Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Секреты соли»
Автор: Проскурина Ольга Юрьевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (78) сентябрь 2024 г.
Дата публикации: 15.07.2024
Статья просмотрена: 11 раз
Библиографическое описание:
Проскурина, О. Ю. Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Секреты соли» / О. Ю. Проскурина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 8 (78). — С. 58-61. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/271/9350/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель: формирование у детей представлений о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
— уточнить знания детей о соли;
— познакомить детей со свойствами соли, изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Развивающие:
— развивать умение обобщать, устанавливать причинно — следственные зависимости, умение делать выводы.
Воспитательные:
— воспитывать навыки безопасного обращения с солью и навыки культурного ее потребления;
— испытать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Демонстрационный материал:
— мешочек с солью;
— ноутбук с видеозаписью;
— записка с загадкой от Пина (герой мультсериала «Смешарики»)
Текст:
«Здравствуйте, ребята, меня зовут Пин, высылаю вам мешочек с секретом. Догадайтесь, что там находится, вот вам подсказка.
Загадка:
Что за странный порошок,
С виду неприметный.
Но любое блюдо он,
Делает отменным…»;
— иллюстрации по теме «Соль»;
— три пронумерованных пластиковых стакана (1-й — с холодной водой; 2-й — с тёплой водой, 3-й — с холодной водой);
— блюдце с солью;
— блюдце с размельченным цветным мелом;
— блюдце с 2-мя кусочками сырой картошки;
— трубочка;
— чайная ложка;
— грязная кружка;
— губка;
— пачки с разными видами соли (каменная, морская, соль «Экстра», йодированная соль, розовая соль);
— схемы, изображающие свойства соли;
— мольберт.
Раздаточный материал:
— по 3 пронумерованных пластиковых стакана с водой на человека (1-й — с холодной водой; 2-й — с тёплой водой, 3-й — с холодной водой);
— блюдце с солью на каждого ребёнка;
— блюдце с двумя кусочками картофеля на каждого ребёнка;
— блюдце с размельченным цветным мелом на каждого ребёнка;
— чайная ложка на каждого ребёнка;
— трубочка на каждого ребёнка.
Предварительная работа:
— беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
— дидактическая игра «Соленое-несоленое».
— чтение пословиц, поговорок, литературных произведений о соли, отгадывание загадок.
— наблюдение «Как мама использует соль?».
Методы и приемы :
— практические: опыты с солью;
— наглядные: иллюстрации, наблюдение;
— словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.
Ход занятия
1.Организационный этап
Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе: «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг,
Здравствуй, друг,
Здравствуй, наш весёлый круг!
Дети садятся на стульчики .
2. Мотивационно-ориентировочный этап
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня в группе. Это мешочек с запиской. Пощупайте его. Как вы думаете, что в нём может находиться? (Примерные ответы детей)
Теперь, давайте, прочтем записку, может она прояснит, что же находится в мешочке.
Текст:
«Здравствуйте, ребята, меня зовут Пин, высылаю вам мешочек с секретом. Догадайтесь, что там находится, вот вам подсказка.
Загадка:
Что за странный порошок,
С виду неприметный.
Но любое блюдо он,
Делает отменным…»;
Ребята, кто догадался что там? ( Соль. ) Верно, это соль.
Воспитатель открывает мешочек и показывает детям.
Ребята, давайте, включим видео и послушаем Пина.
Включается ноутбук и на нем появляется Пин и говорит : «Здравствуйте, ребята. Вы догадались, что за вещество находится в мешочке? Правильно — это соль. Соль — незаменимый продукт питания, о которой мы ничего не знаем. Предлагаю вам узнать о соли и ответить на следующие вопросы:
— Ребята, что вы знаете про соль?
— Как её добывают?
— Какие виды соли бывают?
— Полезна она или вредна для человека?
— Для чего нужна людям соль?
— Какими свойствами обладает соль?
— Желаю вам удачи, юные учёные!»
Воспитатель. Пин, мы обязательно изучим это интересное вещество — соль и ответим на твои вопросы. Ребята, а я вам расскажу о соли.
Послушайте мой рассказ.
