Семинар-практикум для родителей «Сформированная речь — важный показатель готовности ребёнка к обучению в школе» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.

Дата публикации: 07.05.2018

Статья просмотрена: 572 раза

Библиографическое описание:

Коновская, М. В. Семинар-практикум для родителей «Сформированная речь — важный показатель готовности ребёнка к обучению в школе» / М. В. Коновская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3344/ (дата обращения: 16.12.2024).



Цель: расширение педагогических знаний родителей в области логопедии; обучение родителей приемам работы с детьми-логопатами.

Задачи: 1. Обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики. 2. Научить родителей использовать различные виды игр при проведении дыхательных упражнений. 3. Формировать у родителей представление о средствах интонационной выразительности, дикции. 4. Познакомить с играми, направленными на развитие фонематического слуха, формирование лексико-грамматического строя речи. 5. Познакомить родителей с различными видами игр и упражнений, на развитие мелкой моторики рук.

Ход мероприятия: Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть вас сегодня на нашем семинаре.

Тема нашей сегодняшней встречи: «Сформированная речьважный показатель готовности ребёнка кобучению вшколе».

Сегодня я хочу предложить вам стать не просто слушателями, а непосредственными участниками.

Собрались сегодня сВами,

Чтобы всем нам стать друзьями.

Поиграть, повеселиться

И чему-то научиться.

— Смотрите, слушайте, играйте и выполняйте задания так, как это делают ваши дети. Прежде чем мы приступим к серьезным вопросам, предлагаю начать с небольшой позитивной нотки: давайте с вами познакомимся и немного узнаем о себе.

Упражнение«Разминка»(на знакомство).

Каждому родителю предлагается сообщить: чья Вы мама, назвать свое имя, сказать, где или кем работаете.

Упражнение— «Давайте пожмём друг другу руки»

Я прошу выйти в круг и подать друг другу руки тех родителей, у которых:

– один сын (дочь);

– у кого больше двух детей;

– у кого есть медицинское (педагогическое, техническое) образование;

– кто занимается рукоделием;

– владеет музыкальным инструментом;

– кто делает зарядку по утрам;

– у кого лидер в семье супруг;

– отдыхал за границей;

– кто является поклонником творчества С.Михайлова;

– у кого любимое время года зима;

– у кого в школе любимым предметом была химия;

– кто считает, что его семья самая счастливая и дружная.

Игра «Вопрос-ответ»

А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы:

  1. Предлагаю поднять синюю карточку тем родителям, которые считают, что его ребенок говорит чисто, внятно, правильно?
  2. Поднимите красную карточку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы его ребенок правильно говорил? (Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.)

— Ваши ответы показали, что тема нашей встречи актуальна и значима. Почему я решила обратить внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени 1 год. Правильная речь— один из показателей готовности ребенка кобучению вшколе, залог успешного освоения грамоты ичтения вдальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок — подросток — взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные и интеллектуальные способности.

Речь, как рука, состоит из пяти взаимосвязанных составляющих. Недоразвитие одной из них делает речь неполноценной.

Первое— произношение. Неправильное произношение затрудняет обучение чтению и письму, особенно если ребёнок в речи заменяет одни звуки на другие. А если у ребёнка нарушено произношение нескольких звуков, то это затрудняет процесс общения как со взрослыми, так и с детьми.

Для того чтобы нам правильно произносить различные звуки необходимо хорошая подвижность всех органов артикуляционного аппарата:

— Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки.)

— Какой главный орган артикуляции у человека? (Язык.)

— Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые, то смыкаются, то размыкаются.)

— Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, спинка, корень, боковые края.)

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка необходимую для произнесения того или иного звука.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

– Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)? Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем».

– Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

– Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5–7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка проводить артикуляционную гимнастику в игровой форме.

– Занимаясь с ребёнком 3х -4х летнего возраста, следите, чтобы ребёнок усвоил основные движения.

– К ребёнку 4х-5ти лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

– В 6–7 лет ребёнок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Сейчас мы свами вместе выполним некоторые упражнения общей артикуляционной гимнастики: (Учитель-логопед предлагает выполнить следующие упражнения самим родителям, по ходу выполнения, объясняет, как правильно их артикулировать. Работа проводится на фоне презентации.)

