Развитие естественно-научных представлений через детское экспериментирование | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Барышева, В. С. Развитие естественно-научных представлений через детское экспериментирование / В. С. Барышева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5.1 (51.1). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9522/ (дата обращения: 19.12.2024).



Автор статьи рассматривает важность практического экспериментирования в формировании у детей дошкольного возраста базовых естественно-научных представлений. Статья включает в себя технологическую карту занятия, на котором учащиеся погружаются в исследовательскую деятельность.

Ключевые слова: экспериментирование, дошкольный возраст, студия раннего развития.

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Экспериментально-исследовательская деятельностьблизка дошкольникам. Она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента, помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов –обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление умственных приемов и операций.

Я работаю в студии раннего развития «Колокольчик» по программе «Росток +», одной из задач которой является формирование знаний учащихся об окружающем мире и социальной среде посредством экспериментальной деятельности. На занятиях в лаборатории «Почемучка» дети включаются в исследовательскую деятельность через проведение опытов и экспериментов. Изучение свойств живой и неживой природы, особенностей и качеств окружающих предметов происходит непосредственно через практическую деятельность, где ребёнок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости.

Таблица 1

Направленность

Социально-гуманитарная

Год обучения

Второй

Тема занятия

Что плавает — что тонет. Плавание и погружение сплошных тел

Цели занятия

Образовательные:

— познакомить учащихся с предметами, которые держатся на воде и предметами, которые тонут, через исследовательскую деятельность;

— научить проводить исследование и заполнять исследовательские листы;

— научить обобщать и систематизировать знания.

Развивающие :

— организовать работу по развитию исследовательских способностей и совершенствованию мыслительных операций учащихся.

— развивать навыки сотрудничества со сверстниками, умение взаимодействовать в группах.

— развивать пространственное мышление;

— развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитывающие :

— воспитывать уважительное отношение друг к другу;

— воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Технологии, методы

Технология исследовательской деятельности, технология игровой деятельности

Термины и понятия

Исследование, погружение и плавание сплошных тел, исследовательские листы, спиртовка.

Планируемые результаты

Предметные результаты

Учащиеся познакомятся с предметами, которые плавают и предметами, которые тонут; научатся проводить исследование и фиксировать результаты в исследовательских листах.

Метапредметные результаты

Учащиеся получат возможность научиться проводить исследование самостоятельно; работать в группах; управлять своей деятельностью; обобщать и систематизировать свои знания, применять их на практике.

Организация пространства

Форма работы

Ресурсы

Фронтальная, работа в группах

Беседа, подводящий диалог; практическая работа (исследование), конструирование.

Оборудование: емкости с водой, предметы для погружения, спиртовка, листы исследований, наглядный материал, маркеры.


Таблица 2

Организационная структура занятия

Этапы занятия

Содержание этапа (технологии, методы, приемы, средства)

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результаты

Организационный этап.

Задачи:

— создать положительную эмоциональную атмосферу в детском коллективе;

— настроить на плодотворную работу.

Создание педагогом благоприятного микроклимата, с настроем учащихся на учебную деятельность с помощью ритуального приветствия.

Приемы: «Ритуальное приветствие»

Совместное приветствие друг друга в стихотворной форме.

Занимают места в учебной комнате за столами (по группам), произносят традиционное ритуальное приветствие в стихотворной форме.

Настрой учащихся на предстоящее занятие

Мотивация к деятельности. Актуализация знаний. Целеполагание.

Задачи:

— активизировать познавательную деятельность учащихся;

— проанализировать степень готовности учащихся к изучению нового материала;

— научить формулировать цель занятия.

Проведение игры «Четвертый лишний» с использованием предметных картинок;

определение знаний учащихся по теме занятия (опора на опыт детей), высказывание своего мнения,

формулировка цели занятия.

Методы и приемы:

Беседа, игра «Четвертый лишний»; серия вопросов для подводящего диалога; демонстрация опыта с использованием спиртовки.

