В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. [1]
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
ИКТ-компетентность учащихся начальной школы относится к категории метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий.
При этом под ИКТ-компетентностью понимают способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи (распространения), которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества. [1]
Формирование ИКТ-компетентности осуществляется на всех предметах образовательной программы (как урочных, так и внеурочных) и начинается со знакомства обучающихся с различными средствами ИКТ и возможностями их использования в обучении, развитии собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Таким образом, активное использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности, увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации ФГОС НОО.
На базе МБОУ «Образовательный комплекс «Озёрки» созданы все необходимые условия для работы в этом направлении. В каждом кабинете начальной школы имеется компьютер. В учреждении функционирует одноранговая локальная сеть, вход в Интернет. Все компьютеры подключены к локальной сети учреждения. В 4 учебных кабинетах начальной школы установлены АРМ преподавателя, которые включают в себя: персональный компьютер, МФУ или принтер, проектор и экран. ПК оснащены операционными системами: Microsoft Windows XP и ALT Linux, офисными программами: MSOffice и OpenOffice.
Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Но как всякий психический процесс наглядно-образное мышление нуждается в развитии и коррекции. Одним из эффективных средств его развития является использование в образовательной деятельности младших школьников современных цифровых образовательных ресурсов. Применение информационных технологий делают учебную информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов, развивает познавательный интерес, побуждает желание учиться новому и применять знание в жизни.
Кроме того, в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера наряду с дидактическими позволяет сделать этот процесс более плавным.
Занятия с использованием ИКТ позволяют, в какой-то степени разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебную деятельность, так как учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с долей игрового подхода, мультимедийную форму с использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов, голосового сопровождения и включением видеофрагментов. [2]
Использование информационных технологий на уроке способствует активизации всех познавательных процессов — внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, а также творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетной целью уроков математики в начальной школе.
Предлагаю рассмотреть примеры использования ИКТ на уроках математики в 1 классе.
Использование интерактивной презентации на уроке при устном счёте.
Большую помощь в формировании вычислительных навыков младших школьников оказывает такой вид деятельности, как устный счет. Организовать его в увлекательной форме помогает интерактивная презентация.
Использование презентации на уроке при объяснении нового материала
Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т. д., делает процесс изучения нового материала более наглядным и доступным для учащихся, создает ситуацию эмоционального подъема, способствует формированию положительного отношения к предмету, позволяет сэкономить время учителя для индивидуальной работы с теми учениками, кто в ней нуждается.
Наглядная демонстрация модели реального процесса.
При знакомстве с цифрами в процессе изучения раздела «Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация» показывая образец написания той или иной цифры на доске, мы невольно закрываем рукой свои действия. Поэтому процесс написания цифры можно также показать на экране, сопровождая демонстрацию комментариями.
![](https://moluch.ru/blmcbn/47105/47105.007.png)
![](https://moluch.ru/blmcbn/47105/47105.008.png)
![](https://moluch.ru/blmcbn/47105/47105.009.png)
Посредством интерактивной презентации возможна и демонстрация построения геометрических фигур:
Использование интерактивных дидактических игр при закреплении материала.
Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.
При совершенствовании и закреплении вычислительных навыков можно использовать игры «Составь поезд», «На рыбалке», «Почта» и др.
Контроль и коррекция знаний.
Осуществлять контроль знаний школьников по темам и разделам программы курса математики помогает электронное приложение к учебнику «Математика»/ Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В., 1 класс (диск CD — ROM). Приложение является интерактивным мультимедийным компонентом учебно-методического комплекса. В пособие включено более 600 мультимедиа ресурсов различных типов, расширяющих информационно-образовательное пространство УМК. Отдельный раздел приложения включает итоговые тесты, позволяющие проверить знания учащихся, полученные в течение года. Работу с электронным приложением можно организовывать как на самом уроке, так и внеурочной работе. Формы работы с приложением тоже могут быть различные: фронтальные, индивидуальные или в паре. Работа по приложению организуется как совместно с учителем, так и самостоятельно.
Таким образом, с помощью ИКТ и современных цифровых образовательных ресурсов решаются не только задачи учебного предмета «Математика», но и общеучебная задача формирования ИКТ-компетенции младшего школьника. Если каждый ученик класса время от времени будет выполнять индивидуальные задания на компьютере, то ещё в начальной школе можно помочь учащимся в овладении навыками работы с компьютером от манипуляций мышью в первом классе до создания буклетов и презентаций в четвёртом.
Литература:
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015)
2. Гусарова Е. Н. Современные педагогические технологии. //Москва, академия повышения квалификации и переподготовки работников образования — 2004 с. 36- 48