Множественные нарушения физического и психофизического развития детей и их коррекция с помощью сенсомоторной стимуляции | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Потапова, Л. Э. Множественные нарушения физического и психофизического развития детей и их коррекция с помощью сенсомоторной стимуляции / Л. Э. Потапова, И. В. Попова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/16170/ (дата обращения: 17.12.2024).



Метод стимуляции, особенности его применения в педагогической деятельности по сенсомоторному развитию детей с множественными нарушениями физического и психофизического развития.

Прежде чем мы начнем говорить о сложностях сенсомоторного развития детей с многочисленными психофизическими нарушениями, хотелось бы отметить, что если ребенок развивается, пускай даже медленно, развитие всегда происходит, если этому сопутствовать.

Сенсомоторным развитием ребенка называется формирование и развитие понимания ребенка о внешних свойствах разных предметов: форма, цвет, величина, положение в пространстве, кроме этого, запах, вкус и тому подобное, с применением двигательного анализатора.

Ребенок начинает познавать окружающий мир с «живого созерцания», воспринимая и ощущая в целом явления и предметы окружающей среды. У детей с множественными нарушениями развития познавательные навыки намного хуже развиты, чем у здоровых детей. Дети с множественными нарушениями развития не выражают интерес к окружающему миру.

Дети с такими особенностями, в отличие от своих сверстников с нормальным развитием, обладают меньшими способностями к самостоятельному пониманию, осмысливанию, сохранению и использованию информации, получаемой из окружающего мира. Нейрофизиологические процессы в коре головного мозга обуславливают подобное развитие детей с ТМНР, а также эти процессы сказываются на многих сферах психологического развития- речи, памяти, мышлении, внимании.

Можно выделить несколько особенностей развития детей с данной категорией развития. Первая особенность заключается в том, что нельзя проводить параллель между реальным и физическим возрастом ребёнка. Вторая — навык, который дети получают на занятиях и который необходимо постоянно закреплять, иначе он пропадёт. Третья особенность: не может быть всегда только прогресс, регресс — это нормально, и более того, эти процессы чаще всего сменяют друг друга.

Ещё одной из наболевших проблем развития именно этой категории детей представляется то, что только совсем недавно в отечественной педагогике их перестали определять как «необучаемые».

Дети с ТМНР рассматривались только как дети, нуждающиеся в уходе и медицинской помощи.

Правда, если рассматривать педагогическую практику и теорию в большинстве цивилизованных стран, станет понятно, что определение «необучаемый» не употребляется, поскольку там акцент делается не на интеллектуально-эмоциональные и физические качества ребёнка, а на его способность понимать заданный уровень программы. Если ребёнок не усваивает информацию определённой программы, то для него индивидуально разрабатывается или выбирается другая, посильная для него программа.

Проработав с детьми с ТМНР долгое время, исходя из наших наблюдений, хочу отметить, что метод стимуляции является наиболее действенным инструментом для сенсомоторного развития таких детей. При использовании этого метода, у нас появилась возможность проводить элементарный процесс обучения ребёнка. При взаимодействии с ребёнком каждый раз мы имеем возможность донести до него в доступной форме информацию об окружающем мире, о нем самом, посредством воздействия на сенсорные каналы.

Можно выделить несколько основных методов сенсорной стимуляции для детей с ТМНР: стимуляция губ и органов артикуляции, стимуляция вестибулярного восприятия, стимуляция зрения, стимуляция функции кисти и мелкой моторики, тактильная стимуляция, стимуляция слуха, стимуляция вкусовой чувствительности, стимуляция обонятельной чувствительности.

Для эффективного педагогического воздействия на детей с ТМНР, необходимо учитывать и знать особенности развития детей данной категории: в процессе проведения занятий и упражнений рекомендуется применять возможности сохранных анализаторов, чтобы в последствии включить их в компенсаторные процессы и сформировать умение ими пользоваться; одним и тем же людям следует заниматься с ребёнком развивающими занятиями и уходом за ребёнком, желательно чтобы и поведение у взрослых было одинаково, то есть с применением одних и тех же слов, движений (это хорошо скажется на ощущении постоянства у ребёнка); не стоит забывать о том, что дети данной категории могут растерять имеющийся навык, чтобы этого не произошло нужно постоянно его закреплять; дети даже с тройным или с двойным дефектом, при проблемах сенсомоторного развития, образуют новую непростую систему нарушений, требуя особого психолого-педагогического метода, но никак не суммируя особенности физического и (или) психического развития при множестве нарушений.