3. Основной этап
Беседа с показом иллюстраций
(1). Сейчас можно купить соль в любом магазине, она стоит дешево. Но в далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Её называли «белое золото». Соль так ценилась, потому что люди не знали, где её взять. Прошло много времени и люди научились добывать соль.
(2, 3). Добыча соли всегда считалась нелегким трудом. Много лет назад это делалось вручную.
(4, 5). Со временем на смену ручному труду по добыче соли пришли современные врубовые машины, соляные комбайны и экскаваторы.
В настоящее время соль добывают разными способами :
1.( 6, 7). Каменную соль добывают на карьерах или в шахтах.
Ребята, на месте высохших озер и морей остались залежи соли. Если она находится неглубоко, ведется разработка открытым карьерным способом.
А, если соляные пласты находятся на большой глубине, то в этом случае прорубают тоннель (шахту) и извлекают соль.
2. (8). Озёрную соль добывают из пластов на дне соляных озёр.
3 . (9). Морскую соль добывают на морских отмелях или в специальных бассейнах из морской воды путём выпаривания или вымораживания.
(11, 12). Потом на солеваренных заводах соль перерабатывают, очищают от примесей, фасуют. После этого она попадает на прилавки магазинов. В магазине мы увидим различную соль:
(13, 14). Это каменная соль разного помола: крупного и мелкого. Соль сорта «Экстра» — соль мелкого помола. Йодированная соль — в неё добавляют йод и используют при нехватке йода в организме. Самой полезной солью считается морская, в её состав входят все необходимые нашему организму микроэлементы. Есть и розовая морская соль, свой цвет она приобрела благодаря особой водоросли.
Ребята, а как вы думаете, для чего нужна соль?
Вставайте в кружок. Будем передавать мешочек с солью и говорить, для чего она нужна. Дети встают в кружок и передают мешочек с солью.
Игра «Соль нужна для того, чтобы…»
- Чтобы консервировать овощи.
- Промыть нос.
- Чтобы посолить суп.
- Посыпать дорожки зимой.
- Чтобы добавить в жаренную картошку.
- Чтобы посолить салат.
- Чтобы засолить грибы.
- Для полоскания горла, когда оно болит.
- Для животных.
- Чтобы сделать ингаляцию.
- Чтобы посолить огурцы.
- Чтобы посолить рыбу.
- Соль можно подогреть и положить в мешочке на место ушиба.
- Можно посолить мясо.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель . (15). Соль применяют везде: в кулинарии, в медицине, в косметологии, в промышленности, в быту.
(16). Каждый день соль нам нужна для приготовления пищи, для консервирования овощей.
(17). Соль используют в народной медицине: для ингаляции, промывания носа, из нее делают солевые компрессы при ушибах, поласкают горло, в соляных пещерах лечат органы дыхания.
(18). В косметологии соль используют для приготовления скрабов, гелей, шампуней.
(19). Соль используют в промышленности при изготовлении пластмассы, стекла, бумаги и многого другого.
Соль полезна не только людям, но и животным . Её дают коровам, лосям, чтобы они были здоровыми.
(20). На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке не поскользнулся, не упал.
(21). В быту соль необходима для работы посудомоечной машины, для чистки посуды.
Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение: пища не усваивается. Соль необходима для дыхания, для движения мышц.
Но и большое количество соли тоже вредно для здоровья.
От переизбытка соли могут заболеть печень, почки, повыситься давление. Также большое количество соли приводит к размягчению костей и зубов. Норма употребления соли составляет 1 чайная ложка в сутки.
Теперь вы знаете, как надо правильно употреблять соль, чтобы быть здоровыми.
Физминутка
Ребята, а не пора ли нам подвигаться. Я включу музыку и под слова песни мы будем танцевать ( аудиозапись «Как живёшь, вот так…» )
Практическая часть «Экспериментирование с солью»
А сейчас я приглашаю вас в лабораторию. Проходите за столы.
Прежде, чем начать наши исследования, давайте вспомним правила при проведении опытов и работе с солью:
- Не трогать руками глаза.
- Соблюдать тишину.
