Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (5) июнь 2016 г.

Дата публикации: 10.05.2016

Статья просмотрена: 1335 раз

Библиографическое описание:

Гайдаржи, С. П. Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста» / С. П. Гайдаржи. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/919/ (дата обращения: 16.12.2024).



Цель: Овладение родителями основными приемами развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) в домашних условиях.

Задачи:

Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей.

Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи).

Рассказать о влиянии развивающих игр на уровень интеллектуального развития детей.

Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи).

Предварительная работа:

‒ подбор дидактических игр, пособий, книг для развития внимания, восприятия, памяти, мышления, речи и воображения; оформление выставки;

‒ разработка анкеты;

‒ подбор упражнения для сплочения родителей; подбор притчи, способствующей осознанию отношений между родителями и детьми, к окружающему миру;

‒ изготовление буклета для родителей.

Оборудование: шляпа, бумага и ручки по количеству участников, материал к игре «Чудесный мешочек», предметные картинки к игре «Картинки-загадки», 10 картинок к игре «Запомни картинки», лабиринты по количеству присутствующих, музыка к игре «Запрещенное движение», релаксационная музыка.

Ход семинара-практикума:

Игра «Волшебная шляпа»

Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению между собой.

Инструкция: — Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает её на себя (или шляпа может остаться в руках по желанию родителя) и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а также можно сказать что-либо положительное о ребенке. Тот, кому адресован «комплимент», должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже очень нравится! Да, мне это тоже очень нравится в своем ребенке!»

По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент. Воспитатель подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т. е. хвалить родителю ребенка.

— Дорогие мамы и папы, сегодня с таким положительным настроем, рассмотрим вопрос формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Мы сегодня — все участники, как единое целое, имеем общую цель — развить и воспитать ребенка.

Ситуация «Невротический ребёнок».

Вашему вниманию предлагается послушать историю, может кому-то она покажется знакомой, похожей.

Маленькая Маша с матерью пришла на берег моря.

— Мама, можно я поиграю в песке?

— Нет, дорогая. Ты испачкаешь свою чистую одежду.

— Мама, можно я побегаю по воде?

— Нет. Ты намокнешь и простудишься.

— Мама, можно мне поиграть с другими детьми?

— Нет. Ты затеряешься в толпе.

— Мама, купи мне мороженое.

— Нет. Ты простудишь горло.

Маленькая Маша начала реветь. Мать повернулась к стоявшей неподалёку женщине и сказала:

— Господи, Боже мой! Вы когда-нибудь видели такого невротического ребёнка?

(рассуждения родителей, характеристика «невротической» личности, определение неверного поведения со стороны матери)

Ребенок — это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде. Мы, взрослые, не должны идти у ребенка на поводу, но обязаны, умело и верно направлять действия ребенка, научить его познавать и изучать мир. Мы должны создать условия для раскрытия всех творческих способностей, внутреннего потенциала, научить любить окружающий мир.

Мы все хотим, чтобы наши дети не только блистали энциклопедическими знаниями, но также были людьми большой души в отличной физической форме, которые умеют выражать свои эмоции и чувства, общаться с людьми, взаимодействовать с окружающим миром.

Но все это невозможно без кропотливого труда нас самих, благодаря которому, наши дети смогут развиваться в дальнейшем самостоятельно, опираясь на полученный опыт и знания.

Эрнст Легуев говорил: «Воспитание — это наука, научающая наших детей обходиться без нас».

Константин Дмитриевич Ушинский отмечал: «Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

— Исходя из вышесказанного, сегодня мы будем обсуждать с вами очень интересные и необходимые вопросы, связанные с развитием познавательной деятельности дошкольников.

— Как вы понимаете выражение познавательная деятельность?

(варианты ответов и их краткий анализ)

Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л. С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.

— Сейчас подробнее рассмотрим составляющие познавательной деятельности.

Внимание — это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключение и распределение; противоположные вниманию состояния — это отвлекаемость, неустойчивость.

Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. В старшем дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.

— А сейчас предлагаю вам поиграть.

Проведение игры с родителями на развитие внимания:

‒ Рассмотрите внимательно картинку (картинка убирается). А теперь расскажите, что на ней изображено: Кто сидел за столом? Кто стоял около стола? Какого цвета рубашка у Пятачка? Что ел Винни-Пух? Что держал в руках Кролик? (После беседы, показывается картинка и проверяется правильность ответов).

