Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Путешествие в зимний лес»
Авторы: Никулина Оксана Александровна, Царькова Валентина Ивановна, Орлова Наталья Петровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (53) май 2022 г.
Дата публикации: 13.04.2022
Статья просмотрена: 11 раз
Библиографическое описание:
Никулина, О. А. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Путешествие в зимний лес» / О. А. Никулина, В. И. Царькова, Н. П. Орлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 5 (53). — С. 61-64. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/223/7271/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель: обобщение и систематизация представлений у детей об изменениях в жизни зверей и птиц в зимнее время года.
Задачи:
– закреплять знания об изменениях, которые произошли в жизни диких животных и птиц с наступлением зимы;
– формировать исследовательский и познавательный интерес посредством экспериментирования «Почему снег белый?»;
– способствовать развитию познавательной активности, способности анализировать, делать выводы;
– совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей, её связность и содержательность;
– создать условия для развития слуховой и зрительной памяти, внимания детей;
– помочь детям почувствовать красоту и многообразие зимней природы;
– вызвать чувство сопереживания, отзывчивости и желание помогать, способствовать сплочённости в детском коллективе;
– содействовать воспитанию любви к природе и бережному отношению к ней.
Предварительная работа : наблюдения за зимней погодой, птицами на целевых прогулках, рассматривание иллюстраций, картин о зиме (К. Юона «Зима в лесу», И. Грабарь «Зима»), беседы о зиме, о зимних явлениях природы, чтение художественной литературы (отрывок из стихотворения И. Сурикова «Четыре цвета года», рассказы М. Сибиряка, М. Пришвина, В. Бианки), отгадывание загадок о зиме, просмотр видеороликов «Как дикие животные готовятся к зиме», слушание музыкального цикла «Времена года», рисование «Животные леса зимой», «Деревья зимой», лепка «Птичья столовая», коллективная аппликация «Зимний пейзаж».
Способы: приветствие, сюрпризный момент (видеописьмо от Снежной Королевы), дидактическая игра «Правила поведения в лесу», имитация движений с речевым сопровождением «Друг за другом мы встаём, к зимушке — зиме идём», чтение детьми стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимою…», речевая игра «Доскажи словечко», музыкальная динамическая пауза «Зимняя зарядка», экспериментирование «Почему снег белый?», самомассаж «Зимняя разогревалочка», беседа, дидактическая игра «Рассели перелётных и зимующих птиц», дыхательная гимнастика «Снегопад», интерактивная игра «Назови пословицу».
Средства: мультимедийная доска, искусственные ели, кормушка, костюм снеговика, льдинки, снежинка, видеописьмо от Снежной Королевы, слайд с правилами поведения в лесу, два мольберта, картинки с изображением весны и зимы, карточки зимующих и перелётных птиц на магнитах, контейнер с нарезанной пленкой, поднос, белая салфетка, белый лист бумаги, аудиозапись «Вьюга», слайд с пословицами и поговорками о животных.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Музыкальный зал оформлен в виде зимнего леса (искусственные ели, сугробы из белой ткани).
Приветствие
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в кружок и поприветствуем друг друга.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро приветливым лицам!»
Каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера!
Сюрпризный момент
(В музыкальном зале выключается свет, звучит музыка вьюги, затем включается свет.)
Воспитатель : Ребята, посмотрите к нам в зал прилетела снежинка с посланием. Кто же прислал нам снежинку? Давайте узнаем!
(На интерактивной доске появляется видеописьмо от Снежной Королевы.)
Снежная Королева : Я — Снежная Королева, царица холода, снега и льда. Надоело мне смотреть, как вы радуетесь зиме. Поэтому я заколдовала весь лес: деревья все в снегу, заснули, птицы не поют, звери все попрятались.
Воспитатель : Снежная Королева, что нам надо сделать, чтобы ты расколдовала лес?
Снежная Королева : Принесите мне волшебный алмаз, тогда, может и расколдую.
Воспитатель : А где нам его взять?
Снеговичок : Я помогу вам, ребята! Но для этого надо постараться выполнить трудные задания. На вашем пути встретятся разные препятствия, справившись с которыми, вы получите льдинки. Собрав все льдинки, вы получите алмаз и расколдуете зимний лес!
