Пальчиковая гимнастика — здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей с тяжелыми множественными нарушения развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (213) июль 2018 г.

Дата публикации: 07.07.2018

Статья просмотрена: 2990 раз

Библиографическое описание:

Усачева, Л. В. Пальчиковая гимнастика — здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей с тяжелыми множественными нарушения развития / Л. В. Усачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 27 (213). — С. 173-175. — URL: https://moluch.ru/archive/213/51967/ (дата обращения: 23.11.2024).



Важным показателем результатов работы воспитателя нашего центра является здоровье детей. Для этого необходимо создать все условия для успешного физического и психического развития «особого» ребенка. Воспитатель используют разнообразные методы, приемы, применяет технологии для физического воспитания таких детей.

Одна из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта детей с ТМНР– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Выделяют несколько компонентов здоровья:

  1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
  2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
  3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Целью нашей работы является коррекционная направленность процесса обучения и воспитания на исправление или ослабление присущих детям недостатков психофизического развития.

Дети с ТМНР — категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Физическое развитие — важное условие, обеспечивающее успешность жизнедеятельности ребёнка. У таких детей идет отставание по антропометрическим данным, нарушена координация движения, cлабая мышечная система, медлительность действий и двигательных реакций.

Ребенку для полноценного развития просто необходимо общение со взрослым. Важно, чтобы ребенок был окружен заботой, любовью, теплотой.

Малышу необходима ласка взрослого, его присутствие, очень важен телесный контакт: надо взять ребенка на руки, брать за ручки, гладить по головке. Нежный голос и прикосновения успокаивают ребенка.

Целью коррекционного воспитания детей с ТМНР является помощь воспитателя в стимулировании его активности, адаптации к окружающей и социальной среде. На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм, методов в технологии коррекционного обучения таких детей. И такая технология, которая направлена на сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников, получила название «здоровьесберегающая технология». Целью здоровьесберегающей технологии является обеспечение ребенку возможность сохранение здоровья, находящегося на всех этапах его развития.

Воспитатель используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
  3. Коррекционные технологии.

А также создаются все условия для всестороннего и гармонического развития личности

‒ создание среды и атмосферы доброжелательности

‒ индивидуальный подход к ребенку

‒ познавательное развитие ребенка

‒ творческий подход к ребенку

‒ использование разнообразных форм и методов в технологии

‒ обеспечение мотивации к деятельности

‒ похвала ребенка

‒ обеспечение рациональной двигательной активности

‒ смена видов деятельности

‒ чередование периодов напряженной деятельности и расслабление

‒ комплексная система закаливания

‒ взаимодействие всех служб

Принципы здоровьесберегающих технологий:

‒ принцип «Не навреди!»

‒ принцип последовательности

‒ принцип систематичности

‒ принцип доступности

‒ принцип индивидуальности

‒ принцип непрерывности

‒ принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий

‒ принцип активности

‒ принцип всестороннего развития личности

Возникает необходимость проведения в нашем центре комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику,

Пальчиковая гимнастика относится к направлению «Технологии сохранения и стимулирования здоровья». Позволяет устанавливать контакт с ребенком и вызывает у него массу положительных эмоций. Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально с каждым ребенком, каждый день в удобное время. Пальчиковые игры помогают совершенствовать движения рук, развивать психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, слуховое восприятие, память, речь детей, развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук

Пальчиковую гимнастику можно разделить на пассивную и активную. К пассивной пальчиковой гимнастике относятся упражнения, где присутствуют движения, такие как поглаживание, растирание, вибрация. Это самые первые поэтические произведения: потешки, прибаутки, которые побуждают ребенка к активной деятельности. Такие как: «Будилки», «Просыпалки», «Хлопалки», «Усыплялки», «Приговорки». Сначала движения выполняет воспитатель, затем все действия делаем сопряженно с ребенком. Чтобы научить ребенка застегивать пуговицы, одеваться, можно рассказать ему прибаутку «Утро ясное»

Утро ясное пришло,

Солнце красное взошло,

Будут пальчики вставать,

Наших деток одевать.

Встали пальчики –ура!

Одеваться нам пора!

При этом необходимо с ребенком вместе сжать и разжать кулачки, похлопать в ладошки. «Теперь пальчики готовы тебе помогать, застегивать пуговицы».

Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка.

Занятие по пальчиковому игротренингу занимает 10–20 минут. В это время ребенок в состоянии удерживать внимание, интерес к материалу.

  1. Создание положительного настроя на занятие, разминка — 3 минуты. На этом этапе можно перебрать все пальчики, сделать легкую разминку для каждого пальчика. Для этого можно использовать речевое сопровождение:

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний, безымянный,

И последний-сам мизинчик-малышок

Постучался о порог.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя1

  1. Повторение старых упражнений, игр (1–2 игры) — 3–5 минут.
  2. Обучение новой игре, упражнению — 5 минут.
  3. Окончание занятия. На этом этапе важно поддерживать у ребенка положительный интерес к совместному творчеству.

Пальчиковая гимнастика состоит:

‒ Игры с пальчиками («Улитка», «Дождик», «Сорока-белобока» и другие)

‒ Пальчиковые потешки («Утро раннее»)

‒ Пальчиковый театр («Теремок», «Курочка-Ряба»)

‒ Пальчиковая азбука (загадывать загадки, проигрывать маленькие сценки)

‒ Пальчиковый теневой театр («Собачка», «Куклы»)

Перед каждой игрой нужна разминка пальчиков, для этого используются массажные резиновые мячики, колечки, разнофактурные сенсорные шарики и другие игрушки. Пальчиковую гимнастику надо проводить постепенно, сначала мы работаем с одной рукой ребенка, затем с другой.

Таким образом пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

‒ повышает эмоциональную выразительность

‒ развивает внимание, память, воображение.

‒ снимает тревожность.

‒ стимулирует моторные и речевые зоны мозга

‒ способствует социальной адаптации детей

Дети с ТМНР очень любят играть в пальчиковые игры, у них всегда они вызывают много положительных эмоций. Пальчиковая гимнастика относится к здоровьесберегающей технологии, которая создает условие для воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни.

Литература:

  1. Бардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчик»; «Мой мизинчик, где ты был»
  2. Белая А. В. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»
  3. Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук и использованием нестандартного оборудования»
  4. Иосоро Цуцум. «Упрощенная методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями» Москва 1990г
  5. Петрова В. Г. «Психология умственно отсталых школьников»-Москва.Академия,2002г
  6. Тимофеева Е. Ю. «Пальчиковая гимнастика»-Санкт-Петербург,2008г
  7. Феоктистова В. Ф. «Образовательные здоровьесберегающие технологии»-Учитель 2009г
Основные термины (генерируются автоматически): пальчиковая гимнастика, ребенок, здоровый образ жизни, игра, пальчик.


Похожие статьи

Горизонтальный пластический балет — технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения

Здоровьесберегающие технологии, применяющиеся в центре содействия семейному воспитанию при работе с детьми с множественными нарушениями интеллекта

Помощь феноменологического подхода в установлении контакта с ребенком с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии

Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Система работы воспитателей группы семейного типа с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Игра в социальной реабилитации детей с множественными нарушениями здоровья

Программа «Чистюля» как средство повышения уровня сформированности гигиенических навыков у младших школьников с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития

Использование песочной терапии как здоровьесберегающей технологии в коррекции речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи

Игровая технология «синквейн» в работе с детьми с задержкой психического развития в условиях ДОУ

Зрительная гимнастика как один из элементов здоровьесберегающей технологии при работе с детьми с ТМНР

Похожие статьи

Горизонтальный пластический балет — технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения

Здоровьесберегающие технологии, применяющиеся в центре содействия семейному воспитанию при работе с детьми с множественными нарушениями интеллекта

Помощь феноменологического подхода в установлении контакта с ребенком с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии

Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Система работы воспитателей группы семейного типа с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Игра в социальной реабилитации детей с множественными нарушениями здоровья

Программа «Чистюля» как средство повышения уровня сформированности гигиенических навыков у младших школьников с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития

Использование песочной терапии как здоровьесберегающей технологии в коррекции речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи

Игровая технология «синквейн» в работе с детьми с задержкой психического развития в условиях ДОУ

Зрительная гимнастика как один из элементов здоровьесберегающей технологии при работе с детьми с ТМНР

Задать вопрос