Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий
Авторы: Бредихин Александр Николаевич, Савоненко Марина Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 06.11.2014
Статья просмотрена: 1004 раза
Библиографическое описание:
Бредихин, А. Н. Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий / А. Н. Бредихин, М. Н. Савоненко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 66-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6579/ (дата обращения: 16.12.2024).
Каждый педагог — это родитель. И как каждый родитель мечтает для своих детей сделать этот мир лучше, интересней. Когда ребёнок приходит в школу, родители, учителя ставят одну цель — построить процесс обучения так, чтобы это было познавательно, эмоционально, ярко.
Как говорится в русской народной мудрости: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ученики младших классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. И здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Использование мультимедиа позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебного процесса. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
За последние десятилетия произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. В ближайшее время роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать и требования к компьютерной грамотности младших школьников. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, пере ориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.
В начальной школе предмет «Математика» является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий: общеучебных, логических, действий постановки и решения проблемы.
Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием ИКТ позволяют сделать их более интересными, мобильными, насыщенными.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала и усилению образовательных эффектов. На уроках применяю различные дидактические игры, анимационные презентации для устного счёта, материалы обучающих программно-методических комплексов, например, «Семейный наставник».
Дидактические игры активно включают учащихся в урок, повышают познавательную активность, улучшают эмоциональный настрой. Например, игра «Наряди ёлочку» помогает не только проверить навыки счёта, но и создаёт атмосферу праздника, радости в преддверии новогодних праздников. При проведении игры «Морское путешествие» формируются и природоведческие навыки. При закреплении состава чисел я использую задания вида «Найди ошибку». Выполняя такие упражнения, ребята получают оценку сказочного героя. Яркость образов, перемещение по экрану тренирует зрение, что также является немаловажным фактором для здоровья детей.
В системе развивающего обучения Л. В. Занкова разработана специальная программа для закрепления и контроля знаний. Ученики получают возможность проверить свои знания в более необычной для них форме, что повышает уровень успеваемости.
Современное оборудование — модульные системы PROlog — внесли в процесс обучения исследовательскую направленность. Благодаря модулям ученики на уроках проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Анализируя данные исследований, они учатся делать выводы.
На уроке математики эти модули помогают в изучении построения графиков, знакомят с физическими величинами для измерения температуры, освещённости, звука. Такие уроки не только повышают интерес, но и формируют навыки опытно-эксперементальной работы в средней и старшей школе.
Анализируя опыт использования информационно-коммуникативных технологий на уроках математики, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовывать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Литература:
1. Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. “Анатолия”, 2003.
2. Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2002. № 2
3. Павлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа. № 4.
4. Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбъякова. — Волгоград: Учитель, 2008.