Зрительная гимнастика как один из элементов здоровьесберегающей технологии при работе с детьми с ТМНР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Карцев, С. В. Зрительная гимнастика как один из элементов здоровьесберегающей технологии при работе с детьми с ТМНР / С. В. Карцев, И. В. Ларкина, И. А. Лигостаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 213-215. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62816/ (дата обращения: 16.12.2024).



Одна из главных задач учебно-воспитательного процесса при работе с детьми, у которых имеются тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) — это соблюдение здоровьесберегающих технологий. Одним из направлений в деятельности по укреплению здоровья детей с ТМНР является организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий. Среди многих средств, на развитие двигательной сферы благоприятное влияние оказывают динамические паузы, т. е. необходимость компенсирования из-за недостатка движения в течение всего времени суток. Двигательная активность положительно сказывается на общем развитии детей, улучшает речевую, интеллектуальную и эмоциональную деятельность.

В большинстве случаев нарушение интеллекта сопровождается аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира. Именно движение осуществляет ту связь с окружающим, которая лежит в основе развития психических процессов. Имеющие место нарушения двигательной сферы у детей с ТМНР препятствуют приобретению необходимого двигательного опыта, что, в свою очередь, накладывает отпечаток не только на физическое развитие, но сказывается на развитии познавательной деятельности, социализации личности.

Значение двигательных разминок в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить работоспособность детей. Даже небольшие двигательные нагрузки в виде динамических пауз снимают усталость, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают силы, поднимают детям настроение, активизируют дыхание, усиливают крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка. Преимущества динамических пауз в том, что педагог может проводить их, как в течение дня, так и во время учебно-воспитательного процесса. В начале дня или непосредственно перед занятиями — помогают собраться детям, настроится на работу, а в середине и конце занятия — восстановить внимание и трудоспособность, активизировать память, снять напряжение и расслабиться.

Так как игра у детей является важнейшим и ведущим видом деятельности, то все упражнения следует проводить в игровой форме, которая наиболее эффективна и понятна, в том числе и для детей с ТМНР, что дает предпосылки для успешного развития двигательной сферы.

Существует ряд требований к организации динамических пауз:

  1. Упражнения проводить эмоционально, непринужденно (для появления интереса у детей к выполнению задания).
  2. Задания должны быть конкретные: «Руки вверх, вот так (с показом)».
  3. Педагог обращается сначала ко всем детям, затем к каждому индивидуально, потом опять ко всем детям.
  4. Каждому ребенку обеспечить свое место, инвентарь (никто не должен ждать своей очереди для выполнения упражнений).
  5. Следить за физической нагрузкой детей, избегать перевозбуждения.
  6. Наглядность — важное средство для успешного развития: дети должны видеть предмет, слышать название, трогать его и выполнять с ним различные действия.
  7. Упражнения должны быть комплексные (одновременно развивать речь, память, мышление, внимание).
  8. Динамические разминки должны быть систематические, постепенно-поэтапные (от простого к сложному).

Основные функции динамической паузы — это:

1. Обучающая функция — дает новые знания, умения, навыки.

2. Коррекционная функция — стабилизирует эмоциональное и поведенческие нарушения у детей.

3. Развивающая функция — развивает речь, внимание, память, мышление, слух и зрение.

4. Профилактическая функция — активизирует мозговое кровообращение, дыхание, укрепляет глазодвигательные мышцы.

5. Релаксационная функция — снимает напряжение, вызванное утомлением и перегрузкам мышц и нервной системы.

Большое значение для снятия напряжения имеет «гимнастика для глаз». Впервые понятие «гимнастика для глаз» было сформулировано академиком РАН, профессором Э. С. Аветисовым в 1984г. Как правило, дети с тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития имеют локальные или системные нарушения зрения. Специальные упражнения для глаз способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы. Они положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку глазных мышц, активизацию зрения. Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2–3 раза в день по 3–5 минут. Для проведения гимнастики можно использовать разные формы: комплексы упражнений по словесным инструкциям, интерактивные доски (зрительные тренажеры), магнитофонные записи, стихотворные тексты, наглядные таблицы, игры с предметами. Во время проведения «гимнастки для глаз» дети, в зависимости от их возможностей, могут сидеть за партой или стоять около неё, находиться в проходах между столами, стоять в кругу. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики применять расслабляющие упражнения. Желательно проводить упражнения с учетом сезонов, праздников, лексических тем. Изучение, закрепление движений, перенос в новые условия, отработка умений и выработка навыков во время динамических перемен проходит в принципиально иных эмоциональных условиях.

