ИКТ в начальной школе: необходимость и поиск нового смысла урока | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хаустова, В. Н. ИКТ в начальной школе: необходимость и поиск нового смысла урока / В. Н. Хаустова, О. М. Панкова, Н. Н. Солошенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 306-308. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54611/ (дата обращения: 16.12.2024).



В условиях современного общества появилась потребность в обработке, передаче больших объемов информации и управлении сложными системами, что послужило стимулом развития информационных технологий. Информационные технологии в начальных классах нашей школы широко стали использоваться с появлением новой техники, которая намного улучшила качество работы, возможности и показала заинтересованность в её применении. Это помогает перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, что помогает ученику не просто усваивать знания, но самостоятельно приобретать их. Человек более 80 % информации воспринимает и запоминает через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий — создание эффекта присутствия («Я это видел!), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть еще больше.

Мы как учителя начальных классов владеем основами работы в операционной системе Windows, основами подготовки методических материалов в программе Windows Word, составляем презентации с использованием программы Microsoft Power Point, знаем общие принципы работы с электронными таблицами Microsoft Ехсеl, владеем основами навигации в сети Internet, умеем пользоваться информационными ресурсами сети Internet в профессиональных целях.

Мы уверены, что использование информационных технологий позволяет: развивать информационную компетенцию учащихся; активизировать их познавательную деятельность; формировать навыки исследовательской деятельности; обеспечивать доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам. А для нас, учителей стало реальным: проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивать высокую степень дифференциации обучения; повысить объём выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль знаний; рационально организовать учебное время на уроке.

В своей работе мы используем: программы-тренажеры (репетиторы); контролирующие (тесты); информационно-справочные (энциклопедии); демонстрационные (слайд или видеофильмы); учебно-игровые.

Первоначальное знакомство младших школьников с компьютером, как правило, мы используем во время учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров, работе над олимпиадами и конкурсами. В процессе работы наши ученики с одной стороны отрабатывают основные пользовательские навыки (чтение с экрана, работа с клавиатурой, мышью) и навыки самостоятельной работы, а с другой стороны — повышают качество знаний по важнейшим школьным дисциплинам. Ребятам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, предлагаем компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам.

Особое значение имеет работа за компьютером с детьми, часто пропускающими занятия по болезни. Помощь таким учащимся такова: привлекая к изучению, материал кратко и структурировано изложен. Во время проведения устного счета, орфографической разминки, фронтального опроса или повторения изученного материала наработаны определенные схемы, задания. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников мы рекомендуем проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы.

На уроках закрепления и обобщения полученных знаний используем компьютер для организации промежуточного контроля. В начале урока, используя мультимедийный проектор, очень удобно проводить устный счет (например, разгадывание кроссвордов и т. п.).

На уроках изучения нового материала мы используем мультимедиатехнологии для иллюстрации. Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширит спектр информации, но и активизирует внимание школьников. Медиаурок имеет свои преимущества: повышается эффективность образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; появляется возможность моделировать объекты и явления; возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач (а не только для игры); проще организуется индивидуальная работа школьников, развивается их самостоятельность и творчество; повышается мотивация к учению; развивается наглядно-образное мышление, моторные и вербальные коммуникативные навыки учащихся; формируются навыки работы с информацией (поиск, отбор, переработка, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.). На уроках используем и тезисность (для выступающего) и наглядность (для школьников) презентации. На занятиях по внеурочным предметам учим детей составлять презентации. На уроках чтения учащиеся рисуют рисунки к прочитанным стихотворениям, а потом создают диафильмы в программе Power Point [3].

Такие формы работы, как: фронтальная — просмотр видео фрагментов, наблюдение за изменениями объектов, индивидуальная — выполнение практических работ, решение задач; работа малыми группами — выполнение общего учебного проекта, постановка модельного эксперимента направляют учебный процесс на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности и развитие информационной компетенции учащихся.

Благодаря возможностям информационных технологий интерес учащихся к урокам возрос непредсказуемо. Формируя последовательное «живое созерцание» учебной математической информации, развивается способность трансформировать визуальное мышление в продуктивное мышление. Таким образом, использование ИКТ в начальной школе –необходимость и поиск нового смысла урока.

Литература:

  1. Волков, В. Современные мультимедиа // Компьютер — ИНФО, — 2009. — С. 64.
  2. Дьяконов, В. Мультимедиа-ПК. // Домашний компьютер, 2006. С.37–38.
  3. Кехтер, Т. А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий. — 2008. — С. 128.
Основные термины (генерируются автоматически): информационная компетенция учащихся, работа, урок, устный счет.


Задать вопрос