В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. [1]
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
ИКТ-компетентность учащихся начальной школы относится к категории метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий.
При этом под ИКТ-компетентностью понимают способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи (распространения), которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества. [1]
Формирование ИКТ-компетентности осуществляется на всех предметах образовательной программы (как урочных, так и внеурочных) и начинается со знакомства обучающихся с различными средствами ИКТ и возможностями их использования в обучении, развитии собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Таким образом, активное использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности, увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации ФГОС НОО.
На базе МБОУ «Образовательный комплекс «Озёрки» созданы все необходимые условия для работы в этом направлении. В каждом кабинете начальной школы имеется компьютер. В учреждении функционирует одноранговая локальная сеть, вход в Интернет. Все компьютеры подключены к локальной сети учреждения. В 4 учебных кабинетах начальной школы установлены АРМ преподавателя, которые включают в себя: персональный компьютер, МФУ или принтер, проектор и экран. ПК оснащены операционными системами: Microsoft Windows XP и ALT Linux, офисными программами: MSOffice и OpenOffice.
Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Но как всякий психический процесс наглядно-образное мышление нуждается в развитии и коррекции. Одним из эффективных средств его развития является использование в образовательной деятельности младших школьников современных цифровых образовательных ресурсов. Применение информационных технологий делают учебную информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов, развивает познавательный интерес, побуждает желание учиться новому и применять знание в жизни.
Кроме того, в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера наряду с дидактическими позволяет сделать этот процесс более плавным.
Занятия с использованием ИКТ позволяют, в какой-то степени разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебную деятельность, так как учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с долей игрового подхода, мультимедийную форму с использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов, голосового сопровождения и включением видеофрагментов. [2]
Использование информационных технологий на уроке способствует активизации всех познавательных процессов — внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, а также творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетной целью уроков математики в начальной школе.
Предлагаю рассмотреть примеры использования ИКТ на уроках математики в 1 классе.
Использование интерактивной презентации на уроке при устном счёте.
Большую помощь в формировании вычислительных навыков младших школьников оказывает такой вид деятельности, как устный счет. Организовать его в увлекательной форме помогает интерактивная презентация.
Использование презентации на уроке при объяснении нового материала
Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т. д., делает процесс изучения нового материала более наглядным и доступным для учащихся, создает ситуацию эмоционального подъема, способствует формированию положительного отношения к предмету, позволяет сэкономить время учителя для индивидуальной работы с теми учениками, кто в ней нуждается.
Наглядная демонстрация модели реального процесса.
При знакомстве с цифрами в процессе изучения раздела «Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация» показывая образец написания той или иной цифры на доске, мы невольно закрываем рукой свои действия. Поэтому процесс написания цифры можно также показать на экране, сопровождая демонстрацию комментариями.
Посредством интерактивной презентации возможна и демонстрация построения геометрических фигур:
Использование интерактивных дидактических игр при закреплении материала.
Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.
При совершенствовании и закреплении вычислительных навыков можно использовать игры «Составь поезд», «На рыбалке», «Почта» и др.
Контроль и коррекция знаний.
Осуществлять контроль знаний школьников по темам и разделам программы курса математики помогает электронное приложение к учебнику «Математика»/ Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В., 1 класс (диск CD — ROM). Приложение является интерактивным мультимедийным компонентом учебно-методического комплекса. В пособие включено более 600 мультимедиа ресурсов различных типов, расширяющих информационно-образовательное пространство УМК. Отдельный раздел приложения включает итоговые тесты, позволяющие проверить знания учащихся, полученные в течение года. Работу с электронным приложением можно организовывать как на самом уроке, так и внеурочной работе. Формы работы с приложением тоже могут быть различные: фронтальные, индивидуальные или в паре. Работа по приложению организуется как совместно с учителем, так и самостоятельно.
Таким образом, с помощью ИКТ и современных цифровых образовательных ресурсов решаются не только задачи учебного предмета «Математика», но и общеучебная задача формирования ИКТ-компетенции младшего школьника. Если каждый ученик класса время от времени будет выполнять индивидуальные задания на компьютере, то ещё в начальной школе можно помочь учащимся в овладении навыками работы с компьютером от манипуляций мышью в первом классе до создания буклетов и презентаций в четвёртом.
Литература:
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015)
2. Гусарова Е. Н. Современные педагогические технологии. //Москва, академия повышения квалификации и переподготовки работников образования — 2004 с. 36- 48