Развитие познавательных умений дошкольников посредством мультипликационных фильмов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 15.06.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Ахмадуллина, А. Т. Развитие познавательных умений дошкольников посредством мультипликационных фильмов / А. Т. Ахмадуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 135-136. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115679/ (дата обращения: 17.07.2024).



Автор статьи делает вывод о том, что роль мультипликационных фильмов в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста сложно переоценить. Донося до дошкольника ту или иную познавательную информацию посредством мультипликационного фильма, педагог получает следующие преимущества: сокращение времени на устные пояснения информации; наглядность сведений; восприятие нового материала одновременно зрительными и слуховыми органами; доступность невидимых глазу явлений; предоставление информации в профессионально обработанной форме и др.

Ключевые слова: старшие дошкольники, познавательные навыки, педагог, воспитание, развитие, навык, мультипликационный фильм, мышление, память, воображение, речь.

Развитие познавательных умений и навыков детей дошкольного возраста всегда занимало особое место в психолого-педагогических исследованиях. Это связано с теми изменениями, которые происходят в образовательной программе как дошкольного, так и начального школьного образования (ФГОС ДОО и ФГОС НОО) [2, с. 35].

Так, согласно требованиям Федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования, познавательные интересы ребенка обязательно должны быть сформированы к концу завершения этапа дошкольного детства. Также во главе угла стоит мотивация детей к обучению в начальной школе.

В этом отношении прежде всего должны быть сформированы также творческая активность и навыки воображения дошкольника. Познавательные интересы и способности ребенка дошкольного возраста не могут быть развиты сами по себе.

Как подчеркивает В. А. Анисимова, в этом отношении важно сформировать систематически организованную, грамотно выстроенную работу. Педагогическая деятельность, по мнению исследователей, должна опираться на современные средства, приемы и методы работы с дошкольниками.

Как подчеркивают современные авторы, одним из приемов грамотного развития познавательных интересов детей дошкольного возраста выступают мультипликационные фильмы. Все они очень близки для ребенка и занимают большую роль в его жизнедеятельности.

Часто просмотр мультфильмов воспринимается как направление досуговой деятельности детей дошкольного возраста, с общественной точки зрения — это средства развлечения ребенка. Однако, если мы обратимся к психолого-педагогической науке, то станет ясно, что мультипликация несет в себе большую познавательную информативность.

Именно через мультфильмы ребенок узнает те или иные сведения об объектах и явлениях окружающего мира. Сейчас много говорится о поиске новых инновационных приемов обучения детей дошкольного возраста. В этом отношении применение мультипликационных фильмов для развития познавательных умений и навыков детей рассматривается как актуальная технология воспитания дошкольников [3, с. 33].

Когда дошкольник просматривает мультфильм, происходит активация разных психологических механизмов, все они стимулируют развитие воспитанника:

— во-первых, под воздействием персонажей мультипликационных фильмов, меняется эмоциональное состояние ребенка, он заражается идеями героев, их действиями;

— во-вторых, при просмотре мультфильма реализуется механизм «внушения», то есть у дошкольника развиваются некритические знания об объектах окружающего мира, естественных видах убеждений, взглядов;

— в-третьих, подражание, то есть ребенок перенимает поведение героев мультфильма, примеряет на себя их роли, действия, слова, поступки, личностные характеристики и др.

Дошкольники по своей природе очень любят подражать тем людям, которые значимы для них. Яркие, интересные по сюжету мультипликационные фильмы захватывают внимание дошкольников, и они не осознанно перенимают качества главных героев, имитируют их поведение в своих поступках.

В сложных для себя жизненных ситуациях они опираются на то, как поступил бы тот или иной герой мультипликационного фильма в аналогичной ситуации. Так он учится решать практические задачи, с которыми сталкивается в повседневной жизни.

Согласно исследованиям, все дошкольники поведенческие реакции главных героев мультфильмов воспринимают как наиболее верные, правильные, естественные. Это говорит о том, что, развивая познавательные интересы детей дошкольного возраста важно правильно выбирать мультипликационные фильмы, так как они могут оказать как положительное, так и негативное воздействие на ребенка [4, с. 45].