‒ Посмотрите внимательно на другую картинку. Кот с мышатами играют в жмурки. Помоги коту найти всех мышат (называют места, где спрятались мышата).

Восприятие — целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. В процессе восприятия у старших дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала. Адекватное восприятие сенсорных событий имеет решающее значение для развития операций мыслительной деятельности. У дошкольников мы развиваем зрительное (цвет, форма, величина), слуховое (речевые и неречевые звуки), тактильное восприятие.

— А сейчас снова поиграем. Помните, когда вы играете с ребенком, просьбы, инструкции и задания должны быть четкими и понятными.

Проведение игры с родителями на развитие восприятия:

‒ Игра «Чудесный мешочек» проводится с учетом возрастных особенностей детей, с усложнением:

  • по наглядному образцу;
  • по словесной инструкции;
  • определение незнакомого предмета и его описание.

От восприятия ребенка в первую очередь зависит развитие памяти, главным видом которой в дошкольном возрасте является образная.

Память — психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения.

В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

— Для развития памяти можно организовать игры «Запомни картинки», «Повтори слова», «Что ты видел сегодня на улице?», «Что изменилось?», «Кого не стало?» и др. Необходимо помнить, что игры на развитие памяти не должны сильно утомлять ребенка! Память — навык, который лучше всего нарабатывать постепенно.

Проведение игр сродителями на развитие памяти:

‒ Игра «Запомни картинки». Родителям предлагается запомнить 10 картинок, например игрушечный автомобиль, конфета, карандаш, точилка, расческа, ложка... В течение короткого времени взрослый (ребенок) запоминает, а потом должен назвать картинки, которые запомнил, остальные проверяют.

‒ Игра «Запрещенное движение». Родители повторяют за ведущим все движения, кроме одного «запрещенного» (например, хлопка), кто ошибается, тот садится.

Мышление — это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации.

Выделяют три вида мышления:

наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);

наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);

словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3–4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления — наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести–семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

— Для понимания процесса развития мышления, вам, уважаемые родители предлагается немного «поиграть» — побыть в роли детей. Внимательно слушайте инструкцию и выполняйте задание.

Проведение игры сродителями на развитие мышления:

‒ Игра «Что снаружи, что внутри?» Педагог называет пару предметов, а родители (дети) говорят, что может быть снаружи, а что — внутри. Дом — шкаф; книга — шкаф; сумка — кошелек; кошелек — деньги; кастрюля — каша; аквариум — рыбы; будка — собака; нора — лиса.

— Перейдем к следующей составляющей познавательной деятельности.

Речьформа общения людей посредством языковых конструкций. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Освоение ребенком речи является чрезвычайно важным моментом в психическом развитии, так как позволяет ему развиваться как социальному существу, т. е. осваивать опыт человечества.

Развивая мышление, память, внимание, восприятие, воображение мы совершенствуем и три функции речи, которые имеют важное значение в формировании интеллекта:

Коммуникативная. Влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей. В процессе общения ребенок усваивает новые понятия.

Познавательная. Играет большую роль в развитии восприятия, придавая сенсорным функциям поисковый характер, в развитии вербальной памяти, что важно для формирования обобщенного мышления.

Регулирующая. Формирование данной функции речи связано с развитием возможностей планирования интеллектуальной деятельности.

— Для развития речи можно организовать игры «Добавь слово», «Составь предложение», «Назови ласково», «Скажи наоборот» и другие.

Проведение игры сродителями для развития речи:

‒ Игра «Картинки-загадки». Дополнительно: предметные картинки (мяч, гриб, тапочки и т. д.) Из группы родителей (детей) выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Водящий берет одну из картинок. Не показывая ее остальным родителям (детям), он описывает предмет, нарисованный на ней. Взрослые (ребенок) предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

Воображение детей старшего дошкольного возраста — это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта. Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению. Воображение начинает выполнять две основные функции: защитную, связанную с формированием практических навыков познания окружающего мира, и познавательную, позволяющую разрешить проблемную ситуацию и регулирующую психическое состояние путём создания воображаемой ситуации, отвлечённой от реальности.

Воображение претерпевает качественные изменения, приобретая произвольный характер, что предполагает планирование и программирование деятельности.