- Не толкать соседа во время работы.
- Сначала посмотри, а потом повтори.
- Выполнил и положи на место.
Опыт № 1. «Из чего состоит соль»
Что у вас на тарелочке?
—С оль.
Что вы можете о ней сказать, какая она?
— Белая, мелкая и т. д.
Понюхайте. Имеет соль запах?
— Нет.
Подуйте тихонько на соль через трубочку. Соль рассыпается, значит какая она?
— Сыпучая .
Дети, давайте, сделаем вывод, поможет вам вот эта схема (схема 1).
Воспитатель называет имя ребёнка, он делает вывод.
Вывод : соль белого цвета, не имеет запаха, солёная на вкус, сыпучая.
Опыт № 2 «Соль хрустит»
Надавим на соль сухой ложкой, что мы услышали?
— Мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.
— Соль, как и снег, состоит из частиц — кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст. Какой сделаем вывод. Из чего состоит соль?
Воспитатель называет имя ребёнка, он делает вывод.
Вывод : соль состоит из кристаллов (схема 2).
Опыт № 3: «Соль поглощает воду»
Добавьте в блюдце с солью одну ложку воды из стакана № 1. Что произошло? Куда делась вода?
— Вода впиталась в соль.
Правильно, соль впитала воду. Какой вывод сделаем?
Воспитатель называет имя ребёнка, он делает вывод.
Вывод: соль впитывает воду.
Добавьте соль в стакан № 1и размешайте. Что произошло с солью?
— С оль исчезла, растворилась в воде.
Что происходит с солью в большом количестве воды?
Воспитатель называет имя ребёнка, он делает вывод.
Вывод : соль растворяется при большем количестве воды (схема 2).
Опыт № 4 « Растворимость соли»
А теперь посмотрим, в какой воде соль растворяется быстрее: в холодной или в тёплой. Для опыта нам понадобится два стакана с холодной № 1 и с теплой водой № 2, в каждый стакан насыпаем небольшое количество соли, размешаем и понаблюдаем, что будет происходить.
— Соль исчезла, растворилась быстрее в тёплой воде.
Воспитатель называет имя ребёнка, он делает вывод.
Вывод : в холодной воде соль растворяется медленнее, а в теплой быстрее (схема 3).
Опыт № 5 «Плавающий картофель»
Ребята, солёная вода похожа на морскую воду. А вы знаете, что в морской воде легче плавать. Хотите это проверить?
— Да.
В стакан под № 3, где простая вода, положим кусочек картофеля и в стакан под № 1, где солёная вода (положите туда ещё соль, чтобы была очень соленая) опустим такой же кусочек картофеля. Что произошло?
— В стакане с простой водой картофель утонул, а в стакане с солёной водой плавает.
Воспитатель называет имя ребёнка, он делает вывод.
Вывод : всолёной воде легче плавать (схема 4).
Опыт № 6. «Соль — чистящее средство»
Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду.
Посмотрите, у меня грязная кружка. На влажную губку насыпаю немного соли и чищу кружку. Посмотрите, что с ней стало?
— Она стала чистая, даже блестит на свету.
Воспитатель называет имя ребёнка, он делает вывод.
Вывод : при помощи соли можно чистить посуду от загрязнений (схема 5).
Опыт № 7 «Соль можно окрасить»
Возьмите ложку цветного мелка, добавьте в блюдце с солью. И перемешайте. Что произошло?
— С помощью мелков соль окрасилась.
Какой можно сделать вывод?
Воспитатель называет имя ребёнка, он делает вывод.
Вывод : соль окрашивается (схема 6).
- Рефлексивно-оценочный
Воспитатель: Ребята, оказывается, что соль очень интересный продукт. Вам понравилось экспериментировать с солью? Вы получили ответы на вопросы Пина? Давайте, ответим на них. (Дети отвечают на вопросы)
— Какие виды соли существуют по способам добычи?
— Для чего нужна соль людям?
— Какими свойствами обладает соль? С ответом вам помогут схемы.
Молодцы! У соли ещё есть много других секретов. И мы их узнаем на следующих занятиях. До свидания. До новых встреч.