Учитывая все вышесказанное, нами было разработаны четкие правила для проведения занятий (упражнений, игр) по сенсомоторной стимуляции для детей с множественными и сложными психофизическими нарушениями.

Первое, что нужно учитывать это удобство ребёнка, перед тем как начать занятие (упражнению, игру) необходимо убедиться, что ребёнка ничто не отвлекает.

Второе, ребёнку нужно чувствовать, что вы рядом, дать понять, что вы с ним. Возможно, это будет: тихий приятный звук, ласковый голос, осторожное бережное прикосновение.

В-третьих, необходимо дождаться обратной связи от ребёнка: звука, жестикуляции, взволнованности, улыбки и т. п.

Только после того, как будет получена ответная реакция, можно приступать к непосредственной стимуляции. Важно наладить тесный контакт с ребёнком и поддерживать его на протяжении всего общения. Действия должны быть размеренными и неторопливыми, сопровождаемыми речью. Количество стимулирующих действий за определенный промежуток времени, нужно строго ограничивать. Старайтесь применять односложные раздражители. Важно не забывать, что периодически, ослабленные органы чувств нуждаются в повторной, более сильной стимуляции, которая должна проводиться только при отсутствии других воздействий. При стимуляциях необходимо быть чувствительным и внимательно наблюдать за реакциями и сигналами ребёнка, зачастую, они бывают необычными и слабовыраженными.

Дети с ТМНР обладают потенциалом в накоплении сенсорного опыта, но вследствие инертности психических процессов, для них затруднительно сформировывать целостное восприятие предметов и явлений окружающей среды. Такие дети без специального обучения не способны овладеть поисковыми способами ориентировки, не переносят полученный опыт и знания на новые ситуации, а также, действуют, не учитывая свойств предметов. Совершаемые детьми манипуляции с предметами хаотичны, они не отбрасывают ненужные варианты и не выделяют существенных признаков предмета. Именно поэтому все виды детской деятельности проходят коррекционную работу по развитию детей с ТМНР: в играх, в быту, рисование, ручной труд, жизненные ситуации, предметно-практическая деятельность, лепка и т. д. Чтобы у детей с ТМНР развивался и обогащался сенсорный опыт необходимо применять различные виды игр: подвижные, предметные, строительно-конструктивные, дидактические. На практике можно применять разнообразные дидактические упражнения и занятия: игры с водичкой «Фонтан», «Ловись, рыбка», «Волшебная губка», «Цветная вода», «Не пролей», «Водолей»; «Открой и закрой коробку», «Делаем салат из фруктов и овощей», «Отсортируй фасоль по ячейкам», «Шнуровки», «Раскладываем предмету по размеру, форме и цвету», «Вкладыши», «Собираем пирамидку», «Чудесные дощечки» (тёплые-холодные, гладкие-шероховатые), «Заверните матрешку в фольгу» и т. д. Сенсомоторная сфера неразделимо связана с развитием другой формы психической деятельности, также сенсомоторика формирует мышление и речь, поэтому необходимо накапливать и обогащать чувственный опыт детей, прививать детям интерес и внимательность к окружающему миру, создавать для них правильную мотивацию.

На протяжении нескольких лет работы с детьми с ТМНР, в процессе проведения занятий по сенсомоторному развитию, мы соблюдали принципы проведения занятий и учитывали все особенности, присущие детям данной категории. Анализируя проведённую работу, можно отметить, что показатели сенсомоторного развития детей заметно улучшились.

