Организация проведения опытов на основе сказочных сюжетов с детьми среднего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 29.01.2022

Статья просмотрена: 1176 раз

Библиографическое описание:

Свистула, И. П. Организация проведения опытов на основе сказочных сюжетов с детьми среднего дошкольного возраста / И. П. Свистула. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 373-375. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88385/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье описана организация проведения простых опытов и экспериментов с использованием сказочных сюжетов с детьми среднего дошкольного возраста, а также методика организации опытно-экспериментальной деятельности, постановки цели и образовательных задач с учетом возрастных особенностей детей 4–5 лет.

Ключевые слова: опыт, дети, сказки, дошкольный возраст.

На сегодняшний день перед педагогами дошкольных образовательных организаций стоит задача развития у воспитанников не только познавательной мотивации и любознательности, но и формирования у них познавательных действий и первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира. Очень важно организовать деятельность детей увлекательно, тем самым стимулируя развитие познавательной активности. Поэтому проведение опытов на основе сказочных сюжетов, на мой взгляд, является интересным и актуальным решением этой задачи.

В дошкольной педагогике сказка является одним из доступных средств развития ребенка. Она способствует формированию личности ребенка, развивает речь, творческое мышление и воображение. Применяя сказки в своей работе, я наблюдаю, что у детей проявляется более быстрое усвоение знаний, повышается интерес к обучению.

Экспериментирование является одним из сквозных механизмов развития ребенка-дошкольника. Именно во время исследовательской деятельности и проведения простейших опытов дети получают не готовые знания и ответы на возникающие вопросы, а имеют возможность самостоятельно «добыть» знания, а педагог лишь ненавязчиво направляет их в нужное русло.

Следовательно, если в работу с дошкольниками по проведению экспериментальной деятельности включать сюжеты знакомых сказок, то можно в увлекательной форме познакомить ребенка с окружающим миром, помочь познать его.

Проведение опытов вместе с детьми способствуют развитию у них таких качеств, как: организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность и последовательность.

В процессе проведения опытов происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы так как постоянно необходимо совершать анализ и делать обобщающие выводы.

Организуя занятия по экспериментальной деятельности, воспитателю следует учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет, уровень психического развития и мышления.

Возрастные особенности детей 4–5 лет

— возрастает объем памяти по сравнению с младшим дошкольным возрастом;

— активно развивается образное мышление;

— продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность;

— увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут;

— изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становится познавательный мотив [1].

При проведении экспериментальной деятельности необходимо учитывать следующие принципы:

— Принцип научности: содержание деятельности должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогике.

— Принцип доступности: предлагаемый материал должен объясняться детям легким, доступным языком.

— Принцип систематичности и последовательности: работу с детьми необходимо проводить систематически и последовательно. Освоение нового материала должно быть постепенно с усложнением.

— Принцип активного обучения: он предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию деятельности, в процессе которой они самостоятельно узнают новое.

— Принцип наглядности: наглядное пособие является основой формирования чувственного образа, помогающего делать обобщающие выводы.

Использование сказок для проведения опытов вместе с детьми дошкольного возраста способствует тому, что из пассивного наблюдателя ребенок становиться активным участником образовательной деятельности.

В процессе практической деятельности с дошкольниками мною был разработан цикл развивающих занятий по детскому экспериментированию на основе сказочных сюжетов. Предлагаю вниманию коллег один из конспектов.

Конспект занятия по познавательному развитию «Простые опыты с водой на основе сказки «Крошка Енот» для детей средней группы».

Виды деятельности:коммуникативная, познавательная, познавательно-исследовательская.

Образовательные области:познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Цель: создание условий для развития у дошкольников любознательности, познавательной активности, формирования познавательных действий в процессе исследования свойств воды.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с основными свойствами воды, учить детей способам исследования окружающего мира.

Развивающие: развивать логическое мышление, речь. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности.

Воспитательные: продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Предварительная работа:чтение сказки М. Долотцевой «Крошка Енот».

Ход развивающего занятия:

Создание мотивации:

— Ребята, мы с вами читали сказку про Крошку Енота, а кто может напомнить, куда его мама отправила за раками? Почему Енот испугался, когда посмотрел в реку, что он там увидел? Интересно, как Енот увидел свое отражение? Вот было бы здорово это проверить! Ребята, а вы знаете, как это проверить? Может, мы с вами проведем настоящий опыт, как ученые и все узнаем? Кто со мной?

Детское экспериментирование:

— Ребята, предлагаю вам посмотреть в воду, как это сделал Крошка Енот. Скажите, что вы увидели?

