В современном мире дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития при условии целенаправленного процесса воспитания и образования способны овладеть необходимыми навыками коммуникативного общения, социального поведения и жизнедеятельности. Развитие особенных детей должно представлять собой непрерывный процесс познания окружающего мира. Важность сенсорного развития и воспитания детей определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на чувственном познании. В исследовании В. Г. Петровой показана важность и необходимость полноценного чувственного опыта для умственного развития детей с нарушением интеллекта. «Обедненный чувственный опыт… не может служить достаточно прочной базой для формирования как мыслительных процессов, так и других высших психических функций. Таким образом, расширение и уточнение чувственного познания учащихся является одной из первостепенных задач…». [6 c.18]
Важным направлением воспитания детей с ТМНР является развитие их восприятия, которое включает в себя как восприятие окружающей действительности, так и восприятие речи. Взрослые должны предоставить детям полноценную сенсорную среду для формирования чувственных впечатлений с одной стороны. С другой научить детей понимать речь окружающих и, насколько это возможно, самостоятельно пользоваться речью как вербальной, так и не вербальной. Следующим шагом в работе является развитие общей моторики, которая обуславливается работой крупных мышц тела и позволяет ребёнку самостоятельно сидеть, ползать, ходить и т. д. На основе навыков общения и развития крупной моторики можно приступать к работе по развитию и формированию навыков мелкой моторики. Постепенно вырабатывается скоординированность мелких мышц рук и глаз. Это позволяет ребёнку на первых этапах отрабатывать хватательный рефлекс, а в конечном итоге учиться рисовать, лепить и т. д.
Всё что дети смогут увидеть, услышать, тактильно и эмоционально ощутить, является для них необходимой информацией о мире. [2]
Воспитанники данной категории обладают потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта, но в следствии инертности психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы — сформировать целостное восприятие предметов и явлений окружающей среды достаточно проблематично и является очень продолжительным процессом.
Без специального обучения дети с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями не овладевают поисковыми способами ориентировки. Они действуют, не учитывая свойств предмета, не переносят знания и опыт на новые предметы и в новую ситуацию. Дети манипулируют предметами хаотично, не отбрасывая ненужные варианты, не выделяя существенные признаки предмета. [5]
Коррекционная работа по сенсорному развитию проблемных детей проводится во всех видах детской деятельности: в быту, в жизненных ситуациях, при самообслуживании, в играх, в предметно-практической деятельности, рисовании, лепке, ручному труду и т. д.
Для обогащения и развития сенсорного опыта детей с ТМНР очень важно использовать разнообразные виды игр: предметные, дидактические, строительно- конструктивные, подвижные, пальчиковые игры, театр на пальчиках Би-Ба-Бо. В процессе игровой деятельности педагогами ставятся такие задачи, как:
– переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
– возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;
– получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
– внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.
Все виды продуктивной деятельности, так же, призваны развивать мелкую моторику рук детей. Развитие мелкой моторики помогает не просто укрепить руки детей, сделать их более гибкими и умелыми, что благотворно влияет на общее развитие ребёнка, но помогает стать более уверенными и самостоятельными, а это помогает им адаптироваться в ближайшем для них окружении. [10]
Главной целью овладения навыками мелкой моторики является формирование бытовых навыков и прежде всего навыков самообслуживания, что особенно актуально для детей с ТМНР.
Основным принципом работы педагога с детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития является принцип дифференцированной и индивидуальной коррекционной помощи, которую необходимо осуществлять в повседневной работе. Необходимо уделять внимание каждому ребенку и, обязательно, эмоционально фиксировать малейшее достижение воспитанника.
Для данных детей обучение и воспитание — это слитный, неразделимый процесс. Практика занятий с детьми носит различные организационные формы. Особенно актуальны предметно-практические занятия, благодаря которым у детей формируются санитарно — гигиенические навыки, развивается моторика и игровая деятельность, что способствует интеллектуальному развитию каждого ребёнка. На занятиях предметно-практической деятельностью используется большое количество наглядных пособий и раздаточного материала. Все занятия педагог сопровождает живой эмоциональной речью и всемерно побуждает детей посильно использовать речь по ходу деятельности. Стимулирование и организация двигательной активности каждого ребенка также является непременным условием при проведении занятий.
Идея педагогического оптимизма является основной для организации занятий с детьми. Только при постоянном и целенаправленном взаимодействии со взрослыми воспитанники могут знакомиться с окружающим миром и овладевать пусть минимальными, но так необходимыми жизненными навыками общения и познания, благодаря которым они могут быть, насколько это возможно, более самостоятельными.
Необходимо создание на занятиях конкретных ситуаций, благодаря которым решаются следующие задачи:
- Развитие аккуратности в процессе деятельности.
