В статье дано описание задач математического образования в начальной школе, рассмотрены возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе, даны рекомендации учителям по использованию ИКТ технологии с целью повышения качества знаний по математике в начальных классах.
Ключевые слова: ИКТ технологии, интерактивная доска, школьник, информатизация, познавательная активность.
В настоящее время человек окружен огромным количеством информации, которую невозможно обработать и использовать для развития без помощи новых информационных технологий. Информатизация затрагивает все сферы жизни человека, в том числе и образовательный процесс.
Теперь школьное обучение уже сложно представить без использования информационно-коммуникационных технологий, которые образуют пространство для эффективной подачи информации.
Следует отметить, что учителя на уроках часто сталкиваются с тем, что дети с трудом усваивают материал, у них снижен уровень познавательной активности и решать задачи урока самостоятельно они не хотят. Основной причиной данной проблемы может стать однообразие проводимых уроков. К тому же, не все учителя готовы к внедрению ИКТ из-за разных причин: отсутствие средств ИКТ, традиционность системы обучения, и др.
Одной из первостепенных задач начального общего образования является повышение уровня усвоения школьниками учебного материала. В начальной школе сложно провести качественный урок без применения наглядностей. Раньше тому служили плакаты, карточки, дидактические игры и прочее. Сейчас же для учителей открыто большое многообразие различных ресурсов, программ и технологий, которые мало того, что экономят время, которого всегда не хватает, так еще и делает урок ярким и продуктивным.
При необходимости или внутренней потребности заниматься математикой дополнительно, на просторах Интернета действуют разные платформы, ресурсы. Школьники могут по ним заниматься и дома. Так, ресурс «Matematika.Club» позиционирует себя как «активно развивающийся интернет-ресурс, включающий в себя разнообразие онлайн тренажеров по математике, обладающих удобным интерфейсом, подходящим под большинство современных устройств». Учащимся начальных классов здесь представлены тренажёры по обучению таблице умножения, устному счёту, дробям и другим.
Учитель может также воспользоваться возможностями сайта «learningapps». На сайте представлены разные упражнения игрового типа по разным предметам, разнообразны они и по предмету «математика».
Беседы со школьниками, наблюдение за ними также позволяет говорить о том, что применение ИКТ технологий оказало положительное влияние на познавательную активность учащихся. Школьники чаще выказывали желание отвечать у доски, проекты, предлагаемые авторами учебников, выполнялись с удовольствием, с интересом. Из всего этого мы можем сделать вывод, что ИКТ технологии действительно способствуют повышении качества знаний по математике в начальных классах. На основе этого считаем возможным дать некоторые рекомендации учителям начальных классов:
– наглядно представленная информация, схемы, способы решения, главные выводы по темам инструментами интерактивной доски привлекают внимание школьников к главным, ключевым моментам изучения темы или выполнения заданий, как результат, учащиеся допускают меньшее количество ошибок.
– интерактивная доска создает условия для иллюстрации примеров, задач, созданию межпредметных связей. Новизна такой работы привлекает детей, пробуждает интерес к изучаемой теме.
– систематическое использование ресурса «Учи.ру» тренирует математические навыки учащихся. Школьники получают возможность проработать сложные для них темы, а рейтинговая система ресурсов повышает мотивацию к выполнению большего количества заданий.
– на просторах Интернета много сайтов, специализирующихся по интеллектуальному развитию младших школьников. Необходимо представить информацию об этих сайтах родителям и школьникам. Целесообразно некоторые задания-игры выполнять в условиях урока.
Регулярно применяя ИКТ-технологии на уроках математики учитель не только дает знания, но и обучает детей приёмам обработки информации, структурированию и анализу; сталкивает ребенка с необходимостью поиска нестандартного решения задач урока. Благодаря такой работе ученик сможет стать увереннее в себе, проявить все свои знания и навыки. А самое важное — найти себя, почувствовать свою значимость и понять, что он является личностью, способную развиваться, принимать решения, создавать что-то новое.
Литература:
- Бекетова Н. В. Использование ИКТ на уроках математики как условие формирования универсальных учебных действий // Материалы Второго Всероссийского педагогического форума: 27–29 марта 2012 года. — Екатеринбург: ИРО, 2012. — [С. 137–140]
- Долженков А. Ю. Формирование ИКТ-компетентности учащихся начальной школы в контексте ФГОС НОО второго поколения // Материалы II международной научно-практической конференции 20–21 февраля 2012 года. — Пенза — Ереван — Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. — [С.119–125]
- Сосненко С. В. Информационно-коммуникационные технологии как система средств качественного восприятия окружающей действительности // Информационно-коммуникационные технологии в современном образовательном процессе: научное издание. Сборник научных статей. — Челябинск: Печатный двор, 2016. — [С. 219–221]