— Для развития воображения можно организовать игры «Закорючки», «Продолжи рисунок», «Дорисуй картинку», «Сочиняем сказку сами», «Пятнография».

Проведение игр сродителями на развитие воображения:

‒ Игра «Клякса». Дополнительно: листы бумаги, на которых нанесены кляксы. Дети (родители) должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее так, чтобы вышло что-то понятное. Выигрывает тот, чей рисунок будет отличаться степенью яркости и глубиной нарисованных образов.

‒ Игра «Несуществующее животное». Дополнительно: листы бумаги, фломастеры. Если существование рыбы — молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пофантазируйте: «Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба — ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?» (Родителям (детям) предлагается нарисовать несуществующую рыбу).

В период дошкольного детства происходит существенная перестройка познавательных процессов, деятельности. Таким образом, старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития процессов познавательной деятельности.

— Как развивать познавательную деятельность вы теперь знаете. Подводя итог, хотелось бы обратить внимание родителей на 7 важных моментов:

  1. Для развития и роста детям нужна помощь взрослых. Это наша обязанность заботиться о детях, ценить и уважать их.
  2. Общаться с детьми о вещах, которые влияют на их жизнь. Стараться сбалансировать желания ребенка в рамках разумности и безопасности. Позволяйте детям играть более весомую роль в их жизни. Для этого предложите ребёнку несколько вариантов для принятия им решения, но будьте готовы принять выбор вашего ребёнка.
  3. Научите детей брать на себя ответственность.
  4. Взрослым важно понять и принять то, что дети могут думать и чувствовать по-другому.
  5. Чтобы чувствовать себя хорошо, детям необходимо уважение, осознание собственной важности.
  6. Ценить индивидуальность своего ребенка.
  7. Создать атмосферу безопасности и защищенности.

Надеемся, что эти простые правила помогут вам лучше понять вашего ребёнка и сделать жизнь вашей семьи ещё счастливей!

Помните, что нет в мире «плохого» и «хорошего». Все зависит от того, как вы на это посмотрите.

— Наш семинар-практикум подошёл к завершению, надеемся, что вы узнали для себя что-то новое и научились приемам формирования познавательной деятельности у детей.

— Успехов вам и вашим детям!

Литература:

  1. Григори Н. Связующая нить. Программа коррекции детско-родительских отношений //
  2. Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г. В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
  3. Школьный психолог. — 2000. — № 28.
  4. http://psy.1september.ru/article.php?ID=200800810
  5. http://rebenok.by/articles/stature/study/~id=656
  6. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_01b.shtml
  7. http://games-for-kids.ru/attention/logicheskie-zadachi.php
  8. http://www.znaxar.com/angely/5749-pritcha-o-dvuh-angelah.html
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, познавательная деятельность, Игра, картинка, окружающий мир, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, проведение игры, развитие памяти, Родитель.

Похожие статьи

Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»

Мастер-класс для педагогов «Исследовательская деятельность как средство развития познавательно-игровой активности у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов на тему «Арт-технологии в коррекционной работе»

Семинар-практикум для учителей-логопедов ДОУ «Организация диалогического общения дошкольников с нарушениями речи»

Семинар-практикум для родителей «Готовность ребенка к школе»

План-конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Игра-викторина «Знатоки родного края»

Консультация для родителей «Развитие речевой активности через сенсорное воспитание детей»

Семинар-практикум для родителей «Сформированная речь — важный показатель готовности ребёнка к обучению в школе»

Консультация для родителей «Особенности развития психических процессов у детей раннего дошкольного возраста»

Похожие статьи

Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»

Мастер-класс для педагогов «Исследовательская деятельность как средство развития познавательно-игровой активности у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов на тему «Арт-технологии в коррекционной работе»

Семинар-практикум для учителей-логопедов ДОУ «Организация диалогического общения дошкольников с нарушениями речи»

Семинар-практикум для родителей «Готовность ребенка к школе»

План-конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Игра-викторина «Знатоки родного края»

Консультация для родителей «Развитие речевой активности через сенсорное воспитание детей»

Семинар-практикум для родителей «Сформированная речь — важный показатель готовности ребёнка к обучению в школе»

Консультация для родителей «Особенности развития психических процессов у детей раннего дошкольного возраста»

Задать вопрос