Педагог проводит игру «Четвертый лишний» с использованием предметных картинок; выясняет знания детей по теме; с помощью опыта мотивирует детей к познавательной деятельности;

с помощью подводящего диалога формулируют цель занятия.

Учащиеся играют в игру «Четвертый лишний», высказывают свою точку зрению по взаимосвязи «лишних» предметных картинок; демонстрируют свои знания о том, как прочитать невидимые чернила; наблюдают за демонстрацией опыта со спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности; с помощью педагога формулируют цель занятия.

Демонстрация знаний о тематических группах предметов, умение обобщать и анализировать; умение использовать свой опыт в определенных жизненных ситуациях; умение сформулировать цель занятия.

Основной этап.

Самостоятельные лабораторные исследования. Выдвижение и проверка гипотез.

Задачи:

— научить выдвигать гипотезу (предположение) и проверять ее на практике (через исследование);

— научить соблюдать правила техники безопасности при работе с водой, острыми предметами;

— формировать поведенческие навыки;

— повышать интеллектуальный уровень развития детей.

Выдвижение гипотезы (предположения) о плавании и погружении предложенных предметов; проверка гипотезы с помощью исследования предметов; заполнение исследовательских листов; формулирование результатов исследования.

Технологии, методы, приемы:

технология исследовательской деятельности.

Педагог осуществляет координирующую и контролирующую функцию; помогает учащимся сделать анализ результатов исследования.

Учащиеся работают с исследовательскими листами, проверяют свои предположения на основе имеющегося опыта.

Проверяют плавучесть предметов, погружая их в контейнер с водой и раскладывая на карточки «Тонут», «Плавают», отмечают результат в исследовательских листах.

Отвечают на заданные вопросы, высказывают своё мнение.

Знание и умение работать в группе; знание правил техники безопасности; умение слушать педагога, умение работать самостоятельно и проводить исследование; умение анализировать результаты исследования.

Заключительный этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Задачи:

— сделать выводы по результатам исследования;

— уметь применять полученные знания на практике;

— выявить уровень удовлетворенности работой.

Вопросы по результатам проведенного исследования; обмен впечатлениями о проделанной работе;

развития интереса учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности.

Методы и приемы:

беседа, прием «Вопрос — ответ»; творческое задание «Сконструируй плот»; задание «Подари «смайлику» свою эмоцию».

Педагог совместно с учащимися делает выводы по проведенному исследованию; предлагает применить на практике полученные знания (построить плот и запустить его) и подарить «смайлику» свою эмоцию.

Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы по исследованию; конструируют плот и запускают его на воду; украшают «смайлик» своей эмоцией.

Умение анализировать изученный материал и делать выводы; умение использовать полученные знания на практике; умение делиться впечатлениями о проведённом занятии.


Результаты работы в рамках опытно-экспериментальной направленности показывают личностные изменения воспитанников. Дети становятся самостоятельнее, расширяется круг их интересов, они инициативны в выдвижении и проверке гипотез, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций. Таким образом, занятия по детскому экспериментированию выполняют социальный заказ на воспитание разносторонне развитой личности и закладывают в детях качества успешных исследователей.

Литература:

  1. 365 научных экспериментов. Пер. с англ. / Глен Синглтон. — Мегабокс, 2010. — 309 стр.
  2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / Под ред. О. В. Дыбиной. — 2-е изд., испр. — М.ТЦ Сфера, 2019. — 192 с.
  3. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2–7 лет. [Текст] /Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. — Волгоград, 2011г. — 333 стр.
  4. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л. Н. Прохорова. — М.; 2010 г. — 64 стр.
  5. Рыжова Н. А. Что у нас под ногами. [Текст] / Н. А. Рыжова. — М.; 2010 г. — 224 стр.
  6. Экспериментальная деятельность детей 4–6 лет [Текст] / авт-сост. Л. Н. Менщикова. — Волгоград: Учитель, 2020. — 129 стр.

Ключевые слова

дошкольный возраст, экспериментирование, студия раннего развития
Задать вопрос