– Умение пользоваться салфеткой при работе с клеем и красками,
– Закрепление потребности содержать рабочий стол в порядке во время работы и убирать за собой после изготовлении поделки,
– Формирование навыков, позволяющих следить за своим внешним видом и устранять погрешности в нем после работы (помыть руки и насухо вытереть своим полотенцем).
- Развитие положительного эмоционального фона и позитивного отношения к различным видам творческой деятельности.
– Проявление принятой в обществе эмоциональной реакции на происходящее,
– Проявление интереса к предложенной деятельности,
– Участие в коллективном праздновании, желание играть вместе с детьми
- Воспитание чувства радости от участия в коллективной продуктивной деятельности
– Эмоциональная реакция на успехи товарищей,
– Появление у ребенка доверия и желания взаимодействовать с взрослыми и другими детьми,
– Проявление интереса к творческой деятельности и получение удовольствия от сделанного
Начало работы включает в себя игры и упражнения с пальчиками: «Веселые пальчики», «Пальчик — мальчик», «Играем с пальчиками», «Пальчик — раз, пальчик — два…» и т. д. Эта деятельность развивает ощущение собственных движений, развивает мелкую моторику пальцев рук и способствует взаимодействию со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.
На совместных мероприятиях и развлечениях, которые организуются педагогами в ходе досуговой деятельности, также, создаются все условия для сенсомоторного развития ребёнка на основе его сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Например: «Краски осени», «Чудеса в решете», «Волшебные листики», «Елочка, елочка — колючая иголочка» помогают целенаправленно формировать эмоционально-положительные отношения к природе, фиксировать взор, внимание, умение и желание рассматривать картину, иллюстрацию, смотреть презентацию.
«Листопад, листопад, листья по ветру летят», «Фокусы со снегом», «Закружило — завьюжило», «Мы гуляем по лужам», «Дождь идет» знакомят с природными явлениями, используя элементарное экспериментирование, помогают самостоятельно делать несложные выводы.
Встречи на тему «Новый год идет», «Как звери елку наряжали», «Рождественские встречи», «Встреча масленицы», «Весну зазываем», «А ну- ка, девочки» знакомят детей с народным творчеством, праздниками.
Обогащение сенсомоторного опыта, воспитание чувства радости и уверенности в своих силах проходит в мероприятиях «Елочная гирлянда», «Поляна с подснежниками», «Разноцветные зонтики», «Солнышки на лугу», «Одуванчики, цветы, словно солнышки желты», где дети изготавливают своими руками поделки для украшения или для выставки.
При создании положительного социально-эмоционального фона ребёнку предъявляются чёткие и систематические требования в выполнении заданий. Именно такой подход постепенно формирует у воспитанников навыки и привычки, что очень важно для развития данной категории детей, так как основная задача коррекционно-развивающей работы — подготовка ребенка с особенностями психофизического развития к жизни, обеспечение оптимальных условий для самореализации личности. А это значит, что у ребенка в процессе обучения и воспитания должны сформироваться умения и навыки самообслуживания, ориентирования в бытовой и социальной среде.
Пример межгруппового мероприятия по формированию представлений об окружающем мире с элементами аппликации.
Тема: Краски осени»
Цель: Развивать интерес к познанию окружающего мира.
Задачи:
Образовательная: создать условия для обобщения представлений детей об осени как времени года, ее признаках; продолжать уточнять понимание знака — символа; формировать навык аппликации методом обрывания.
Коррекционно-развивающая: развивать творческое воображение, чувство цвета; развивать мелкую моторику, умение координировать движение глаз и рук.
Воспитательная: воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы; продолжать учить детей в процессе общения говорить слова: спасибо, пожалуйста.
Возрастная направленность: дети среднего школьного возраста.
Наглядно-дидактический материал: иллюстрации природы осенью, пиктограммы признаков осени.
Оборудование: магнитофон с записью музыки П. И. Чайковского «Времена года», ноутбук с слайдами картинок осенней природы, листы цветной бумаги красного, зеленого, желтого цветов, клей, салфетки, листы формата А4 с контуром листа.
Ход занятия
Организационный блок.
Воспитатель: — Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Мы их ждали? Давайте с ними поздороваемся.
Дети: — Здравствуйте.
Воспитатель: — Ребята, какое у вас настроение?
Дети: — Хорошее.
Воспитатель: — У меня тоже хорошее настроение. Давайте поделимся нашим хорошим настроением друг с другом. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.
— Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Коррекционно-развивающий блок.
Воспитатель предлагает детям сесть за стол и посмотреть слайд-шоу об осени. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Осень».
Воспитатель: — Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: — Осень.
