В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием творчества в изобразительной деятельности старших дошкольников через изобразительное искусство посредством анимационной и мультипликативной деятельности. Изучены основные определения данной темы. Рассмотрены особенности и преимущества мультипликативной и анимационной деятельности в изобразительном искусстве. Изучены педагогические условия для осуществления творчества в изобразительной деятельности. Описана техника создания мультфильма старшими школьниками. Разработан алгоритм по повышению эффективности изобразительной деятельности старших дошкольников посредством анимационной и мультипликативной деятельности в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: творчество, изобразительное искусство, анимационная деятельность, старшие дошкольники, мультипликативная деятельность, развитие.
Актуальность темы заключается в том, что развитие творчества в изобразительной деятельности играет важную роль в современном мире. Отечественные психологи и педагоги рассматривают детское творчество, как одно из важных качеств в становлении и развитии будущей личности. Это заставляет искать новые подходы и механизмы к формированию условий развития творческих способностей у детей. Большую роль в данном вопросе играет анимационная и мультипликативная деятельность, которая выступает в качестве единства познания творчества, самовыражения личности и его развития.
Вопросами изучения творчества в изобразительной деятельности старших дошкольников занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Среди которых можно отметить работы Г. И. Винниковой, Д. Б. Богоявленской, О. А. Сиротиной и других. Однако большинство данных исследований посвящено рассмотрению отдельных вопросов представленной тематики. В настоящее время требуется комплексный подход к изучению и анализу проблем развития творчества в педагогике.
Целью исследования является изучение развития творчества в изобразительной деятельности старших дошкольников через изобразительное искусство посредством анимационной и мультипликативной деятельности.
Научная новизна исследования заключается в разработке алгоритма по повышению эффективности изобразительной деятельности старших дошкольников посредством анимационной и мультипликативной деятельности в образовательных учреждениях.
В процессе проведения исследования были использованы: метод анализа, логического рассуждения и сравнения.
Основная часть. Старшие дошкольники осознанно подходят к изобразительному творчеству, проявляют желание к обучению и стараются получить новые знания. В данном возрасте дети способны генерировать собственные идеи, выражать мысли и замыслы в творческой деятельности. Для развития изобразительного искусства необходимы такие качества, как сообразительность, смекалка, фантазия, оригинальность и т. д.
Следует отметить, что анимационная деятельность обладает преимуществами использования возможностей в процессе обучения старших дошкольников. Она создает условия, в которых ребенок может стать автором своего уникального произведения и создать продукт творческого труда. Анимация дает безграничную возможность фантазии для детей, например, заставить неодушевленные предметы, и персонажи двигаться так, как ему хочется [2, с.99].
Современные анимационные фильмы, которые смотрят дети, также способствуют развитию фантазии и творчества в их голове, позволяют оживить мысли на бумаге при помощи использования изобразительного искусства.
Анимация и мультипликация — это разные определения одного и тоже вида искусства. Анимация, представляет собой вид искусства, объединяющий в себе кино, литературу, изобразительное искусство, музыку. Другими словами, это вид синтез киноискусства и изобразительного творчества посредством использования различных методик.
Мультипликация представляет собой процесс создания произведения, в котором на основе покадровой съемки отдельных рисунков у зрителей создается эффект целостности и одушевления персонажей, а также иллюзия их движений.
Рисованная мультипликация — технология мультипликации, основанная на покадровой съемке немного отличающихся двумерных рисунков. Возникла в конце XIX — начале XX веков. Изначально, каждый кадр рисовался отдельно и полностью, что было очень трудоемко и отнимало много времени даже у большого коллектива художников. Затем была придумана послойная техника рисования объектов и фонов на прозрачных пленках, накладываемых друг на друга. На одном слое можно было поместить задний фон, на другом — неподвижные части тел персонажей, на третьем — подвижные и так далее. Это значительно уменьшило трудоемкость работ, так как не нужно было рисовать каждый кадр с нуля. Впервые послойную технику применил Уолт Дисней.
Основной задачей применения мультипликации у старших дошкольников является развитие фантазии, творческого воображения и индивидуального подхода к творческому процессу.
Одной из проблем на сегодняшний день является проблема нехватки качественных кадров, несмотря на наличие большого количества кружков, и мультипликационных студий, по подготовке старших дошкольников. Лишь немногие студии имеют высоко подготовленных специалистов, знающих свое дело.
Педагогическая ценность процесса мультипликации заключается в том, что она позволяет сблизить интересы педагога и старших дошкольников, создать атмосферу доверительных отношений и дружелюбности. С использованием различных технологий обучения можно сделать сам процесс увлекательным и интересным.
Прежде чем перейти к рассмотрению творческого процесса в изобразительной деятельности старших дошкольников через изобразительное искусство посредством анимационной и мультипликационной деятельности, считаем, что необходимо определить основные педагогические условия для его осуществления.
Считаем, что важным педагогическим условием для развития изобразительного искусства старших дошкольников является создание благоприятной среды в образовательном учреждении, которая будет располагать ребенка к творческой деятельности, появлению желания творить, рисовать и играть, создавать художественные образы и воплощать их в действительность. В образовательном учреждении должна быть комната или художественный класс, инструменты, разнообразные методические материалы и предметы искусства. Следует учесть, что комната должна быть просторной, чтобы дети могли беспрепятственно перемещаться по ней.
