Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Путешествие в зимний лес» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (53) май 2022 г.

Дата публикации: 13.04.2022

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Никулина, О. А. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Путешествие в зимний лес» / О. А. Никулина, В. И. Царькова, Н. П. Орлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 5 (53). — С. 61-64. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/223/7271/ (дата обращения: 16.12.2024).



Цель: обобщение и систематизация представлений у детей об изменениях в жизни зверей и птиц в зимнее время года.

Задачи:

– закреплять знания об изменениях, которые произошли в жизни диких животных и птиц с наступлением зимы;

– формировать исследовательский и познавательный интерес посредством экспериментирования «Почему снег белый?»;

– способствовать развитию познавательной активности, способности анализировать, делать выводы;

– совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей, её связность и содержательность;

– создать условия для развития слуховой и зрительной памяти, внимания детей;

– помочь детям почувствовать красоту и многообразие зимней природы;

– вызвать чувство сопереживания, отзывчивости и желание помогать, способствовать сплочённости в детском коллективе;

– содействовать воспитанию любви к природе и бережному отношению к ней.

Предварительная работа : наблюдения за зимней погодой, птицами на целевых прогулках, рассматривание иллюстраций, картин о зиме (К. Юона «Зима в лесу», И. Грабарь «Зима»), беседы о зиме, о зимних явлениях природы, чтение художественной литературы (отрывок из стихотворения И. Сурикова «Четыре цвета года», рассказы М. Сибиряка, М. Пришвина, В. Бианки), отгадывание загадок о зиме, просмотр видеороликов «Как дикие животные готовятся к зиме», слушание музыкального цикла «Времена года», рисование «Животные леса зимой», «Деревья зимой», лепка «Птичья столовая», коллективная аппликация «Зимний пейзаж».

Способы: приветствие, сюрпризный момент (видеописьмо от Снежной Королевы), дидактическая игра «Правила поведения в лесу», имитация движений с речевым сопровождением «Друг за другом мы встаём, к зимушке — зиме идём», чтение детьми стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимою…», речевая игра «Доскажи словечко», музыкальная динамическая пауза «Зимняя зарядка», экспериментирование «Почему снег белый?», самомассаж «Зимняя разогревалочка», беседа, дидактическая игра «Рассели перелётных и зимующих птиц», дыхательная гимнастика «Снегопад», интерактивная игра «Назови пословицу».

Средства: мультимедийная доска, искусственные ели, кормушка, костюм снеговика, льдинки, снежинка, видеописьмо от Снежной Королевы, слайд с правилами поведения в лесу, два мольберта, картинки с изображением весны и зимы, карточки зимующих и перелётных птиц на магнитах, контейнер с нарезанной пленкой, поднос, белая салфетка, белый лист бумаги, аудиозапись «Вьюга», слайд с пословицами и поговорками о животных.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Музыкальный зал оформлен в виде зимнего леса (искусственные ели, сугробы из белой ткани).

Приветствие

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в кружок и поприветствуем друг друга.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам!»

Каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера!

Сюрпризный момент

(В музыкальном зале выключается свет, звучит музыка вьюги, затем включается свет.)

Воспитатель : Ребята, посмотрите к нам в зал прилетела снежинка с посланием. Кто же прислал нам снежинку? Давайте узнаем!

(На интерактивной доске появляется видеописьмо от Снежной Королевы.)

Снежная Королева : Я — Снежная Королева, царица холода, снега и льда. Надоело мне смотреть, как вы радуетесь зиме. Поэтому я заколдовала весь лес: деревья все в снегу, заснули, птицы не поют, звери все попрятались.

Воспитатель : Снежная Королева, что нам надо сделать, чтобы ты расколдовала лес?

Снежная Королева : Принесите мне волшебный алмаз, тогда, может и расколдую.

Воспитатель : А где нам его взять?

Снеговичок : Я помогу вам, ребята! Но для этого надо постараться выполнить трудные задания. На вашем пути встретятся разные препятствия, справившись с которыми, вы получите льдинки. Собрав все льдинки, вы получите алмаз и расколдуете зимний лес!

Воспитатель : Справимся, ребята? (Ответы детей). Веди нас, Снеговик!

Воспитатель : Но чтобы отправиться в зимний лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дидактическая игра «Правила поведения в лесу»

(На интерактивной доске картинки — детям предлагается назвать правила поведения в лесу.)

(1 –не шуметь в лесу, 2 — не разводить костры, 3 — нельзя мусорить в лесу, 4 — не ломать ветки, 5 — любоваться природой, рассматривать деревья, цветы, 6 — слушать голоса птиц.)

