Художественная гимнастика с детьми дошкольного возраста как здоровьесберегающая технология в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №9 (247) март 2019 г.

Дата публикации: 17.03.2019

Статья просмотрена: 2576 раз

Библиографическое описание:

Князькова, С. Н. Художественная гимнастика с детьми дошкольного возраста как здоровьесберегающая технология в ДОУ / С. Н. Князькова, Е. С. Копица. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56824/ (дата обращения: 16.12.2024).



Гимнастика удлиняет молодость человека.

Д. Локк

Красота и грация — два слова, которыми можно описать детскую художественную гимнастику. Гимнастика появилась у древних греков в период расцвета древнегреческой (эллинской) культуры в 7 веке до нашей эры и до сих пор жива и процветает как самый красивый и удивительный вид спорта.

Художественная гимнастика является одним из самых красивейших видов спорта. В 1984 году этот вид спорта признали олимпийским и в дальнейшем гимнастика получила всемирное признание. С медицинской точки зрения, занятия художественной гимнастикой являются очень полезными для растущего молодого организма, на очень высоком функциональном уровне находится сердечно-сосудистая и дыхательная системы организма, этот вид спорта подталкивает детей всё время следить за своей походкой, правильностью постановки стопы и умения держать осанку. С точки зрения психологии гимнастика делает девочку смелее и решительнее, у ребенка пропадает зажатость, развивается чувство собственного достоинства. Этот вид спорта развивает целеустремлённость, общую выносливость организма.

Наблюдая за жизнью ребёнка в детском саду, видя огромнейшую потребность в постоянном движении, танце, игре, возникла необходимость максимально разнообразить двигательную активность и раскрыть способности талантливых детей, в частности — девочек, т.к художественная гимнастика является исключительно женским видом спорта. Поэтому дополнительно был организован для воспитанниц детского сада в детском саду спортивно-оздоровительный кружок по художественной гимнастике «Грация».

Целью работы: гармоничное развитие девочек, направленное на всестороннее совершенствование двигательных способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого развития.

Были определены задачи:

  1. Укреплять разные группы мышц опорно-двигательного аппарата.
  2. Формировать правильную осанку, ритмичность, гибкость, выворотность стопы и пластичность движений.
  3. Воспитывать любовь и вкус к музыкальным классическим композициям и желание научиться управлять своим телом в соответствии с характером музыки.

Прежде чем приступить к работе, была разработана рабочая программа, которая вводит детей в большой и удивительный мир гимнастики и музыки, посредством игровой деятельности на занятиях, знакомит детей с элементами акробатики, с разнообразной работой с предметом (скакалка, обруч, мяч, лента). В основу программы заложены элементарные упражнения, интересные по содержанию и легкодоступные детскому организму. Обучение художественной гимнастике — это педагогический процесс. Он требует планомерной и методически правильной организации занятий, которые разделены на три этапа. В каждом этапе ставятся свои задачи и поэтому состав двигательных упражнений и порядок их выполнения тоже разный.

I этап — направлен на создание общего представления о новом движении, разучивание новых элементов, взаимодействие движений с музыкой.

II этап — происходит закрепление упражнения путём многократных повторений и самостоятельного воспроизведения и наложения с музыкой или углубленное разучивание.

III этап — движения на развитие гибкости доводятся до автоматизма или отработка элементов с предметом.

На всех занятиях художественной гимнастики решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Занятия включают в себя три части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть. Прежде чем мышцы и связки детей начнут активно работать, их надо к этому подготовить. Это значит, что до гибкости, наклонов, растягиваний и других упражнений, необходимо слегка разогреться, в этом поможет разминка. Занятие начинается с упражнений, которые ускоряют кровообращение, усиливают дыхание, поднимают настроение детей. Это различные виды строевого и танцевального шага, бег, упражнения на развитие мышц плечевого пояса.

Основная часть. В неё включены упражнения, которые обеспечивают разностороннюю общую и физическую подготовку и помогают освоить элементы художественной гимнастики. Дети приучаются перед выполнением движений под музыку правильно занимать исходное положение, соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой. Необходимо добиваться от детей не просто освоения движения, а качественного, выразительного его исполнения. Девочки не смогут выполнять движения свободно и красиво, если оно разучивается сразу, без предшествующих подготовительных упражнений. Систему упражнений выстраиваем по принципу «от простого к сложному», с учетом всех необходимых двигательных навыков, при условии многократного систематического повторения заданий. Однако следует помнить о возрастных особенностях детей, двигательном режиме, быстрой утомляемости от одних и тех же упражнений разными подгруппами.

Заключительная часть. Переход от активных движений и упражнений к малоподвижной деятельности. В конце занятия выполняется 2–3 более легких упражнения. Они успокаивают возбуждение сердца и дают отдых мышцам, выводя из них «молочную кислоту». Плавные движения руками, релаксационные упражнения, спокойная ходьба, упражнения, направленные на формирование правильной осанки, расслабление и растяжение различных групп мышц, помогают привести организм детей в нормальное состояние и переключиться на другие виды деятельности.

Методические особенности проведения занятий.

Процесс обучения упражнениям строится на дидактических принципах: сознательности, активности, наглядности, доступности и систематичности.

Принцип сознательности и активности — подразумевает сознательное отношение к занятиям, воспитывает у детей заинтересованность в овладении движениями. Главное точно и доступно формировать задачу, учитывая индивидуальные особенности детей, стимулировать интерес к занятиям.