Следующим важным условием для развития творческих способностей ребенка является учет его индивидуальных способностей. Важно отметить, что есть дети более эмоциональные, темпераментные, а также есть дети, являющиеся полной противоположностью. И в том и другом случае необходимо организовать поддержку для развития творческих способностей детей, помочь их становлению и развитию. Важно «разбудить» их чувства, талант и творчество, чтобы у них появилось желание работать в данном направлении.
Стоит обратить внимание и на организацию самого творческого процесса, который должен формировать у детей знания, умения и навыки учебной деятельности. Поэтому процесс обучения должен быть гибким, адаптивным и непрерывным в движении к намеченной цели обучения [1, с.22].
Важным педагогическим условием развития творческих способностей является также стимулирование развития ребенка. Здесь могут быть использованы различные подходы и методы. Необходимо пояснить ребенку достижение творческой цели и объяснить основные стимулы на пути движения к ней. Это может быть как моральное стимулирование (похвала ребенка), так и материальные (награды, подарки и т. д.).
Важное значение в обучении анимации старших дошкольников играет выбор методики и методов практико-ориентированного подхода к деятельности. Одним из таких методов является проектная деятельность по созданию и проектированию мультфильмов. Основная задача педагога сделать урок интересным и познавательным.
Рисованные мультфильмы очень нравятся зрителям и пользуются огромной популярностью. Однако от создателя они требуют усидчивости, терпения и выполнения сложности всей работы. Для этого необходимо подготовить целую серию картинных элементов и заготовок. В процессе изобразительной деятельности также используется огромная палитра всевозможных красок, фломастеров, карандашей и ручек. В качестве основы для рисования может выступать бумага или стекло. Следует отметить, что рисование на стекле отличается удобством в отличие от рисования на бумаге. Так при создании нового наброска на стекле требуется всего лишь подправить предыдущий рисунок, убрав лишние линии или элементы. На бумаге каждое движение необходимо прорисовывать снова.
Создание мультфильма включает в себя много ручной работы, поэтому выполнение заданий по живописи и рисунку обязательны для развития навыков академического подхода к анимационным техникам.
Далее рассмотрим основные этапы создания мультфильма старшими дошкольниками и их основные особенности.
Следует отметить, что занятия по созданию мультфильма могут быть как индивидуальные, так и групповые. Как показывает практика, групповые занятия являются для детей более интересными, поскольку на таких занятиях они имеют возможность обмениваться опытом, выражать свои мысли и идеи.
На первом этапе создания мультфильма перед старшими дошкольниками стоит непростая, но в тоже время творческая задача. Она заключается в определении сюжета будущего мультфильма, его основных персонажей и их ролей. Чтобы направить и помочь детям в данном вопросе необходимо провести с ними беседу, выбрать соответствующее произведение, определить его жанр и подробно его изучить.
Далее на уроке дети изображают персонажей мультфильма в виде раскадровки — схематичной последовательности рисунков, служащей вспомогательным средством при создании мультфильмов, клипов и рекламных роликов. Когда раскадровка готова и согласована с преподавателем, выбирается самый насыщенный и интересный с точки зрения композиции кадр будущего мультфильма. Он старательно отрисовывается каждым автором на листе формата А3 с той подробностью, которая необходима в готовом мультфильме. Для создания мультфильма могут быть использованы различные краски (масляные, акварельные, гуашь, ручки, карандаши). Таким образом, каждому ребенку предоставляется выбор для реализации идей в изобразительном искусстве [3, с.246].
Заключительным этапом является непосредственно съемка мультфильма. В процессе создания мультфильма предлагается использовать покадровую анимацию, когда каждое движение персонажа рисуется на новом листе. Для этого старшие дошкольники поэтапно передвигают персонаж и снимают кадр. Для съемки в основном используется фотокамера с возможностью функции переключения и покадровой съемки. После съемки все кадры необходимо объединить в единое целом посредством монтажа. Самая простая и доступная для монтажа фильма — программа Movie Maker для платформ Windows. Звукозапись может осуществляться как с помощью стандартной программы звукозаписи в Windows, так и при помощи программы Adobe Audition. В мультфильме автор работает с тремя основными типами звуков: это голос, музыка и шумы.
В данной статье разработан алгоритм по повышению эффективности изобразительной деятельности старших дошкольников посредством анимационной и мультипликативной деятельности в образовательных учреждениях.
Рис. 1. Алгоритм по повышению эффективности изобразительной деятельности старших дошкольников посредством анимационной и мультипликативной деятельности в образовательных учреждениях. [Источник: авторская разработка]
По нашему мнению, представленный алгоритм позволит решить основные проблемы, стоящие на пути к формированию эффективной системы обучения и качества образования, а также повысить мотивацию старших дошкольников в изобразительной деятельности.
Заключение. Можно сделать вывод о том, чторазвитие творчества в изобразительной деятельности старших дошкольников через изобразительное искусство посредством анимационной и мультипликационной деятельности способствует повышению их уровня интеллектуального развития, дает возможность выступать в роли сценариста, актера и художника. Создание тематических мультфильмов позволяет расширить их кругозор, развить инициативность и творчество, воспитать культурные и эстетические качества личности. Совместная деятельность педагога и старших дошкольников помогает достичь общих целей и задач в образовательной деятельности.
Литература:
- Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. — М.: Просвещение, 2018. — 87 с.
- Куркова Н. С. Анимационное кино и видео: азбука анимации. — М.: Юрайт, 2019. — 235 с.
- Мочалова Я. В. Влияние образования на формирование личности // Актуальные проблемы развития науки и современного образования. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. — С. 246–247.