Для детей с ТМНР необходимо использовать наглядные методы обучения зрительной гимнастики, такие как показ педагогом самого упражнения, использование зрительных схем, видео материалов, фотографий и т. д. Для понимания детьми выполняемых упражнений применять имитацию, словесные ориентиры и жесты.

В своей практике при работе с детьми с ТМНР мы составляем словесные тексты с наглядными таблицами, используем систему упражнений, представленных в виде мультимедийных презентаций. На наш взгляд — это наиболее эффективные методы, которые повышают мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывают положительные эмоции, снятие зрительного напряжения и развитие прослеживающих функций глаз: дети слушают текст или музыку и следят за движением объектов, или выполняют упражнения одновременно с движениями.

Подводя итог всего вышеизложенного, можно сказать, что динамическая разминка — это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной учебно-воспитательной деятельности. С учётом особенностей развития детей с ТМНР и потребностей в двигательной активности важное место педагоги должны уделять проведению динамических пауз для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания. Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами, зрительные тренажеры, упражнения с предметами. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку.

Успешность профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми с ТМНР, можно определять, помимо результативности коррекционной работы, сохранностью его собственного психического здоровья и чувством удовлетворенности процессом и результатами своего труда.

Таким образом, развитие двигательной сферы должно быть неотъемлемой частью жизни ребенка, особенно ребенка с ТМНР. Важно развивать двигательные навыки, так как нарушение интеллекта сопровождается нарушениями двигательной активности, что ограничивает познание мира ребенка. Поэтому в формировании целостной психофизической личности, большое значение играет развитие двигательной сферы.

Приложение:

1. Упражнения для проведения динамических пауз сиспользованием наглядных таблиц.

Сколько покажу кружков, столько выполним хлопков.

2. Упражнения для проведения зрительной гимнастики сиспользованием мультимедийного тренажера.

Ребята, какое красивое дерево и с него падают листья. Закроем один глаз рукой (показываем), а другим будем внимательно следить, как падают листья. Теперь другим глазом (показываем). Дети следят за движущейся тучкой, капельками дождя.

3. Упражнения для проведения зрительной гимнастики сиспользованием стихотворного текста изрительных схем.

Заяц ходит выбирает, что сначала съесть не знает:

Выбрать ничего не смог и без сил на землю лег (закрыть глаза).

Литература:

  1. Аветисов Э. С. Близорукость. — М.: Медицина, 1999.
  2. Дмитриев А. А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития. — М.: Издательство Московского психолого-социального института. 2006.
  3. Бойко Е. А. Упражнения для глаз. –М., 2011.
  4. Мухина С. Н. Способы развития выразительности движений у старших дошкольников в специально организованной деятельности.: М., 2009.
  5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.: АПК и ПРО, 2002.
  6. Чевычелова Е. А. Зрительная гимнастика для детей 2–7 лет. ФГОС ДО.- М.: Учитель, 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, двигательная сфера, зрительная гимнастика, упражнение, двигательная активность, глаз, множественное нарушение развития, нарушение интеллекта, успешное развитие, учебно-воспитательный процесс.


Похожие статьи

Игровые технологии как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии детей с ОВЗ

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как одна из здоровьесберегающих технологий (из опыта работы)

Социо-игровой стиль работы с детьми с ОВЗ как эффективная педагогическая технология

Художественная гимнастика с детьми дошкольного возраста как здоровьесберегающая технология в ДОУ

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

Проектирование как один из активных методов формирования у старших дошкольников с ОНР опыта коллективной деятельности

Вокально-хоровая работа с дошкольниками как здоровьесберегающая технология

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Сказкотерапия как один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

ТРИЗ-технология как одно из средств повышения познавательной активности детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Игровые технологии как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии детей с ОВЗ

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как одна из здоровьесберегающих технологий (из опыта работы)

Социо-игровой стиль работы с детьми с ОВЗ как эффективная педагогическая технология

Художественная гимнастика с детьми дошкольного возраста как здоровьесберегающая технология в ДОУ

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

Проектирование как один из активных методов формирования у старших дошкольников с ОНР опыта коллективной деятельности

Вокально-хоровая работа с дошкольниками как здоровьесберегающая технология

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Сказкотерапия как один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

ТРИЗ-технология как одно из средств повышения познавательной активности детей дошкольного возраста

Задать вопрос