Литература:

  1. 1.Басилова Т. А., Александрова Н. А. «Как помочь малышу со сложными нарушениями развития»: Пособие для родителей. — М.: «Просвещение», 2008.
  2. 2.Пособие для педагогов/И. К. Боровская, М. В. Былино, Ю. Н. Кислякова, Е. М. Калинина, И. В. Ковалец, Т. Л. Лещинская, Т. В. Лисовская.-Национальный институт образования.- Минск, 2007.
  3. Бейкер Б. Л., Брайтман А.Дж. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. — М.: Теревинф, 2000 г.
  4. Виноградова А. Л., Константинова И. С., Цыганок А. А. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. — М.: Теревинф, 2006 г.
  5. Головчиц Л. А. К проблеме терминологии: «сложные, множественные, комплексные» нарушения развития // Дефектология. — 2011. — № 3. — С. 3–11.

Похожие статьи

Особенности сформированности функций первого блока мозга у детей с легкой степенью умственной отсталости с дисграфией

В статье раскрывается понятие дисграфии, характеристика функций I блока мозга, описание их обследования. Сравнительный анализ сформированности невербальных функций у детей с дисграфией общеобразовательной школы и у детей коррекционной школы. Обознача...

Применение музыкальной релаксационной терапии в семье в целях профилактики и коррекции психоэмоциональных нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возрастов

В докладе раскрывается суть психоэмоциональных нарушений и невротических расстройств детей дошкольного и младшего школьного возраста, обосновывается, что в качестве профилактики и коррекции подобных состояний в семье целесообразно применять музыкальн...

Практические рекомендации по применению метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Тестопластика как метод арт-терапии в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией

Авторами статьи представлено теоретическое и практическое обоснование эффективности использования приемов тестопластики в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией.

Особенности коррекционно-восстановительного обучения больных с очаговыми поражениями мозга

Автором статьи предприняты попытки охарактеризовать некоторые условия организации восстановительного обучения пациентов с очаговыми поражениями мозга.

Развитие просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения

Данная статья рассматривает вопрос развития просодических компонентов у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В статье освещены направления работы в данной области, а также факторы, влияющие на продолжительность и эффективнос...

Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата средствами физической реабилитации

В статье авторы обозначают значимость применения разработанного комплекса упражнений для детей старшего дошкольного возраста, которые позволят улучшить коррекционно-педагогическую работу, направленную на формирование и развитие двигательных и речевых...

Когнитивные технологии как средство развития слухового и зрительного внимания дошкольников подготовительной группы

В статье автор приводит примеры использования когнитивных технологий при развитии слухового и зрительного внимания дошкольников подготовительной группы. Дается сравнительный анализ уровня развития слухового и зрительного внимания экспериментальной гр...

Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Похожие статьи

Особенности сформированности функций первого блока мозга у детей с легкой степенью умственной отсталости с дисграфией

В статье раскрывается понятие дисграфии, характеристика функций I блока мозга, описание их обследования. Сравнительный анализ сформированности невербальных функций у детей с дисграфией общеобразовательной школы и у детей коррекционной школы. Обознача...

Применение музыкальной релаксационной терапии в семье в целях профилактики и коррекции психоэмоциональных нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возрастов

В докладе раскрывается суть психоэмоциональных нарушений и невротических расстройств детей дошкольного и младшего школьного возраста, обосновывается, что в качестве профилактики и коррекции подобных состояний в семье целесообразно применять музыкальн...

Практические рекомендации по применению метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Тестопластика как метод арт-терапии в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией

Авторами статьи представлено теоретическое и практическое обоснование эффективности использования приемов тестопластики в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией.

Особенности коррекционно-восстановительного обучения больных с очаговыми поражениями мозга

Автором статьи предприняты попытки охарактеризовать некоторые условия организации восстановительного обучения пациентов с очаговыми поражениями мозга.

Развитие просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения

Данная статья рассматривает вопрос развития просодических компонентов у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В статье освещены направления работы в данной области, а также факторы, влияющие на продолжительность и эффективнос...

Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата средствами физической реабилитации

В статье авторы обозначают значимость применения разработанного комплекса упражнений для детей старшего дошкольного возраста, которые позволят улучшить коррекционно-педагогическую работу, направленную на формирование и развитие двигательных и речевых...

Когнитивные технологии как средство развития слухового и зрительного внимания дошкольников подготовительной группы

В статье автор приводит примеры использования когнитивных технологий при развитии слухового и зрительного внимания дошкольников подготовительной группы. Дается сравнительный анализ уровня развития слухового и зрительного внимания экспериментальной гр...

Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.