Воспитатель : Справимся, ребята? (Ответы детей). Веди нас, Снеговик!
Воспитатель : Но чтобы отправиться в зимний лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Дидактическая игра «Правила поведения в лесу»
(На интерактивной доске картинки — детям предлагается назвать правила поведения в лесу.)
(1 –не шуметь в лесу, 2 — не разводить костры, 3 — нельзя мусорить в лесу, 4 — не ломать ветки, 5 — любоваться природой, рассматривать деревья, цветы, 6 — слушать голоса птиц.)
Воспитатель : А теперь отправляемся в зимний лес!
Имитация движений с речевым сопровождением
(Дети повторяют движения за взрослым с речевым сопровождением, сначала идут змейкой за взрослым и идут по кругу.)
Друг за другом мы встаем,
К Зимушке — зиме идем.
В зимний лес пойдем гулять,
Будем весело шагать.
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу.
Побежим мы поскорее,
Ножки с ручками согреем.
Воспитатель : Ребята, посмотрите мы оказались с вами в зимнем лесу, посмотрите, какой он красивый и загадочный! Многие поэты воспевали его в своих стихотворениях.
Художественное слово
(Дети читают стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою зимою…».)
1 ребенок:
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
2 ребенок:
И стоит он, околдован,
И живой, и не живой,
Сном волшебным очарован,
Весь окутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой.
Снеговичок : Я очень рад, что вы пришли помочь расколдовать лес от Снежной Королевы. Давайте поиграем в игру.
Речевая игра «Доскажи словечко»
(Снеговичок задаёт вопросы детям.)
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (снег).
С неба все скользят пушинки –
Серебристые… (снежинки).
На поля и на лужок
Выпал беленький… (снежок).
Вот веселье для ребят –
Все сильнее … (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился …(снеговик).
Рядом снежная фигурка –
Это девочка …(Снегурка).
На снегу — то посмотри? –
С красной грудкой … (снегири).
Воспитатель : Ребята, какие слова вы добавляли? На какое слово они все похожи?
Дети : Снег.
Снеговичок : Молодцы, ребята, справились с заданием. Возьмите первую льдинку.
(Снеговичок отдает детям льдинку.)
Снеговичок : Чтобы не замёрзнуть в зимнем лесу, приглашаю вас на веселую зимнюю зарядку.
Динамическая пауза «Зимняя зарядка»
(Дети повторяют движения за героями мульт — зарядки.)
Воспитатель : А нам пора в путь!
Воспитатель : Ребята, какого цвета снег?
Дети : Белый.
Воспитатель : А хотите узнать, почему он белый?
Дети : Да!
Воспитатель : Тогда я предлагаю вам пройти в зимнюю лабораторию.
Экспериментирование со снегом
Воспитатель : Из чего состоит снег?
Дети : Из снежинок.
Воспитатель : Помните, когда мы с вами рассматривали снежинки через увеличительное стекло, какие они были?
Дети : Маленькие, прозрачные.
Воспитатель : А если каждая снежинка прозрачная, то почему снег белого цвета? Если снежинки похожи на маленькие льдинки, то нам понадобится тонкий лед. Сможем мы его использовать в теплой комнате?
Дети : Нет, потому что он растает.
Воспитатель : Чем можно заменить лед? Посмотрите на эти предметы и выберете похожие.
(Дети выбирают из трех предметов — салфетка, пленка, белый лист.)
Воспитатель : Чем похожа пленка на лед?
Дети : Она гладкая, прозрачная.
Воспитатель : Если мы разрежем пленку на несколько маленьких частей, все части какие?
Дети : Прозрачные.
Воспитатель : Если их мелко настричь и посыпать горкой, то образуется горка, сугроб. Какого цвета сугроб?
Дети : Белого.
Воспитатель : Тоже самое происходит в природе со снегом и льдом. Ребята, какой вывод можно сделать?
Дети : Снежинки и льдинки прозрачные. Когда их много, образуется сугроб, снег становится белым.
Снеговичок : Молодцы, ребята! Справились с заданием, получите льдинку!
(Снеговик отдает детям льдинку.)
Снеговичок : Давайте попробуем собрать алмаз для Снежной Королевы. Получился?
