Дошкольное образование направлено на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. Основное место занимает игра.
В ФГОС ДО содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь это игровая деятельность как ведущая деятельность дошкольного возраста, а также коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная, чтение (восприятие) художественной литературы.
Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка, как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно- развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Одной из таких технологий является социо-игровая технология, то есть развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. В современном мире человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.
Цель социо-игровой технологии основывается на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора. Мы определили для себя особенности социо-игрового подхода, применимые в коррекционной работе:
Особая психологическая атмосфера: практический путь коррекции и развития детей с нарушениями речи лежит в выражении личности в образе самостоятельно избранного действующего лица.
Особая позиция дефектолога, логопеда: преподнесение коррекционно-развивающих заданий. Если бы дефектолог, логопед давал задание детям не как лёгкое, а именно как трудное, то трудность пугала бы детей, у которых навык выполнения задания слабо сформирован. Когда трудность открывается детьми самостоятельно, то у них возникает ценное желание справиться с ней. Этим объясняется тот азарт, с которым дети выполняют задания и упражнения. Задача специалиста — следить за качеством выполнения заданий, не допускать переутомления, вовремя предлагать детям другой вид деятельности. Особые “живые” занятия: занятия, на которых участники имеют возможность “проживать” и интеллектуально, эмоционально реагировать на происходящие события.
В рамках данной технологии ставим перед собой следующие задачи: помочь детям научиться эффективно общаться;
– сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
– способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
– воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Главные компоненты технологии: слушать — делать — говорить. Важно, чтобы воспитатели научились слушать детей, осваивать достижения театральной и народной педагогики для преобразования практики занятий в детских садах, активно сочетать традиционные и инновационные подходы в работе с детьми, с широким использованием игр (театральных, народных, современных детских).
Социо-игровой стиль обучения или педагогика настроения основана на принципе организации занятий как игры-жизни между микрогруппами детей (малыми социумами). В микрогруппах дети либо уже связаны совместными играми, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А все это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать сверстнику и поддерживать его.
Принципами социо-игровой технологии являются:
– Педагог — равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их;
– Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей;
– Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков;
– Ориентация на индивидуальные открытия;
– Обыгрывание игр. (Игры для рабочего настроя; игры- разминки; игры творческого самоутверждения; игры социо-игрового приобщения к делу; игры вольные (на воле)).
Правила и условия организации игры способствуют «смене лидерства», обучению сочетать двигательную активность, интеграцию всех видов деятельности.
Применение социо-игровой технологии у детей с ОВЗ способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков.
Использование социо-игровых приемов в непосредственно-образовательной деятельности пробуждает интерес детей друг к другу, помогает педагогу в способности читать и понимать свое и детское поведение, а через это понимание создавать условия, раскрывающие таланты детей.
В отличии от традиционной социо- игровая педагогика развивает и утверждает идеи перехода от педагогики требований к педагогике отношений, восприятию детей, не как «объекта», а как «субъекта» развития и воспитания.
В результате применения социо- игровой технологии в работе с дошкольниками с ОВЗ достигаются следующие результаты:
– дети слушают и слышат друг друга, договариваются приходят к согласию;
– у детей развито речевое взаимодействие;
– сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
– дети умеют отстаивать свою позицию, разумно, доброжелательно возражать взрослым;
– у детей нет чувства страха за ошибку.
Широкое использование социо- игровой технологии, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку с особыми образовательными потребностями активно изучать и осваивать окружающий мир.
Литература:
- Букатов В. М. Работа учеников малыми группами (о третьем “золотом правиле” социо-игровой интерактивности), http://www.openlesson.ru, 2012
- Шулешко Е. Е., Ершова А. П., Букатов В. М. Социо — игровые подходы к педагогике/ Красноярский краевой институт усовершенствования учителей. — Красноярск, 1990. -116с.
- Шулешко, Е. Е. Понимание грамотности: Обучение дошкольников 5–7 лет чтению, письму и счету / Е. Е. Шулешко. — М.: Мозаика Синтез, 2003. — 384с.