Воспитатель: — Правильно. Вы сейчас посмотрели слайды об осени. Вам понравилось? Давайте сейчас вспомним и назовем, что изменилось в жизни природы? Какие вы знаете признаки осени, назовите их (Речевые дети отвечают на вопрос, неречевые дети синхронно выкладывают пиктограммы с признаками осени на доске)
Воспитатель помогает детям ответить на вопрос. (Слайды по щелчку)
Рис. 1. Похолодало
Рис. 2. Солнце светит, но не греет.
![](https://moluch.ru/blmcbn/45850/45850.007.png)
Рис. 3. Листья опадают
Рис. 4. Насекомые прячутся
Рис. 5. Птицы улетают
Рис. 6. Звери готовятся к зиме
Рис. 7. Люди одеваются тепло
— А как деревья, кусты, трава и цветы готовились к встрече осени?
Дети: — Они меняли свои наряды, готовились к встрече осени.
Воспитатель:(Лирическая презентация «Осень золотая»)
А почему осень назвали рукодельницей? Без краски и кисти, а раскрашивает все листья, все деревья нарядила в разноцветные платья, рябинка стоит в красно-багровом платье, как будто брошки из красных ягод ей принесла осень. У березки желтый сарафан, как будто повесила золотые монетки. А у осинки разноцветное платье, желтое и красное, она все время дрожит листвой, боится, что скоро придется с красивым нарядом расстаться.
«И пришла на порог, красками играя,
Чудо-рукодельница…. Кто она такая? (Осень золотая)
Посмотрите-ка ребята, я сегодня открыла окно в группе, чтобы проветрить, а мне в руки мне в руки прилетело вот что… (показывает лист).
Давайте за ним пойдем и поиграем в подвижную игру «Мы осенние листочки»
Воспитатель раздает детям в руки листья разного цвета, вырезанные из картона.
Подвижная игра «Мы осенние листочки»
Воспитатель дует (или использует какой-либо шумовой инструмент) — дети бегают и кружатся по группе
Воспитатель перестает дуть — дети садятся на корточки.
Практическая деятельность детей
После игры дети возвращаются за стол и находят на нем большой конверт с надписью «Подарок». Воспитатель предлагает посмотреть, что внутри. В конверте лежат альбомные листы с контуром отдельной части осеннего листка по количеству детей и записка: «Чтобы узнать, какой подарок я вам приготовила, нужно выполнить задание: заполните каждый контур моим любимым цветом. ОСЕНЬ».
Дети вместе с воспитателем вспоминают любимые цвета осени (желтый и красный).
Воспитатель предлагает кусочками цветной бумаги заполнить контуры на альбомных листах и узнать, какой подарок приготовила осень. Последовательность работы обсуждается с одновременным показом технологической карты:
Перед началом работы проводиться пальчиковая гимнастика:
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
Мы сейчас подружим
Маленькие пальчики
(руки в «замок», активно сгибаем и разгибаем пальчики)
Раз — два — три — четыре — пять –
Начинай считать опять
Раз — два — три — четыре — пять –
(совмещаем поочередно пальчики левой и правой руки)
Мы закончили считать
(встряхиваем кисти рук)
Работа проходит под наблюдением воспитателя, с использованием технологической карты, по показу или сопряженно, в зависимости от возможностей ребенка.
Итог
Организация выставки работ. Когда дети закончат работу, воспитатель предлагает собрать все альбомные листы с заполненным контуром вместе (по типу пазла). Получился большой осенний лист.
Воспитатель: Так вот какой подарок приготовила нам осень. Спасибо ей большое за подаренную красоту.
Рефлексия: На пол воспитатель высыпает осенние листья из корзины. Дети садятся на пол в кружок и обследуют осенние листья с одновременным прослушиванием лирической детской песенки про осень.
Литература:
- Агапова И., Давыдова М. Лучшие поделки из природных материалов. — М.: ООО ИКТЦ «Лада»,2010. — 144с.
- Баряева Л. Б., Бгажнокова И. М., Бойков Д. И., Зарин А и др. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программы, методические рекомендации. — Псков: ПОИНКРО, 1999.
- Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. — М: Творческий Центр, 2004.
- Малик О. А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2010.
- «Образование детей с множественными нарушениями развития». Материалы международной научно-практической конференции «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» 27–29 ноября 2013 года / Под науч. ред. Н. Н. Яковлевой — СПб., 2014. — 352с. — ISBN 978–5-9903711–2-5
- Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М., 1968. Изд-во Просвещение.
- Румянцева Е. А. Простые поделки из пластилина. — М.: Айрис-пресс, 2008.
- Трофимова М. В. Изобразительное искусство и учеба и игра. — Ярославль: Академия развития, 2008.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. — Ярославль: Академия развития, 2008.
- Цикото Г. В. Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно — практической деятельности. М.: Полиграф сервис, 2011. — 193с.
- Шкицкая И. В. Аппликации из природного материала. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008.