Дети : Ещё нет, не получился.
Воспитатель : Ну что, замёрзли? Давайте погреем ручки и щёчки.
Самомассаж «Зимняя разогревалочка»
А теперь мы дружно
Ладошки разотрём,
Щёчки мы пощиплем,
Погладим и помнём!
Беседа
Воспитатель : Снеговичок предлагает вам еще одно задание. Поможем расколдовать лес и получить ещё одну льдинку?
Дети : Да!
Воспитатель : Ребята, каких птиц вам приходилось наблюдать в лесу зимой?
Дети : Синичка, воробей, голубь, снегирь, поползень, дятел.
Воспитатель : Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?
Дети : Зимующие.
Воспитатель : Каких птиц не видно в последнее время?
Дети : Ласточка, грач, ворона.
Воспитатель : Куда исчезли эти птицы?
Дети : Улетели в тёплые края.
Воспитатель : Как называются эти птицы?
Дети : Перелётные.
Воспитатель : Ребята, почему перелётные птицы улетают?
Дети : Они улетаю на юг, чтобы найти себе корм; птицы очень быстро расходуют энергию, поэтому им часто нужно есть; когда земля замерзает, насекомых найти трудно.
Дидактическая игра «Рассели перелётных и зимующих птиц»
Воспитатель : Ребята, предлагаю вам взять по одной карточке с изображением птицы и расселить их по картинкам: на кормушку или в гнездо.
(На магнитной доске дети расселяют перелётных птиц на доску с изображением гнезда, а зимующих птиц — на доску с изображением кормушки.)
Снеговичок : Ребята, мы справились с заданием. Получите еще одну льдинку! Давайте попробуем соединить льдинки. Получился алмаз?
Дети : Нет, не хватает еще одной льдинки.
Воспитатель : Ребята, предлагаю вам подышать свежим, лесным морозным воздухом.
Дыхательная гимнастика «Снегопад»
Мы снежинок наберём,
Затем глубоко вдохнём,
Чтоб снежинки полетели,
Надо выдохнуть сильнее!
Воспитатель : Ребята, посмотрите, все звери в лесу спрятались. А разве все дикие животные зимой в лесу спят?
Дети : Зимой спят в своих норах, берлогах ежи, медведи.
Интерактивная игра «Назови пословицу»
Воспитатель : Снежная Королева снова приготовила для вас задание: нужно назвать пословицы и поговорки о диких животных по картинкам и объяснить их значение.
(Дети по картинкам на интерактивной доске называют пословицы о животных).
1 пословица: Волков бояться — в лес не ходить.
Дети : Если бояться трудностей, то не стоит начинать какое — либо дело.
2 пословица: За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Дети : Нельзя браться сразу за несколько дел, нигде не добьёшься успеха.
3 пословица: Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Дети : Лучше сейчас что — либо иметь, чем надеяться на большое неизвестно когда.
4 пословица:Всякая лисица свой хвост хвалит.
Дети : Все себя хвалят или каждый хвалит то, что ему близко и дорого.
Снеговичок : Молодцы, ребята! Справились с заданием, получайте льдинку! Давайте попробуем собрать алмаз.
(Дети собирают алмаз).
Рефлексия
Воспитатель : Посмотрите, у нас получился такой красивый алмаз! Давайте отдадим его Снежной Королеве.
(Появляется видео Снежной Королевы).
Снежная Королева : Так и быть, расколдую я зимний лес!
(На интерактивной доске изображение зимнего леса с голосами птиц.)
Воспитатель : Снежная Королева, ты больше не заколдовывай лес, а то звери и птицы могут погибнуть от холода.
Воспитатель : Ребята, посмотрите вокруг: все звери в лесу проснулись, птицы прилетели. Ребята, что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
(Ответы детей).
Снеговичок : Молодцы, ребята! Освободили вы зверей и птиц от колдовства Снежной Королевы. За это я приготовил для вас снежное угощение. Угощайтесь, ребята!
(Снеговичок угощает детей зефиром).
Литература:
- Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! — СПб: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2014.
- Дыбина, О. В., Рахманова, Н. П., Щетинина, В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. –М.:ТЦ Сфера, 2018.
- Николаева, С. Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4. — С. 42–46.