Мультстудия как инновационный метод развития дошкольников в ДОУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ширяева, О. В. Мультстудия как инновационный метод развития дошкольников в ДОУ / О. В. Ширяева, Г. А. Тимошенко, Е. Н. Юстус. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 36-40. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6810/ (дата обращения: 16.12.2024).



Мультстудия это отличная возможность совместить приятное с полезным. Ведь в наше время все больше входят компьютерные технологии , а интерес детей является одним из важных мотивов для начала любой деятельности.

Одной из основных задач педагога является подбор новых, инновационных форм и методов работы с детьми, которые будут эффективны для достижения поставленных целей.

Мультстудия — это современная технология с использованием мультимедийных и технических средств, в основе которой лежит совместная деятельность ребенка и взрослого по созданию совершенно нового продукта «мультфильма » .

Мульт-студии в данный момент успешно реализовываются на практике в дошкольной образовательной организации в силу своей технической доступности. Основной педагогической ценностью использования мультстудии является комплексное развитие детей. Данная технология способствует развитию ребенка во всех образовательных областях, определенных в ФГОС ДО.

На первый взгляд, процесс создания мультфильма существенно отличается от привычных форм непосредственно-образовательной деятельности, однако по сути своей является практической совокупностью знаний, умений, навыков детей и педагогов.

В дошкольной образовательной организации в образовательной деятельности использую наиболее доступные анимационные техники. Такими являются рисованная анимация на основе аппликации методом перекладывания составных частей, а также рисование на различных сыпучих материалах (песке, крупе и т. д.); пластилиновая анимация, осуществляемая путём покадровой съёмки пластилиновых объектов с их модификацией в промежутках между снятыми кадрами; кукольная объёмная анимация, где куклы из различных материалов (пластилиновые, из конструктора «Лего» и т. д.) являются персонажами, а съёмочным пространством — макет.

В современном мире для создания мультфильма есть множество средств: разработано множество программ для комьютера (Sony Vegas pro, Cyberlink Powerdirector и т. д.) и даже для телефона (Magisto, YouCut и т. д.).

Мы в дошкольной организации остановились на программе STEM-образования на модуле Мультстудии «Я творю мир» (Рис. 1).

.

Рис. 1.

В комплект входит ширма, несколько видов фона, веб-камера с микрофоном, программа для создания мультфильмов , методическое руководство, компьютер, освещение. Звукозапись может осуществляться как с помощью стандартной программы звукозаписи в Windows, так и при помощи программы «Я творю мир».

Этапы работы над мультфильмом

Во-первых, этознакомство детей с искусством мультипликации.

— Что такое мультфильм и история мультиков.

— Знакомство с профессиями в данной области: продюсер, сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор), художник, оператор, актер, композитор, сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор), художник, оператор, актер.

— Знакомство с видами мультфильмов (рисованные, пластилиновые, песочные и кукольные) и просмотр мультфильмов этих видов. Обсудить, что нужно мультипликаторам, для создания мультфильма: сценарий, герои, декорации, слова по ролям, музыкальное сопровождение, артисты, которые озвучивают фильм, титры.

— Знакомство с аппаратурой, основными правилами пользования компьютером, понятие «моделирование», основными правилами по технике безопасности при работе на компьютере.

Содержание должно соответствовать возрастным особенностям развития детей.

Алгоритм работы над мультфильмом.

— Погружение в выбранное произведение.

— Раскадровка.

— Подготовка необходимых для реализации мультфильма материалов и оборудования.

— Разработка и создание персонажей и декораций.

— Оживление персонажей.

— Обыгрывание сюжета.

— Съемка мультфильма.

— Монтаж отснятого материала на компьютере.

— Озвучивание (распределение ролей).

— Итоговое занятие на тему «Изготовление афиши».

— Премьера мультфильма. Просмотр (результат работы).

1 этап. Подготовительный

Педагог с детьми выбирает тему и начинает сочинять сюжет. С чего начинается сочинительство? С того, что поражает воображение ребенка. Это может быть исторический факт, литературное произведение или случай из жизни или выдуманная история. Обговаривают сюжет. Дети, придумывают своих героев, решают из чего они будут сделаны, исходя из вида мультфильма и техники его исполнения.

Дети совместно со взрослыми придумывают, решают какие декорации, фоны потребуются. Нужно помнить несколько простых правил: фоны не должны сливаться с героями, не должны перебивать героев своею яркостью. Если вы хотите, чтобы у вас в фильме шевелилось дерево или куст, они должны быть изготовлены отдельно, если вы хотите, чтобы у вашего героя шевелились части тела они также должны быть сделаны отдельно. Если у вас в фильме идет дождь или течет река, или идет дым, или пылает костер, все это можно нарисовать (рис. 2).

.

Рис. 2.

Затем делают раскадровку — сцены в картинках. Ключевые кадры, раскрывающие историю, о которой идёт речь. Нарисуйте поэтапно фрагменты вашего мультфильма. Как развиваются события? Что делают главные герои? Когда возникает необходимость крупного плана, когда общего? На бумаге карандашом схематично рисуется последовательность ключевых кадров. В раскадровке профессиональные аниматоры прописывают ход действий, тайминг (время действия) и спейсинг — характер действия (ускорения и замедления, если они предусматриваются). Впоследствии по раскадровке проводится запись фонограммы, проводятся съемки, осуществляется монтаж фильма.

2 этап. Съёмка мультфильма.

