Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель освоения предложенного материала:
Обобщать и систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях, приметах зимы.
Задачи:
Образовательные: обогащать представления о зиме, учить устанавливать связи и закономерности в природе, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Совершенствовать грамматический строй речи; обогащать словарь детей образными словами и выражениями, называть слова во множественном числе, вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие; Формировать у детей умение строить предложения, активизировать словарь детей;
Коррекционно-развивающие:
Развивать связную речь, внимание, память, логическое мышление, воображение, развивать причинно-следственные связи.
Закреплять умения составлять рассказ о зиме с использованием мнемотаблицы.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе и бережное отношение к ней.
Предварительная работа : чтение стихов, рассказов, сказок о зиме и зимних явлениях, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, работа с календарём природы.
Методическое обеспечение: снежинки, письмо, д/и игра «Четвертый лишний», мнемотаблица, д\и «Синквейн», «Зима — хорошо, зима — плохо» (ТРИЗ), Д/И «Один-много».
Методические приемы: сюрпризный момент, беседа, вопросы, рассказ, игра.
Ход интегрированного занятия:
Организационный момент. Дети входят в зал.
Педагог-психолог . Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей, давайте поздороваемся.
Педагог-психолог .
Станем рядышком по кругу
Улыбнемся мы друг другу
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется!
Педагог-психолог . Улыбнитесь друг другу и всем гостям.
Давайте ребята мы поприветствуем друг друга немножко необычным способом. Поиграем в игру «Эхо».
Тот, кто стоит справа от меня, называет своё имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: «Та-ня», мы дружно, как эхо за ним повторяем. Затем своё имя прохлопывает Танина соседка справа А-ня, а мы снова повторяем. Таким образом, все по очереди назовут своё имя и прохлопают его.
Мотивационно-ориентировочный этап
Воспитатель. Ребята, посмотрите на экран Снеговик-почтовик показывает нам электронное письмо. Хотите узнать, от кого это письмо, кто нам его прислал? Дети (Да).
Письмо: «Здравствуйте ребята, меня зовут Незнайка, я живу в «Цветочном городе» и у нас постоянно лето, и я, хочу узнать о зиме и рассказать своим друзьям, помогите мне!»
Поисковый этап
Воспитатель. Ребята, мы поможем рассказать Незнайке о зиме?
Что мы для этого сделаем?
Как мы поможем?
Дети. Составим план.
Правильно, мы расскажем Незнайке
- Приметы зимы по мнемотаблице
- Игра «Зима — хорошо, зима-плохо»(Триз)
- Игра «Один — много» (зимние явления, птицы зимующие)
- 4.Составим рассказ о зиме (с использованием мнемотаблицы).
- Сравнение «лето — зима». Игры «Лето-зима, «Четвертый лишний».
Практический этап
Воспитатель. Ребята, я вам загадаю загадку, а вы её отгадайте
Звонкая погода,
Снега кутерьма,
Это время года
Мы зовем…
Дети: Зима .
Учитель- логопед. Как ласково можно назвать зиму? (Зимушка).
Расскажите о зиме.
Игра «Синквейн ».
Учитель-логопед. Какая зима? Дети называют прилагательные (красивая, снежная, холодная, серебристая, белая, волшебная)
Что делает зима? Дети называют глаголы (засыпает, заметает, замораживает)
Учитель-логопед. Правильно, молодцы!
Учитель-логопед. Составим предложения со словом «Зима».
Дети составляют предложения (Зима красивое время года, я очень люблю зиму, зимой я люблю кататься на санках)
Педагог-психолог. Какие ассоциации (образы) у вас возникают, когда я говорю слово зима? Дети отвечают (Снег, мороз, сугробы, горки, санки, лыжи, снеговик, снежки).
А сейчас мы поиграем в игру «Зима — хорошо и зима — плохо».
На столе лежат две снежинки
Одна радостная, а другая грустная.
Разложите картинки хорошо зимой — к радостной снежинке,
А плохо зимой — к грустной снежинке.
Дети классифицируют картинки «Хорошо — плохо» ( классификация картинок)
Правильно разложили картинки.
—Как вы считаете, почему хорошо зимой?
