В статье авторы пытаются обозначить взаимосвязь между особенностями развития современных детей и условиями эффективной работы по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы средствами игр В. В. Воскобовича и мультипликации.
Ключевые слова : ребенок, современный дошкольник, развивающие игры, мультипликация, этап работы, развивающая среда.
Современные дети живут и развиваются в эпоху инновационных технологий, они значительно отличаются не только от тех, кого описывали в своих трудах И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий ХХ века.
Специалистами кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена под руководством А. И. Гогеберидзе выделены некоторые характерные для современного ребёнка черты:
- Проявление позиции активного деятеля . Внутренние резервы современного ребёнка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Но, в отличие от сверстников прошлых лет, он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что так комфортнее и все можно успеть.
- Направленность современного дошкольника на общение, необходимо признать, что современный ребенок одинок. Ему очень часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объёмной информации, ему хочется разговаривать и совместно действовать.
- Ориентированность современного дошкольника на познание человека и природы. Человек интересен ребёнку со всех сторон: как биологическое и социальное существо, как созидатель и носитель культуры. Дети любят сравнивать себя и других, играть в людей разных профессий, рисовать себя и сверстников, рассматривать портреты и иллюстрации сказочных персонажей, играть в дидактические игры.
- Современность, созвучность техническому прогрессу современного дошкольника. Это современный человек, который быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей и друзьями в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей и модных дизайнах одежды и парфюма, магазинах и товарах [1, с.65].
Поэтому возникла необходимость использования современных педагогических технологий образования детей дошкольного возраста в свете сегодняшней реальности.
Эффективным на наш взгляд, в работе с дошкольниками является сочетание технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича и мультстудии «Kids animation Desk 2.0». Это соответствует запросам современности и характерным особенностям детей дошкольного возраста.
Технология В. В. Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее основная идея заложена в основу развивающих игр и становится максимально действенной, так как в игру встраивается почти весь процесс обучения, при этом создается доверительная атмосфера между ребенком и взрослым [2, с.5].
С помощью мультипликации у детей появляется уникальная возможность зафиксировать и демонстрировать результаты собственной деятельности, развивать творческие, интеллектуальные и коммуникативные способности. Основное направление деятельности в мультстудии — создание короткометражных мультфильмов методом покадровой съёмки с применением цифровых технологий в различных техниках (пластилиновая, бумажная перекладка, объемная анимация и др.).
Особенно эффективно таким способом осуществляется знакомство детей с произведениями художественной литературы разных жанров и авторов, так как технология «Сказочные лабиринты игры» подразумевает реализацию определенного сюжета с помощью сказок и их героев.
Изучение художественных произведений происходит в разной форме и разными методами. Например, при закреплении сказки «Теремок», в младшем дошкольном возрасте, применяется метод моделирования. Воспитатель располагает детей возле «Коврографа «Ларчик» и предлагает поиграть. Задавая наводящие вопросы по сюжету данной сказки, воспитанники с помощью «Разноцветных веревочек» выстраивают дом- теремок. Далее по сюжету сказки, с помощью «Разноцветных кружков» разных размеров, дети последовательно «расселяют» жильцов, а каждому животному соответствует размер и цвет кружка [2, с.30].
Проживая с детьми сказку или другое произведение, в этом случае, происходит не только усвоение содержания, но и проживание детьми чувств, с пониманием черт характеров персонажей, примерка на себя их поступков и действий. Дети всегда стремятся помочь героям и персонажам. Выкладывая героев с помощью игр В. В. Воскобовича, создают собственные иллюстрации, создавая своего рода «карту проживания» истории [2, с.6].
Начиная со средней группы, а тем более в старшем возрасте, активно используются средства мультипликационной анимации.
Рассмотрим этапы работы на примере созданного мультфильма по мотивам рассказа Николая Сладкова «Медведь и солнце».
Перед проведением образовательной деятельности мультстудия размещается в хорошо освещенном месте, рядом с рабочей зоной, на которой находятся материалы и инструменты (краски, карандаши, пластилин, природный и бросовый материал, фигурки, элементы декораций и другое), индивидуальные места для практической деятельности детей [3, с.4].
Этапы работы по созданию мультфильма:
- Идейный. На данном этапе воспитанники знакомятся с рассказом Николая Сладкова «Медведь и солнце», согласно календарно-тематическому планированию ДОО. Далее воспитатель предлагает «перенести» данный рассказ на развивающую среду «Фиолетовый лес», заменяя героев произведения на сказочных героев технологии «Сказочные лабиринты игры». Получившийся рассказ записывается на лист. Таким образом создается сценарий к будущему мультфильму.
- Творческий, включает в себя работу над декорациями. Дети подбирают атрибуты развивающей среды «Фиолетовый лес», для создания декораций, при необходимости дополняются самостоятельно созданными.
- Деятельностный (практическая часть). Воспитанники совместно с воспитателем приступают к съемке мультфильма. Дети покадрово снимают героев, изменяют декорации согласно выбранному сюжету. После окончания работы над созданием видеодорожки мультфильма просматривают получившийся результат, вносятся коррективы скорости воспроизведения кадров на экране и другое. Затем приступают к озвучиванию мультфильма. Для записи голосов героев или голоса диктора за кадром используется диктофон. Звуковая дорожка накладывается на отснятый видеоматериал. Дети договариваются между собой, кто будет озвучивать какого героя, кто озвучивает голос за кадром.
- Премьерный. На данном этапе происходит просмотр готового продукта (мультфильма), анализ проделанной работы, высказывание детьми пожеланий на будущие проекты.
- Презентационный. Готовый мультипликационный фильм демонстрируется сверстникам, родителям, детям младших групп, размещается в интернет-пространстве.
- Идейный. В процессе обсуждения полученных результатов, знакомства с художественными произведениями рождаются новые идеи по созданию последующих мультипликационных фильмов.
Воспитанники, участвуя в работе над созданием мультфильма, приобретают навыки коллективной и проектной работы, ведь авторы мультфильма — это не только художники, или скульпторы, но еще и сценаристы, и режиссеры, и актеры, и даже драматурги, и музыканты, и в очень увлекательной форме знакомятся с художественными произведениями.
Мультфильмы, созданные руками детей, по сюжетам детских произведений неоднократно просматриваются воспитанниками ДОО, закрепляя образы и действия тех или иных героев, они не выглядят нравоучениями, а наглядны и понятны, поэтому живо воздействуют на воображение детей, их чувственную сферу, мышление.
Литература:
- Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов. Результаты межрегионального исследования. Монография. [Текст] — СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 2009. — 521 с.
- Макушкина С. В. «Умные игры в сказках для малышей: Сказкотерапия для детей 3,5–5 лет. Парциальная программа / под редакцией О. М. Вотиной. _ СПб.: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2020.
- Осмоловская О. А., Попова А. А., Шубин Д. Н. Детская мультистудия «Kids Animation Desk» методические рекомендации. 20с.