—Точно, свое отражение. А где мы можем еще увидеть свое отражение?

— Свое отражение мы можем увидеть в зеркале.

— А, если держать карандаш над водой, он отражается в воде? (ответы детей)

Да, и правда отражается. Как вы думаете, воду можно использовать, как зеркало? Каким свойствам обладает вода? Совершенно верно, вода может отражать окружающие предметы.

— Ну, что, ребята, пришло время немного отдохнуть.

Физминутка «Енот».

На реке живет енот,

Чешет лапкою живот.

Своим хвостиком виляет.

Кверху лапки поднимает.

Шустро он по кочкам скачет,

И запас под корень прячет.

Он среди воды живет,

Добродушный наш енот.

— Ребята, посмотрите, у меня есть камушек и палочка, которую Крошка Енот хотел бросить в пруд, чтобы защитится от того, кто там сидел. Если бы он это сделал, как вы думаете, что бы утонуло: камень или веточка?

—Мы можем это проверить? Как? Точно, возьмем камешек и бросим в воду! Что с ним случилось? Как вы думаете, почему камень утонул?

— Совершенно верно, камень очень тяжёлый.

— Ну, а теперь возьмем палочку. А почему же она не утонула?

— Ребята, значит, камни в воде тонут, а древесина нет.

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

— Ребята, наше исследование подходит к концу. Удалось ли нам проверить, что увидел Крошка Енот в воде? И что же он увидел? А что ещё нового о воде вы сегодня узнали? Каким свойством обладает вода? Какие предметы тонут в воде, а какие нет? Я сегодня хочу похвалить вас за внимательность и интересные вопросы. Мне с вами было очень интересно.

Литература:

  1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. Э. М. Дорофеева. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
  2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой — 3–е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. — М.: ТЦ Сфера, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): вод, ребенок, возрастная особенность детей, дошкольный возраст, Енот, окружающий мир, проведение опытов, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, дошкольная педагогика.


Похожие статьи

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Технология формирования представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

В данной статье рассмотрены понятия педагогической технологии, обоснована необходимость использования различных форм, методов, средств при формировании представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста; предлагается технология по формиро...

Современные мультфильмы как средство познавательного развития ребенка-дошкольника

В статье проводится теоретическое обоснование возможностей использования современных мультфильмов в качестве средства познавательного развития детей дошкольного возраста. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что их использование ...

Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается практический подход по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста через специально организованную систему целенаправленных взаимодополняющих мероприятий, проводимых с детьми, их родителями и коллек...

Основные акценты развития сюжетно-ролевой игры современных детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования и методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры современных детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада

В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Эффективные практики организации опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками

В статье рассматривается педагогическая ценность и развивающий потенциал опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. Автором представлен опыт педагогов-практиков по организации опытно-экспериментальной деятельности с...

Сказкотерапия как метод развития и коррекции психических явлений детей и подростков. Опыт работы Дома детского творчества г. Азова

В статье представлен опыт использования метода сказкотерапии для диагностики, коррекции и разностороннего развития детей и подростков.

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

Статья посвящена исследованию развития познавательного интереса у старших дошкольников. В работе представлены актуальность темы исследования, цели, задачи исследования, обоснована и апробирована комплекс занятий по формированию познавательного интере...

Похожие статьи

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Технология формирования представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

В данной статье рассмотрены понятия педагогической технологии, обоснована необходимость использования различных форм, методов, средств при формировании представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста; предлагается технология по формиро...

Современные мультфильмы как средство познавательного развития ребенка-дошкольника

В статье проводится теоретическое обоснование возможностей использования современных мультфильмов в качестве средства познавательного развития детей дошкольного возраста. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что их использование ...

Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается практический подход по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста через специально организованную систему целенаправленных взаимодополняющих мероприятий, проводимых с детьми, их родителями и коллек...

Основные акценты развития сюжетно-ролевой игры современных детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования и методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры современных детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада

В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Эффективные практики организации опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками

В статье рассматривается педагогическая ценность и развивающий потенциал опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. Автором представлен опыт педагогов-практиков по организации опытно-экспериментальной деятельности с...

Сказкотерапия как метод развития и коррекции психических явлений детей и подростков. Опыт работы Дома детского творчества г. Азова

В статье представлен опыт использования метода сказкотерапии для диагностики, коррекции и разностороннего развития детей и подростков.

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

Статья посвящена исследованию развития познавательного интереса у старших дошкольников. В работе представлены актуальность темы исследования, цели, задачи исследования, обоснована и апробирована комплекс занятий по формированию познавательного интере...

Задать вопрос