Ключевые слова: ИКТ, информационно-коммуникационные технологии, начальная школа.
В настоящее время быстро развивающиеся информационные технологии (ИТ) влекут за собой коренные изменения не только в производственных отраслях, но и в сфере познавательной деятельности, в частности в образовании. Во всем мире компьютер используется не только как предмет изучения, но и как средство обучения. Что же такое ИТ? — современной научной литературе существует множество вариантов трактовки данного термина. Приведем трактовку понятия, предложенную в словаре методических терминов и понятий: ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) — совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. ИКТ включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации [1].
В толковом словаре по информационному обществу и новой экономике приводится следующее толкование: Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)/INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES) (ICT) — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей [3].
В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» [2. с.14–16].
Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые [2]: Г. Р. Громов, В. И. Гриценко, В. Ф. Шолохович, О. И. Агапова, О. А. Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.
Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения нашли отражение в работах А. П. Ершова, А. А. Кузнецова, Т. А. Сергеевой, И. В. Роберт; методические — Б. С. Гершунского, Е. И. Машбица, Н. Ф. Талызиной; психологические — В. В. Рубцова, В. В. Тихомирова и др. [2]
В рамках работы студенческого научного общества «Педагог» нами была предпринята попытка определить насколько востребованы ИКТ в работе учителей начальных классов нашего региона. С этой целью было проведено анкетирование учителей школ города Тирасполь (42 человек), и работающих по специальности «Педагогика и методика начального образования» студентов заочного отделения факультета педагогики и психологии Приднестровского Государственного Университета им. Т. Г. Шевченко (28 человек). Анкета содержала ряд вопросов позволяющих нам определить сферу наиболее частого использования ИКТ в педагогическом процессе начальной школы. Полученные результаты мы приводим в виде диаграмм.
1. Используете ли вы современные образовательные информационные технологии?
2. Хотели бы вы иметь возможность в своей практической деятельности применять ИТ?
Причины низкого процента использования ИКТ, так же были выяснены нами, но уже в процессе беседы с педагогами. Ими стали: недостаточное оснащение соответствующим оборудованием, необходимость повышение уровня Интернет-пользователя и компьютерного пользователя.
3. На каких уроках вы используете (хотели бы использовать ИКТ?)
4. Связаны ли изменения качества знаний с использованием ИТ?
Проанализировав полученные данные, мы планируем продолжить исследование с целью определения эффективности использования ИКТ при обучении по предмету «Ознакомление с окружающим миром», поскольку именно эта дисциплина вызвала наибольший интерес у опрашиваемых педагогов практиков.
Литература:
1.Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — [Электронный ресурс]. М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009. ULR: http://methodological_terms.academic.ru/ (Дата обращения: 20.02.2013).
2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — C. 15–16
3. Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике. — [Электронный ресурс] — М. 2007. ULR: http://information_society.academic.ru/143/Информационно-коммуникационные_технологии (Дата обращения: 20.02.2013).