В статье рассматриваются методы развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями развития.
Ключевые слова: дети с тяжелыми нарушениями интеллекта, развитие мелкой моторики, пальчиковые игры.
Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития характеризуются тяжелыми нарушениями интеллекта, речи и коммуникации, общей и мелкой моторики, поведением и сенсорной сферы. Мелкая моторика и координация движений — одно из главных аспектов развития детей с интеллектуальными нарушениями так, как руки участвуют во всех рабочих действиях ребенка. Детям с выраженными нарушениями интеллекта характерны заторможенность, малоподвижность нервных процессов, незрелость сенсорных анализаторов, фрагментарное восприятие окружающего мира. У детей данной категории мелкая моторика отмечается рядом особенностей: скованностью и замедленностью темпа движений, неловкостью и неуклюжестью, недостаточностью мышечной силы, грубо нарушена координация движений.
Дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями испытывают значительные трудности при овладении всеми методами мелкой моторики, умения и навыки полученные детьми быстро распадаются, если не проводится работа по их закреплению. Дети быстро забывают ранее проделанные действия, выполняя новое задание им трудно соблюдать на последовательность в выполнении упражнения.
Изучив методическую литературу по теме отмечен тот факт, что тренировка мелкой моторики, стимулирует развитие речи и оказывает благоприятное влияние на развитие высших психических функций ребенка с нарушениями интеллекта.
В своей работе при проведении коррекционно-развивающих занятии, направленных на развитие мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта я придерживаюсь следующих принципов:
— принцип единства диагностики и коррекции;
— принцип системности и последовательности;
— принцип компенсации (опора на сохранные психические процессы);
— принцип доступности материала.
Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно и включаться в различные виды занятий. Задания необходимо предлагать детям от простого к сложному. Для начала можно предложить ребенку понаблюдать за действиями педагога, постепенно привлекая его выполнению упражнений. Для начала упражнения выполняются совместно с педагогом, затем ребенок выполняет упражнения по подражанию. Позже ребенок сможет перейти к выполнению упражнений по образцу и по словесной инструкции.
На своих коррекционно-развивающих занятиях я использую различные методы развития мелкой моторики:
— массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
— пальчиковые гимнастики;
— пальчиковые упражнения с использованием различных предметов и материалов.
Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
Упражнения с карандашами
1) «Утюжок». Ребенок катает карандаш по столу.
2) «Добываем огонь». Ребенок кладет карандаш между ладоней и катает его.
3) «Вертолет». Ребенок берет карандаш двумя пальцами (большим и указательным) и вращает его. Затем меняет пары пальцев (большой-средний, большой-безымянный, большой-мизинец).
4) «Подъемный кран». Ребенок поднимает карандаш со стола двумя пальцами (большой и указательный), затем меняет пары пальцев.
5) «Качалочка». Ребенок зажимает карандаш между большим и указательным пальцами и качают из стороны в сторону.
Упражнения с природным материалом
1) «Покрути шишку»
Ребенок берет сосновую шишку и кладет её между ладоней. Педагог просит ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2–3 минуты.
2) «Пересыпь орешки»
Педагог просит ребенка пересыпать горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1–2 минуты.
3) «Зёрнышки»
Для этого упражнения можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. Упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.
4) «Рисование на крупе»
Для упражнения потребуется поднос с крупой. Педагог берет в свою руку палец ребенка и проводит им по крупе, изображая линии, простые фигуры. Затем ребенок выполняет задание самостоятельно. Рисунок постепенно усложняется.
5) «Баночки с крупами»
Для упражнения потребуются баночки с разными крупами (гречиха, рис, пшено, манка). Педагог предлагает ребенку по очереди опускать руку в каждую банку и ощупать разные крупинки. Затем задача усложняется. Педагог на глазах у ребенка закапывает в крупу какой-нибудь мелкий предмет и дает ему баночку, чтобы нашел этот предмет.
Упражнения с предметами
1) «Волшебная шкатулка»
Педагог складывает различные не крупные предметы в шкатулку и просит ребенка вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам.
2) «Бусы»
Для упражнения понадобятся бусины и шнурок или веревочка. Педагог предлагает ребенку собрать бусы.
3) Шнуровка
Ребенок выполняет шнурование ботинок, и различных предметов.
4) Расстегивание и застегивание различных замков (молний, липучек, кнопок и т. д.)
5) Игры с прищепками.
На растянутую веревку ребенок цепляет прищепки. Данное упражнение может проводиться в ходе сюжетной игры «Стрика».
При подборе упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их возраст. Работа по развитию мелкой моторики у детей с ТМНР должна проводиться систематически. Для получения положительного результата на занятиях необходимо создать благоприятную эмоциональную атмосферу.
Занятия для развития активности мелких мышц имеют огромное значение в общем развитии ребенка. Их роль в формировании основных навыков, которые ребенок приобретает за короткий срок, очень велика. Играя с пальчиками, ребенок учится запоминать последовательность движений и положение рук. Если занятия проводятся в сопровождении ритмичных стихотворений, у него развивается память. Если слова сопровождаются ритмичным движением, то текст запоминается гораздо быстрее. Развивая гибкость и силу пальчиков в упражнениях, ребенок успешнее овладевает ручной умелостью, бытовыми навыками по самообслуживанию (шнурование обуви, застегивание пуговиц и др.).
Литература:
- Бгажнокова И. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / И. М. Бгажнокова // Дефектология. — 1994. — № 1. — С. 11–18.
- Гареев Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с особыми образовательными потребностями./Дошкольное воспитание, 2002 г., № 6, стр. 75- 79. 4. 3.
- Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики. — СПб.: КАРО, 2008г. 5
- Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов: — М: Издательство АСТ, 1989.