  1. Упражнение “БЕГЕМОТИК”.

Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Описание упражнения: голова держится прямо, открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета “пять”, потом закрыть рот.

Рот пошире открываем

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот –

Отдыхает бегемот.

  1. Упражнение “ЛЯГУШКА”.

Чтобы научиться красиво говорить, надо научить свои губы хорошо работать. И знаете, что здесь главное? Улыбка. Больше улыбайтесь и учите улыбаться своих детей.

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении до счета “пять”, затем вернуть губы в исходное положение.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем — перестанем

И несколько не устанем.

  1. Упражнение “СЛОНИК”.

Еще одно упражнение для губ. И секрет этого упражнения прост. Больше целуйте своих детей и учите их передавать через поцелуй свои чувства.

Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета “пять”, вернуться в исходное положение.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

  1. Упражнение “ЛОШАДКА”.

Это упражнения для язычка.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и “прыгал” только язык.

Цокает лошадка

По дорожке громко.

Язычком пощёлкай,

То же будет звонко!

  1. Упражнение-дразнилка “Индюк”.

Это упражнение для губ и мышц языка.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы: как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

— Для формирования правильного произношения у ребёнка должно быть сформировано и правильное речевое дыхание, а именно направленная воздушная струя, т. к. некоторые звуки невозможно произнести без воздушной струи достаточной силы ([С], [З], [Ш], [Ж], [Р]).

Дома детям полезно: надувать мыльные пузыри, дуть на бумажные кораблики и лёгкие игрушки в тазу с водой, сдувать кусочки ваты, пёрышки с ладони.

— А сейчас предлагаю Вам сделать вместе со мной упражнения для развития дыхания. Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой и дуем, не раздувая щек (3–5 раз) Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1–2 таких упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. (Родители выполняют упражнения.)

— Для правильного звукопроизношения необходимо работать над дикцией, а в этом нам помогут скороговорки. Дикция — это внятное и четкое произношение слов и их сочетаний. (Родители получают карточки со скороговорками. Сначала скороговорку должны произнести медленно, а затем быстро — быстро. Родители по очереди называют скороговорки.)

Второе — это фонематическое восприятие, то есть способность слышать звуки речи, определять количество и последовательность звуков в слове, количество слов в предложении. Фонематическое восприятие — это своеобразный кит, на котором держится обучение чтению и письму. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в дальнейшем допускают много ошибок на грамматические правила (безударные гласные, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак).

(Логопед предлагает родителям поиграть в игры на развитие фонематического слуха.)

1. Игра «Цепочка слов»

Задачи: выделение начального и конечного звука в словах, расширение словарного запаса, развитие слухового внимания, сообразительности.

Описание. Можно играть вдвоем или с группой детей и взрослых. Один из играющих называет любое слово — существительное в единственном числе и именительном падеже, второй — придумывает слово на его последний звук, третий — на последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку из слов. Например: Аня — яблоко — осень — нитки — индюк — кот — трос — собака и т. д.

2. Упражнение «Собери цветок»

Задачи: учить выбирать картинку со словом, которое начинается на заданный звук, расширять словарный запас, развивать зрительное внимание.

Описание. Взрослый раскладывает картинки на столе, дает инструкцию: нужно выбрать те лепестки, на которых изображены слова на определенный звук, например звук [Л] и у вас получится цветок.

Третье — словарь, то есть количество слов, которые ребёнок знает, смысл которых понимает и использует в активной речи. Низкий ограниченный словарный запас в дальнейшем затрудняет и понимание объяснений учителя, подбор проверочных слов, понимание прочитанного и пересказ, заучивание стихотворений. Объём и качество словаря напрямую зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их названиями, уделять большое внимание чтению книг. Важно беседовать с ребёнком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых ребёнок может порассуждать.

Четвертое — лексико-грамматический строй речи, то есть умение ребёнка правильно, грамотно построить фразу. Несформированность грамматических представлений в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью, то есть к аграмматизмам.

Часто встречаются ошибки:

– при согласовании существительных с числительными: 1 пень — 5 пень (пней), 1 ведро — 5 ведров (вёдер);

– в образовании относительных прилагательных: сок из моркови — (морковенный), дом из снега — (снеговый);

– много ошибок в образовании притяжательных прилагательных: Чей хвост (лисин), правильно — лисий, заячий.