Воспитатель : А теперь отправляемся в зимний лес!

Имитация движений с речевым сопровождением

(Дети повторяют движения за взрослым с речевым сопровождением, сначала идут змейкой за взрослым и идут по кругу.)

Друг за другом мы встаем,

К Зимушке — зиме идем.

В зимний лес пойдем гулять,

Будем весело шагать.

Поднимай повыше ногу,

Проложи себе дорогу.

Побежим мы поскорее,

Ножки с ручками согреем.

Воспитатель : Ребята, посмотрите мы оказались с вами в зимнем лесу, посмотрите, какой он красивый и загадочный! Многие поэты воспевали его в своих стихотворениях.

Художественное слово

(Дети читают стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою зимою…».)

1 ребенок:

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

2 ребенок:

И стоит он, околдован,

И живой, и не живой,

Сном волшебным очарован,

Весь окутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой.

Снеговичок : Я очень рад, что вы пришли помочь расколдовать лес от Снежной Королевы. Давайте поиграем в игру.

Речевая игра «Доскажи словечко»

(Снеговичок задаёт вопросы детям.)

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю… (снег).

С неба все скользят пушинки –

Серебристые… (снежинки).

На поля и на лужок

Выпал беленький… (снежок).

Вот веселье для ребят –

Все сильнее … (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … (снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился …(снеговик).

Рядом снежная фигурка –

Это девочка …(Снегурка).

На снегу — то посмотри? –

С красной грудкой … (снегири).

Воспитатель : Ребята, какие слова вы добавляли? На какое слово они все похожи?

Дети : Снег.

Снеговичок : Молодцы, ребята, справились с заданием. Возьмите первую льдинку.

(Снеговичок отдает детям льдинку.)

Снеговичок : Чтобы не замёрзнуть в зимнем лесу, приглашаю вас на веселую зимнюю зарядку.

Динамическая пауза «Зимняя зарядка»

(Дети повторяют движения за героями мульт — зарядки.)

Воспитатель : А нам пора в путь!

Воспитатель : Ребята, какого цвета снег?

Дети : Белый.

Воспитатель : А хотите узнать, почему он белый?

Дети : Да!

Воспитатель : Тогда я предлагаю вам пройти в зимнюю лабораторию.

Экспериментирование со снегом

Воспитатель : Из чего состоит снег?

Дети : Из снежинок.

Воспитатель : Помните, когда мы с вами рассматривали снежинки через увеличительное стекло, какие они были?

Дети : Маленькие, прозрачные.

Воспитатель : А если каждая снежинка прозрачная, то почему снег белого цвета? Если снежинки похожи на маленькие льдинки, то нам понадобится тонкий лед. Сможем мы его использовать в теплой комнате?

Дети : Нет, потому что он растает.

Воспитатель : Чем можно заменить лед? Посмотрите на эти предметы и выберете похожие.

(Дети выбирают из трех предметов — салфетка, пленка, белый лист.)

Воспитатель : Чем похожа пленка на лед?

Дети : Она гладкая, прозрачная.

Воспитатель : Если мы разрежем пленку на несколько маленьких частей, все части какие?

Дети : Прозрачные.

Воспитатель : Если их мелко настричь и посыпать горкой, то образуется горка, сугроб. Какого цвета сугроб?

Дети : Белого.

Воспитатель : Тоже самое происходит в природе со снегом и льдом. Ребята, какой вывод можно сделать?

Дети : Снежинки и льдинки прозрачные. Когда их много, образуется сугроб, снег становится белым.

Снеговичок : Молодцы, ребята! Справились с заданием, получите льдинку!

(Снеговик отдает детям льдинку.)

Снеговичок : Давайте попробуем собрать алмаз для Снежной Королевы. Получился?

Дети : Ещё нет, не получился.

Воспитатель : Ну что, замёрзли? Давайте погреем ручки и щёчки.

Самомассаж «Зимняя разогревалочка»

А теперь мы дружно

Ладошки разотрём,

Щёчки мы пощиплем,

Погладим и помнём!

Беседа

Воспитатель : Снеговичок предлагает вам еще одно задание. Поможем расколдовать лес и получить ещё одну льдинку?

Дети : Да!

Воспитатель : Ребята, каких птиц вам приходилось наблюдать в лесу зимой?

Дети : Синичка, воробей, голубь, снегирь, поползень, дятел.

Воспитатель : Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?

Дети : Зимующие.