Хорошо, потому что:
— Много снега, можно лепить снежную бабу;
— Снег покрывает землю и защищает растения от мороза;
— Деревья имеют возможность отдохнуть;
— Можно кататься на санках, лыжах, коньках;
— Зима дарит нам веселые новогодние праздники;
— Дед Мороз и Снегурочка принесут нам подарки.
— Можно любоваться зимним парком
— Можно любоваться морозными узорами на окне.
Плохо, потому что:
— Снег засыпал всё, поэтому животные и птицы остались без пищи;
— На улице гололёд, можно упасть;
— Можно простудиться и заболеть;
— Снег засыпал всё: дворникам много работы;
— На дорогах снежные заносы, много работы снегоуборочным машинам.
— Дни короткие, а ночи длинные.
Молодцы, ребята!
Игра «Составь рассказ про зиму» (с помощью мнематаблицы).
Учитель-логопед . А сейчас мы составим рассказ про зиму с помощью мнемотаблицы.
Дети составляют рассказ.
1 — сейчас зима, 2 — солнце светит мало, 3 — мороз рисует на окнах узоры, 4 — часто идет снег, 5 — дуют холодные ветры, 6 — звери в лесу сменили окраску шерсти, 7 — дети играют в снежки, лепят снеговиков, катаются на санках, лыжах и коньках.
Динамическая пауза. Видео-разминка «Снеговик».
Воспитатель. Ребята, пока мы танцевали к нам закатился в группу снежный ком, давайте поиграем со снежком в игру «Один-много» ( Явления природы, зимующие птицы)
Я буду бросать снежный ком и называть слово, обозначающее ( явления природы, зимующие птицы) единственное число, а вы мне бросайте снежный ком обратно и называйте слово, обозначающее множественное число.
Снежинка — снежинки
Сугроб — сугробы
Метель — метели
Сосулька — сосульки
Мороз — морозы
Снегирь — снегири
Голубь — голуби
Ворона- вороны
Синица — синицы Молодцы!
Игра «Четвертый лишний»
Педагог-психолог
Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Четвёртый лишний».
На экране будут появляться картинки, где вы должны выбрать лишний предмет и объяснить, почему один предмет лишний. Внимание на экран!
- Снегирь, елочка в снегу, снежинка, клубника.
- Лыжи, лодка, санки, коньки.
- Снежинки, снеговик, Дед Мороз, бабочки.
- Ботинки, валенки, сапоги, шапка.
- Шуба, шарф, шапка, босоножки.
Вот мы и выполнили задания. Молодцы!
Учитель-логопед.
А сейчас будьте внимательны!
Словесная игра «Зима-лето» (назови противоположности).
Я говорю, что бывает летом, а вы что зимой.
Летом — жарко, а зимой –… (холодно)
Летом — дни длинные, а зимой –… (короткие)
Летом — солнце высоко, а зимой –…(низко)
Летом — земля покрыта травой, а зимой… — (снегом).
Летом птицам сытно, а зимой… (голодно).
Педагог-психолог. Ребята, Незнайка перепутал все картинки. Помогите ему разложить картинки по временам года «Зима-лето». У нас есть 2 обруча: красный и синий. Нужно разложить картинки, которые относятся к лету — в красный обруч, а картинки, которые относятся к зиме — в синий обруч.
Дети объясняют свой выбор картинок по обручам.
Правильно, молодцы!
Рефлексия
Воспитатель. Дети, от кого мы сегодня получили письмо?
Кому мы помогали?
О чем он нас попросил?
Как вы думаете, справились ли мы со всеми заданиями?
План
Ребята, вам понравилось рассказывать о зиме?
Что вам особенно понравилось? (Спросить каждого).
Какое задание понравилось больше всего?
Какое было легким?
Какое задания вызывало трудности?
Незнайка говорит вам спасибо.
Благодаря нашим знаниям Незнайка много узнал о зиме.
Чем отличается зима от лета.
Теперь Незнайка расскажет своим друзья, что такое зима.
Последующая работа воспитателя.
Мы, ребята, вечером нарисуем рисунки «Зимняя природа нашего края» и сделаем книжку-малышку и подарим Незнайке и его друзьям.