Донося до дошкольника ту или иную познавательную информацию посредством мультипликационного фильма, педагог получает следующие преимущества:

— сокращение времени на устные пояснения информации;

— наглядность сведений;

— восприятие одновременно зрительными и слуховыми органами новой информации;

— доступность невидимых глазу явлений;

— предоставление информации в профессионально обработанной форме и др.

Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста посредством мультипликационных фильмов помогает решать на практике задачи следующего содержания:

— развитие мыслительных и интеллектуальных операций;

— становление сенсорных процессов;

— формирование элементарных представлений об окружающем мире;

— развитие восприятия, внимания, речи, воображения и др.

Просматривая мультфильм, дошкольник наблюдает за теми процессами, которые разворачиваются перед его глазами. Он воспринимает поступки главных героев, анализирует их действия, учится строить предположения.

Также ребенок учится выражать чувства сопереживания, знакомится с новыми для себя эмоциями, разворачивает процесс психики, увеличивает объем внимания, памяти, часть его слов из пассивного словаря перемещаются в активный словарный запас. Также мультфильмы учат дошкольника правильно строить коммуникации с окружающими, грамотно выражать свои идеи, чувства и переживания.

Дошкольник также обращает внимание на тембр, интонацию, жесты главных героев и иные приемы речевой выразительности, что особо важно в развитии личности. Непосредственно при восприятии мультфильмов активизируются процессы воображения и фантазии ребенка.

Впервые через мультфильмы дошкольник знакомится с абстрактными категориями окружающего мира. Это поэтические метафоры, образные средства языка и речи, притчи нравственно-философской ориентации, рефлексия художественной формы и др. [1, с. 10].

Через музыкальность, лаконичность, образность мультипликационных фильмов педагог решает целую группу задач дошкольного образования в рамках познавательного развития детей. Желательно, чтобы содержание мультипликационных фильмов перекликалось с теми знаниями. Которые дети получают в соответствии с календарно-тематическим планом работы. Здесь можно включать разные области дошкольного образования: развитие речи, нравственное воспитание, социально-коммуникативные умения, формирование элементарных математических представлений детей и др.

Также обязательно мультфильмы должны соответствовать возрастным особенностям дошкольников, они должны быть доступны для их понимания. Познавательные навыки, полученные дошкольниками при просмотре мультфильма, активно закрепляются тогда, когда после мультфильма проводится обсуждение сюжета, его содержания, действий героев.

Дети могут самостоятельно сделать выводы о главной идее мультфильма. Выразить интерес к определенным событиям, углубить свои знания о предметах, событиях, которые встречаются в повседневной жизни.

Итак, роль мультипликационных фильмов в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста сложно переоценить. Донося до дошкольника ту или иную познавательную информацию посредством мультипликационного фильма, педагог получает следующие преимущества: сокращение времени на устные пояснения информации; наглядность сведений; восприятие нового материала одновременно зрительными и слуховыми органами; доступность невидимых глазу явлений; предоставление информации в профессионально обработанной форме и др.

Литература:

  1. Волков А. С. Мультипликационные фильмы для дошкольников. СПб: 2021. 188 с.
  2. Димин А. В. Развиваем познавательные способности детей. М.: Мир, 2022. 269 с.
  3. Николаев С. А. Роль мультипликационных фильмов в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста. Астрахань: Просвещение, 2020. 139 с.
  4. Сафранин К. В. Музыкальность, лаконичность, образность мультипликационных фильмов. Пенза: Проспект, 2021. 166 с.
  5. Тимин Е. К. Развиваем интеллектуальные способности дошкольников. СПб.: Витебск, 2021. 236 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, дошкольник, мультипликационный фильм, познавательный интерес детей, глаз явлений, дошкольное образование, наглядность сведений, познавательная информация, предоставление информации, устное пояснение информации.


Похожие статьи

Задать вопрос