Развитие интереса учащихся к предмету на основе применения информационных технологий
Авторы: Хаустова Валентина Николаевна, Губарева Елена Геннадьевна, Полякова Марина Алексеевна, Солошенко Наталья Николаевна, Мальцева Наталья Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 10.11.2017
Статья просмотрена: 63 раза
Библиографическое описание:
Развитие интереса учащихся к предмету на основе применения информационных технологий / В. Н. Хаустова, Е. Г. Губарева, М. А. Полякова [и др.]. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 144-145. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13283/ (дата обращения: 19.11.2024).
В числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, приобщение его к информационным потокам общества, к его достижениям, умение самостоятельно конструировать собственные знания. Возникла новая проблема: подготовить человека, умеющего усваивать информацию в виде новых знаний. Поэтому сегодня в обучении математике делаем акцент на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний.
Система работы по развитию у учащихся представления о ведущей роли математики в умственном развитии человека предусматривает соблюдение последовательности следующих этапов деятельности:
‒ Изучение учебных возможностей учащихся.
‒ Использование нового содержания образования, организованного на основе дифференцированного подхода и межпредметных связях.
‒ Использование разнообразных средств обучения.
‒ Включение учащихся в активные формы обучения.
‒ Создание атмосферы сотрудничества, способствующей свободе самовыражения, творчеству.
Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80 % информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий — создание эффекта присутствия («Я это видел!), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
Учителя нашей школы владеют основами работы в операционной системе Windows, основами подготовки методических материалов в программе Windows Word, умеют составлять презентации с использованием программы Microsoft Power Point, знаем общие принципы работы с электронными таблицами Microsoft Ехсе1, владеем основами навигации в сети Internet, умеем пользоваться информационными ресурсами сети Internet в профессиональных целях и ее обучающими возможностями. Используем информационные технологии в подготовке дидактических материалов, а также применяем электронные учебные пособия в обучении, электронные учебники. Для развития успешных учеников во время урока школьники могут самостоятельно работать по таким учебникам; в частности в качестве самоконтроля. Весь процесс можно разбить на три этапа.
Первый этап — лекция, главная цель которой вызвать интерес к изучаемому материалу. Для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала проводим с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Ребята оказывают помощь на этом этапе, им часто поручается выстроить презентацию с пользованием программы Microsoft Power Point.
Второй этап — самостоятельная работа в различных ее формах. Применяем обучающие программы в качестве тренажера и при коррекции знаний отдельных учеников. Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал по теме. Предъявляемые учебные задачи отличаются по степени трудности, учащимся дается возможность запросить определенную форму помощи, предусмотреть изложение учебного материала с иллюстрациями, графиками, примерами. В ходе решения задач ученик может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую «картинку» на экране.
Третий этап — итоговый диагностический контроль знаний, умений и навыков учащихся. При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся используем тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации. Используются разнообразные тренажёры устного счёта, программа «Ассистент», предназначенная для контроля знаний, программа «Диамант», ориентированная на использование заготовок с математической символикой, графиками, формулами, рисунками.
В начале урока, используя мультимедийный проектор, очень удобно проводить устный счет, также во время устной работы с классом (например, разгадывание кроссвордов). При объяснении нового материала в своей работе, для оптимизации образовательного процесса, используется компьютерную презентация, как источник учебной информации и наглядного пособия. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. Также использую раздаточный материал, на основе которого ученики выполняют работу за компьютером (в электронной таблице выполняют построение графиков тригонометрических функций).
Особенно перспективно использование компьютера при изучении курса геометрии, где большую пользу оказывают графические возможности компьютера. И это не только визуализация излагаемого материала, но и развитие визуального мышления. Первая цель состоит в том, чтобы ученик смотрел на предъявляемые ему зрительные образы. Этой цели достичь легко. Вторая цель заключается в том, чтобы ученик смотрел и видел то, что заложено в этих образах. Например, на уроке геометрии, при изучении темы «Движение», используем компьютер. Это позволяет продемонстрировать преобразования пространства или плоскости в динамике, что способствует не только лучшему усвоению материала, но и обеспечивает оптимальное включение и адаптацию нового материала в имеющиеся у учащихся знания. В задачниках-тренажерах содержится система упражнений по всем главам курса, которая дополняет и расширяет объем учебника.
Впервые используя возможности информационных технологий, обратили внимание, что интерес учащихся к урокам математики возрос непредсказуемо. Заметно улучшилась успеваемость, даже те ученики, которые раньше были пассивны на уроках, начали активно участвовать в процессе обучения. Проведение уроков с использованием информационных технологий — это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируется психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Таким образом, формируя последовательное «живое созерцание» учебной математической информации, я не только использую природные свойства зрительного аппарата, но и формирую способность трансформировать визуальное мышление в продуктивное мышление.
Литература:
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 2007.
- Мухин М. И. Гуманизм педагогики В. А. Сухомлинского. — М., 2004.
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения. — М.,: Просвещение, 2000.