Воспитатель : Каких птиц не видно в последнее время?

Дети : Ласточка, грач, ворона.

Воспитатель : Куда исчезли эти птицы?

Дети : Улетели в тёплые края.

Воспитатель : Как называются эти птицы?

Дети : Перелётные.

Воспитатель : Ребята, почему перелётные птицы улетают?

Дети : Они улетаю на юг, чтобы найти себе корм; птицы очень быстро расходуют энергию, поэтому им часто нужно есть; когда земля замерзает, насекомых найти трудно.

Дидактическая игра «Рассели перелётных и зимующих птиц»

Воспитатель : Ребята, предлагаю вам взять по одной карточке с изображением птицы и расселить их по картинкам: на кормушку или в гнездо.

(На магнитной доске дети расселяют перелётных птиц на доску с изображением гнезда, а зимующих птиц — на доску с изображением кормушки.)

Снеговичок : Ребята, мы справились с заданием. Получите еще одну льдинку! Давайте попробуем соединить льдинки. Получился алмаз?

Дети : Нет, не хватает еще одной льдинки.

Воспитатель : Ребята, предлагаю вам подышать свежим, лесным морозным воздухом.

Дыхательная гимнастика «Снегопад»

Мы снежинок наберём,

Затем глубоко вдохнём,

Чтоб снежинки полетели,

Надо выдохнуть сильнее!

Воспитатель : Ребята, посмотрите, все звери в лесу спрятались. А разве все дикие животные зимой в лесу спят?

Дети : Зимой спят в своих норах, берлогах ежи, медведи.

Интерактивная игра «Назови пословицу»

Воспитатель : Снежная Королева снова приготовила для вас задание: нужно назвать пословицы и поговорки о диких животных по картинкам и объяснить их значение.

(Дети по картинкам на интерактивной доске называют пословицы о животных).

1 пословица: Волков бояться — в лес не ходить.

Дети : Если бояться трудностей, то не стоит начинать какое — либо дело.

2 пословица: За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

Дети : Нельзя браться сразу за несколько дел, нигде не добьёшься успеха.

3 пословица: Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Дети : Лучше сейчас что — либо иметь, чем надеяться на большое неизвестно когда.

4 пословица:Всякая лисица свой хвост хвалит.

Дети : Все себя хвалят или каждый хвалит то, что ему близко и дорого.

Снеговичок : Молодцы, ребята! Справились с заданием, получайте льдинку! Давайте попробуем собрать алмаз.

(Дети собирают алмаз).

Рефлексия

Воспитатель : Посмотрите, у нас получился такой красивый алмаз! Давайте отдадим его Снежной Королеве.

(Появляется видео Снежной Королевы).

Снежная Королева : Так и быть, расколдую я зимний лес!

(На интерактивной доске изображение зимнего леса с голосами птиц.)

Воспитатель : Снежная Королева, ты больше не заколдовывай лес, а то звери и птицы могут погибнуть от холода.

Воспитатель : Ребята, посмотрите вокруг: все звери в лесу проснулись, птицы прилетели. Ребята, что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?

(Ответы детей).

Снеговичок : Молодцы, ребята! Освободили вы зверей и птиц от колдовства Снежной Королевы. За это я приготовил для вас снежное угощение. Угощайтесь, ребята!

(Снеговичок угощает детей зефиром).

Литература:

  1. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! — СПб: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2014.
  2. Дыбина, О. В., Рахманова, Н. П., Щетинина, В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. –М.:ТЦ Сфера, 2018.
  3. Николаева, С. Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4. — С. 42–46.

Похожие статьи

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Экскурсия в осенний лес» для детей второй младшей группы

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Путешествие в волшебный лес»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «В гости к русской березке» для воспитанников подготовительной группы

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Сказочное путешествие» для детей средней группы

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей второй младшей группы «Путешествие в волшебный лес»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по познавательному развитию на тему «Свойства снега»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Посадка помидоров»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Как зимуют дикие животные»

Конспект образовательной деятельности «По следам солнечного лучика» с детьми подготовительной группы

Похожие статьи

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Экскурсия в осенний лес» для детей второй младшей группы

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Путешествие в волшебный лес»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «В гости к русской березке» для воспитанников подготовительной группы

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Сказочное путешествие» для детей средней группы

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей второй младшей группы «Путешествие в волшебный лес»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по познавательному развитию на тему «Свойства снега»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Посадка помидоров»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Как зимуют дикие животные»

Конспект образовательной деятельности «По следам солнечного лучика» с детьми подготовительной группы

Задать вопрос