Использование информационных технологий в процессе преподавания математики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

X международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, март 2020)

Дата публикации: 28.02.2020

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Филимонова, О. Н. Использование информационных технологий в процессе преподавания математики / О. Н. Филимонова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 41-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/362/15660/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время многие преподаватели математики все чаще используют компьютер на своих уроках. Использование информационных технологий на уроке является наиболее сложным и ответственным делом, так как это связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока.

Целью применения компьютера на уроках математики является создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала и развитию мышления студентов.

Информационно-коммуникационные технологии видоизменяют традиционные формы обучения, позволяют более эффективно использовать педагогические методы в учебном процессе, дополняя традиционные источники информации образовательными возможностями Интернет и другими мультимедийными ресурсами.

Принципиальное новшество, вносимое ИКТ в образовательный процесс — интерактивность, позволяющая развивать активно‑деятельностные формы обучения как в рамках урока, так и во внеурочное время.

Типы электронных ресурсов:

инструменты учебной деятельности:

− программные продукты, предназначенные для создания, редактирования и компоновки текстовых и гипертекстовых документов, графических объектов, массивов числовых данных, изображений, звука и видео;

− виртуальные лаборатории;

− геоинформационные системы;

− информационные системы (средства) поддержки организации образовательного процесса;

− учебно-методические материалы (комплексы), ориентированные на достижение качественно новых образовательных результатов:

− развитие существующих нецифровых учебно-методических комплексов и учебников за счет их расширения наборами цифровых ресурсов;

− создание инновационных учебно-методических комплексов (УМК с CD);

− информационные источники, объединяемые в предметные и тематические коллекции:

− элементарные информационные источники (тексты, фотографии, рисунки, схемы, чертежи, портреты, анимации, видео- и аудиоинформация, копии картин художников);

− источники сложной структуры (гипертекст, презентация с гиперссылками)

В педагогической и методической литературе отмечены несколько направлений применения ИКТ в образовательном процессе, среди них востребованы в учебной школьной практике четыре основных:

− контроль знаний;

− лабораторный практикум;

− иллюстративное средство при объяснении нового материала;

− самообразование.

Основные этапы традиционного урока:

− Организационный этап.

− Этап проверки домашнего задания.

− Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (мотивационный).

− Этап усвоения новых знаний.

− Этап закрепления новых знаний.

− Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Направления применения ИКТ на этих этапах следующие:

  1. Организационный этап. На этом этапе можно применить презентацию (Power Point) в автоматическом режиме, видео- или анимационный ролик, слайд-шоу (с помощью программ ASDSee, Программы просмотра изображений и факсов) и т. д. по изучаемой теме для того, чтобы настроить учащихся на работу.
  2. Этап проверки домашнего задания.

На экране представлено решение задачи, правильно выполненное задание, верно вычерченный чертеж, ответы уравнений и т. д. Если задание предполагает несколько ответов или решений, то все варианты могут располагаться на экранах разных компьютеров.

Запуск «разминочных тестов» — тесты готовятся заранее с помощью специальных программ, которые систематизируют результаты и представляют учителю в виде таблицы для анализа, благодаря которому преподаватель имеет возможность скорректировать дальнейший ход урока (такова, например, программа «Конструктор тестов».Таковыми могут являться и тесты, созданные в MS Excel, с аналитическим блоком, в который по сети передаются результаты с ученических компьютеров).

  1. Мотивационный этап (этап актуализации знаний).

На этом этапе можно применить презентацию (Power Point), видео- или анимационный ролик, слайд-шоу (с помощью программ ASDSee, Программы просмотра изображений и факсов), демонстрацию нескольких видов таблиц, диаграмм или графиков, модель изучаемого объекта, представить некий текст или графическое изображение, над которым предстоит в дальнейшем работать, и т. д.

  1. Этап усвоения новых знаний (Применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения. Максимальное участие детей):

Использование демонстрационных роликов и презентаций, демонстрирующих объекты, процессы и др. (высокий уровень наглядности).

Использование моделей для отработки навыков. Например, при изучении темы «Диаграммы и графики» можно подготовить демонстрационные экраны с диаграммами и графиками для исследования закономерностей и эффективности использования той или иной формы для наглядности заданного процесса.

Использование анимационных сюжетных роликов, интерактивных игр. Поиск информации на заданную тему в тексте с гиперссылками, словарях,

Самостоятельный просмотр материала с созданием краткого конспекта.

  1. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

Задание демонстрируется на одном или одновременно на многих компьютерах для того, чтобы все учащиеся видели информацию (текст, графическое изображение, схемы, чертежи), по которому учитель дает рекомендации.

Таким образом, использование компьютера на уроках — это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.

Литература:

  1. Есипова Н. Д. Развитие логического мышления на внеклассных занятиях по математике с использованием ЭВМ: Дис. …канд. пед. наук/ Н. Д. Есипов. Орёл, 2001. 183с.
  2. Мартиросян Л. П. Реализация возможностей информационных технологий в процессе преподавания математики / Л. П. Мартиросян // Информатика и образование, 2002. № 12. С.78–82.
  3. Молоков Ю. Г., Молокова А. В. Актуальные вопросы информатизации образования//Образовательные технологии: Сб. науч. ст. Вып.1./Под ред.
  4. Молокова А. В. О перспективных направлениях в информатизации учебного процесса в средних общеобразовательных учебных заведениях file://Третий Сибир-ский Конгресс по прикладной и индустриальной математике: Тез. докл., часть V.-Новосибирск: инст. математики СО РАН, 1998.-с.146–147.
  5. Полат Е. С. — Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М: Омега-Л, 2004. — 215 с.
  6. Никифорова М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии. // Математика в школе, 2005, № 6. № 7
Основные термины (генерируются автоматически): домашнее задание, образовательный процесс, анимационный ролик, графическое изображение, организационный этап, помощь программ, Программа просмотра изображений, этап информации учащихся, этап проверки, этап усвоения новых знаний.