— Поэтому призываю вас задуматься, не упустить время, больше общаться со своим ребенком, заниматься, развивать речь ребенка, готовить к школе.

И пятое — связная речь. Ребёнок должен уметь логично, последовательно пересказать какое-то событие или свои впечатления о чём-либо. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, а на более поздних этапах обучения ученики не владеют навыками написания изложения и сочинения. Речевые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими и поэтому очень важна правильная, красивая, литературная речь взрослого. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К началу школьного обучения дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Все мы, только совместными усилиями способны помочь нашим детям, укоторых есть речевые проблемы.

Также развитие речи находятся впрямой зависимости от развития мелкой моторики рук. После многих исследований ученые пришли к выводу, что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи. Следовательно, кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат. Поэтому важно не только разговаривать с ребенком, но и развивать его мелкую моторику. Мелкая моторика не только отвечает за речь, но также позволяет развивать координацию впространстве, воображение, зрительную идвигательную память. Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук.

— Сейчас я хотела бы вам предложить несколько упражнений, в которых ваш ребенок может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым: 1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины. 2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. 3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки). 4. Самостоятельно обуваться, одеваться. 5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок. 6. Вешать белье, используя прищепки. 7. Помогать родителям, отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. п. 8. Помогать перебирать крупу. 9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь. 10. Собирать на даче ягоды. 11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью. 12. Вытирать пыль. 13. Включать и выключать свет. 14. Отлеплять и прилеплять наклейки. 15. Перелистывать страницы книги. 16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

Все эти задания решают следующие задачи: положительно влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка и готовят руку к овладению навыками письма, а также применяя данные игры и упражнения на развитие моторных навыков вы поможете учителю-логопеду ускорить процесс постановки звуков.

Обратная связь. У вас на столах лежат лучики от солнышка. Ответьте на вопросы: — Больше всего мне понравилось… — В дальнейшем я буду использовать… — Здесь я сегодня узнал(а) нового… — Я и раньше знала то, что сегодня услышала о … — Неожиданным для меня сегодня было…

— Уважаемые родители я благодарю вас за активное участие в работе и желаю вам успехов в воспитании детей, учите ваших детей красиво играмотно говорить, выражать свои мысли, уметь слушать ислышать,— ишкольное обучение не покажется вам ивашему малышу тяжелым исложным. Читайте детям книги, говорите сними, просто комментируйте то, что делаете вданный момент,— компьютер, телевизор икомиксы не заменят детям вашей живой речи иобщения. Будьте другом вашему ребёнку. Помогите ему— словом исоветом!

До новых встреч.

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, ребенок, артикуляционная гимнастика, родитель, описание упражнения, слово, артикуляционный аппарат, мелкая моторика, нижняя челюсть, фонематический слух.

Похожие статьи

Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для родителей «Готовность ребенка к школе»

Семинар-практикум для педагогов «Каждый ребенок имеет право на понимание»

Мастер-класс для педагогов «Исследовательская деятельность как средство развития познавательно-игровой активности у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»

Интегрированное занятие по развитию речи и конструированию в подготовительной к школе группе «Мы расскажем о зданиях»

Мастер-класс для педагогов «Знакомство родителей с игровыми (инновационными) технологиями через организацию мастер-классов»

Семинар-практикум для педагогов на тему «Арт-технологии в коррекционной работе»

Семинар-практикум для родителей «Речь в движении»

Похожие статьи

Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для родителей «Готовность ребенка к школе»

Семинар-практикум для педагогов «Каждый ребенок имеет право на понимание»

Мастер-класс для педагогов «Исследовательская деятельность как средство развития познавательно-игровой активности у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»

Интегрированное занятие по развитию речи и конструированию в подготовительной к школе группе «Мы расскажем о зданиях»

Мастер-класс для педагогов «Знакомство родителей с игровыми (инновационными) технологиями через организацию мастер-классов»

Семинар-практикум для педагогов на тему «Арт-технологии в коррекционной работе»

Семинар-практикум для родителей «Речь в движении»

Задать вопрос