После того, как подготовительная работа завершена, приступаем к съёмочному процессу. Взрослый или один из детей выполняет роль оператора, занимает место у видеокамеры, фотоаппарата (закрепленного на штативе) или компьютера, а остальные осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом (фото 3).

.

Рис. 3.

— Особое внимание нужно обратить на «площадку» для съемки, которая представляет собой специально выделенное место. В этом месте располагается удобный стол, к которому можно подойти с нескольких сторон

— При расстановке декораций, следите за тем, чтобы передний план был открыт и декорации не загораживали основных персонажей (фото)

— Чем больше детализация движения персонажа, тем движения будут более естественными, плавными.

— Во время съемки следите, чтобы статичные предметы (фон) не двигались.

— Не забывайте, что в декорациях могут происходить изменения (подул ветер — дерево закачалось)

— В кадр не должны попадать посторонние предметы, руки аниматоров, тени.

— Чтобы движения персонажей получились четкими, снимать нужно с одной точки, зафиксировав камеру или фотоаппарат (желательно в штативе), не удаляя и не приближая изображение.

— Установить источник света, это может быть настольная лампа.

— Чем больше кадров в секунду, тем движения персонажей более плавные; чем меньше — тем более прерывистые. Расчет времени: обычно мы делаем 4 кадра в секунду, иногда 1 (все зависит от программы). Соответственно, при скорости 1 кадр в секунду для минуты фильма нужно сделать 60 фотографий.

— Совсем не обязательно делать каждое движение героя, можно их позже скомбинировать на компьютере. Например, кивок головой — можно снять 2–3 кадра, а потом их повторить, копируя кадры и вставляя в нужные места.

— Установить предметы и героев в первоначальную позицию.

— Направляем камеру на нашего героя и фотографируем. Следим, чтобы фотоаппарат при нажатии не сдвигался в стороны, двигаем нашего героя дальше и снова фотографируем, двигаем и фотографируем. Анимируйте своего героя и сцену. Фигурки на экране могут двигаться одновременно.

3 этап. Речевой .

На третьем этапе создания мультсказок производится запись звука с помощью программы «Мой мир» на компьютере или используются другие программы звукозаписи. Самый простой и доступный для всех способ записи звука — телефон — Диктофон. На максимальном качестве записывает звук в формате wav, который если надо можно конвертировать в любой формат (есть бесплатный онлайн-сервисы, это если надо), потом с телефона на компьютер переносите все записи и вставляете в мультфильм в программе (это ооооочень просто).

Единственное, что при записи надо не записывать единым махом всё, а поделить задачу ребенку на короткие отрезки, которыми потом будет проще работать, это раз, а во-вторых, ребенку проще записать несколько отрывков небольшого текста, чем всё сразу.

Для этого актёрам необходимо выучить текст наизусть, если того требует сценарий, прочитать текст как можно более выразительно и громко, сохранить как звуковой файл. По возможности текст можно начитывать в микрофон (рис. 4). Сохранённые снимки и звукозаписи добавляются в специальную компьютерную программу, каждый на свою дорожку, и монтируются в готовый фильм.

.

Рис. 4.

4 этап. Заключительный .

После того, как будут отсняты все кадры, наступает заключительный этап работы над фильмом — его монтаж и звуковое сопровождение в компьютерной программе. Монтаж фильма — трудоёмкая вещь, и педагогу достаточно показать детям процесс монтажа на примере небольшого эпизода. Далее следует процесс наложения звука на смонтированный из отснятых кадров фильм. Дети могут предложить известные им песни или мелодии или же выбрать из предложенных педагогом. Педагог помогает детям подбирать музыкальное сопровождение фильма, не навязывая свой выбор. Нелишне будет обсудить вместе с детьми, почему та или иная песня или мелодия подходит для конкретного случая, а почему нет. На данном этапе дети учатся не только фантазировать, договариваться друг с другом, искать новые способы получения изображения, бережно относиться к своему труду и труду товарищей. Важно показать, что компьютер может быть рабочим инструментом, средством создания настоящих шедевров.

В процессе работы над мультфильмом ребята имеют возможность выступить в роли сценариста, актера, художника, аниматора, оператора, внести свой уникальный вклад в общее дело. За короткий срок работы нашего кружка были созданы мультфильмы в различных техниках.

Литература:

  1. Анофриков П. И. Принцип работы детской студии мультипликации. Учеюное пособие. Детская киностудия «Поиск»/П. И. Ануфриков. — Новосибирск, 2008. Электронная версия.
  2. ЗубковаС.А., Степанова С. В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста.//Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. № 5. С.54–59
  3. Муродходжаева Н. С., Амочаева И. В. Мультстудия «Мой мир» методические рекомендации. — Элти-КУДИЦ
  4. Муродходжаева Н. С., Амочаева И. В. Мультстудия «Мой мир» инструкция в вопросах и ответах. — Элти-КУДИЦ

Похожие статьи

Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Информационное пространство ДОУ как способ формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

Мультстудия как способ формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Художественная гимнастика с детьми дошкольного возраста как здоровьесберегающая технология в ДОУ

Интерактивная карта как средство развития историко-пространственных представлений у учащихся на уроках истории

Детский мини-пресс-центр как инновационная форма работы с детьми

Похожие статьи

Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Информационное пространство ДОУ как способ формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

Мультстудия как способ формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Художественная гимнастика с детьми дошкольного возраста как здоровьесберегающая технология в ДОУ

Интерактивная карта как средство развития историко-пространственных представлений у учащихся на уроках истории

Детский мини-пресс-центр как инновационная форма работы с детьми

Задать вопрос