Принцип наглядности помогает создать у детей представление о темпе, ритме, амплитуде движений. Для этого используются следующие приемы наглядности: демонстрация упражнений, словесный разбор музыки в сочетании с движениями.

Принцип доступности требует постановки задач, соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, соблюдение основных дидактических правил: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.

Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования навыков, чередования работы и отдыха для поддержания работоспособности детей, определенную последовательность выполнения музыкально-двигательных заданий.

В зависимости от поставленных задач занятия и подготовленности занимающихся, используются различные методические способы проведения упражнений, которые сложились и широко применяются в спортивной практике. При обычном способе объясняется упражнение с одновременным его показом. После показа и повторения детьми одного упражнения показывается следующее. Для выполнения упражнений дети располагаются по кругу, в шеренге, в колоннах у опоры и т. д. Для образных упражнений предлагаются детям маты и коврики. Существует также поточный метод, который предполагает выполнение упражнений без остановки. В ходе занятия контролируется точность выполнения упражнений по ходу их проделывания детьми. Такой способ выполнения упражнений повышает детскую заинтересованность, увеличивает моторную плотность занятий и обеспечивает быстрое решение подготовительной части. При проходном методе упражнения выполняются по ходу движения детей или со значительным перемещением детей. Это позволяет варьировать упражнение, сменять повороты прыжками, подскоками. Очень важную роль в обучении играет оценка качества выполнения движений с учетом индивидуальных особенностей физических и функциональных возможностей каждого ребенка; при этом необходимо отмечать успехи всех детей и подбадривать тех, у кого пока что-то не получается.

Оздоровительно-спортивный кружок «Грация» по художественной гимнастике проводится с возрастной категорией детей от 3 до 7 лет. Группы детей делятся на подгруппы по 10–12 человек. Занятия с каждой подгруппой проводятся 2 раза в неделю 15–30 минут с учётом возраста детей и нормами СанПиНа.

Требования кодежде.

Форма для занятий должна быть удобной, достаточно эластичной, не сковывать движения и конечно всегда чистой. Желательно, чтобы был красивый гимнастический купальник — это подтягивает, побуждает красиво двигаться, сохранять правильную осанку, имеет гигиеническое и воспитательное значение. Заниматься лучше в чешках, носочках, в теплую погоду — босиком. Длинные волосы убирать в хвост или пучок, чтобы не мешали выполнять упражнения.

Рис. 1. Предметная подготовка. Вращение обруча в боковой плоскости

Прежде, чем приступить к внедрению художественной гимнастики как здоровьесберегающей технологии в ДОУ, нами был приобретен спортивный инвентарь (скакалки, обручи, мячи, ленты). Специальные двигательные навыки формируются за счёт использования детьми обруча, скакалки, гимнастической скамейки, шведской стенки, каната.

Рис. 2. Растяжка на полу. Поперечный шпагат с наклоном вперёд

Рис. 3. Растяжка на полу. Поперечный шпагат с наклоном в сторону

Оценивая данную работу и физическую подготовленность девочек, занимающихся в кружке в начале и в конце года, можно сказать следующее: у детей расширился двигательный опыт, развились такие физические качества, как ловкость, быстрота, гибкость, равновесие, сформировалась красивая походка и осанка, а также самостоятельность, активность и положительные эмоции к занятиям художественной гимнастикой.

Результатом работы кружка «Грация» являются показательные выступления детей на праздниках ДОУ. Показать свое мастерство и умение дети готовы на любых праздниках, спортивные номера украшают утренники, делают их зрелищнее и интересней.

Литература:

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии М.: Айрис пресс, 1999.
  2. Зуев Е. И. Волшебная сила растяжки. М.: Советский спорт, 1990.
  3. Кавеева А. И. Гимнастика в хореографии Казань, 2001.
  4. Котельникова Е. Т. Биомеханика хореографических упражнений. Учебное пособие. Л.,1980.
  5. Лахманчун Т. Е. Эта замечательная йога М.: ФиС,1992
  6. Тобиас М., Стюарт М. Растягивайся и расслабляйся. М.: Советский спорт, 1990.
  7. Шмит Ф., Тайверс С. Ножки мирового стандарта. М.: Триэн, 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): художественная гимнастика, упражнение, ребенок, вид спорта, детский сад, занятие, правильная осанка, III, подготовительная часть, поперечный шпагат.


Похожие статьи

Вокально-хоровая работа с дошкольниками как здоровьесберегающая технология

Формирование вокально-хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии у детей дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Музыкально-игровые технологии для детей дошкольного возраста в адаптационный период в дошкольном учреждении

Мультстудия как инновационный метод развития дошкольников в ДОУ

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Игровые технологии как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии детей с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Использование особенностей здоровьесберегающих технологий для формирования ЗОЖ у детей старшей группы детского сада

Похожие статьи

Вокально-хоровая работа с дошкольниками как здоровьесберегающая технология

Формирование вокально-хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии у детей дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Музыкально-игровые технологии для детей дошкольного возраста в адаптационный период в дошкольном учреждении

Мультстудия как инновационный метод развития дошкольников в ДОУ

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Игровые технологии как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии детей с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Использование особенностей здоровьесберегающих технологий для формирования ЗОЖ у детей старшей группы детского сада

Задать вопрос