывод: Соль можно покрасить в любой цвет. И можно будет применять в декорировании.

Опыт 2. «Освобождение бусинок из ледяного плена (2 команда). (Надо взять несколько кубиков льда и положить на тарелочку. Потом взять щепотку соли и посыпать на лёд. И посмотреть, что будет со льдом?

Вывод: Соль растапливает лёд, поэтому в гололедицу посыпают дороги солью, чтобы не было скользко.

Опыт 3 «Подводная лодка из яйца» (3 команда)

Дети проводят опыт с помощью воспитателя. (Понадобятся 1 большая ёмкость прозрачная с водой и одно сырое яйцо (можно картофель). Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? Оно опустилось на дно.

Потом добавить ложечку соли. Что произошло с яйцом? Оно всплывает на поверхность.

Вывод: Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.

Физкультминутка «Как на горке». (В конце каждая команда рассказывает про свои опыты. Дети сидят на стульчиках и слушают, а третья команда ещё раз показывает, что они делали т. к. этот опыт новый. Дети сами рассказывают и делают выводы.)

В: Молодцы мои юные исследователи. Все справились с заданиями от Всезнайкина.

В: Ребята, мы с вами на занятие вырезали снежинки. Но они у нас белые. (Воспитатель вынимает из шкатулки обычные белые снежинки).

Как мы можем сделать красивые, цветные снежинки, чтобы подарить нашим гостям?

Д: (предлагают свои варианты). Раскрасить цветной солью. (Дети за столами украшают снежинки).

Всезнайкин: Апока ваши снежинки сохнут я хочу у вас спросить. Чем понравилось сегодня заниматься в лаборатории? Что узнали нового? (ответы детей).

В: Ребята, посмотрите, а наши снежинки уже высохли. Аккуратно возьмите и стряхните лишнюю соль в тарелочку. А теперь можем дарить.

В: Ну что Всезнайка выполнили ли мы твои задания?

Всезнайка: Молодцы! Вы все хорошо справились.

А мне пора дальше путешествовать за новыми открытиями. До свидания!

Д: До свидания!

В: Ачтобы нам опять оказаться в группе нам надо снять халаты и положить их аккуратно на своё место. И сказать волшебные слова:

Раз, два, три повернись,

И в нашей группе очутись.

Литература:

  1. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста» / Под ред. О. В. Дыбиной. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 64 с. – (Программа развития).
  2. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» / Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 64 с.
  3. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников» // Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. № 1.
  4. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): соль, Ребенок, опыт, Ребята, доброе утро, команда, стол, познавательный интерес, свойство соли, цветная соль.

Похожие статьи

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Развитие исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Влияние художественно-творческой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников

Похожие статьи

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Развитие исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Влияние художественно-творческой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников

Задать вопрос