Использование родителями мультфильмов для развития эмоционального интеллекта младших школьников | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гоголева, И. И. Использование родителями мультфильмов для развития эмоционального интеллекта младших школьников / И. И. Гоголева, А. А. Мохова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3.1 (49.1). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9253/ (дата обращения: 18.07.2024).



В статье раскрыта актуальность детско-родительского взаимодействия, направленного на развитие эмоционального интеллекта младших школьников посредством мультфильмов. Представлен анализ проведенного интерактивного занятия с родителями «Если смотреть, то полезное!». Даны рекомендации родителям по развитию у младших школьников эмоционального интеллекта с использованием мультфильмов.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, младший школьник, родители, развитие, мультипликационный фильм, интерактив.

Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Многообразие концепций и теорий эмоционального интеллекта можно определить, как непреходящую актуальность. Общим для всех теорий является то, что что эмоциональный интеллект рассматривается как совокупность способностей к пониманию и управлению собственными эмоциями, пониманию и управлению эмоциями других людей.

Младший школьник с развитым эмоциональным интеллектом способен воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов, дающих человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Для целенаправленного развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста педагоги в воспитательной работе используют интерактивные классные часы, мультфильмы, проблемные ситуации, игры и упражнения и пр. Но развитие эмоционального интеллекта младших школьников невозможно без взаимодействия с родителями.

В ситуации детско-родительского взаимодействия ребенок приобретает первичный эмоциональный опыт, представление об образе себя, уважение и самоуважение. Именно в этих отношениях происходит выработка и принятие эмоциональных представлений, ценностей молодым поколением. Мультфильмы языком ярких, захватывающих картинок способны донести до сознания ребёнка множество информации. Какой эта информация будет — позитивной или негативной, — зависит от родителей, которые должны взять на себя ответственность за выбор мультфильмов, за объяснение и обсуждение по ходу просмотра.

Цель статьи: представить рекомендации родителям по развитию эмоционального интеллекта у младших школьников с использованием мультфильмов.

Речь и мышление, эмоциональные и социальные навыки ребенка осваиваются в процессе отношений с родителями, включающих эмоционально значимое взаимодействие. Родители как эмоционально близкие люди оказывают влияние на становление эмоциональной сферы, формирование уровня эмоциональной вовлеченности, определяя эмоциональное благополучие/ неблагополучие ребенка.

Эмоциональный интеллект — это сумма способностей, умений и навыков человека распознавать, осознавать свои и чужие эмоции, а также способность ими управлять. Коммуникативный потенциал эмоционального интеллекта направлен на осмысление ребенком собственных эмоциональных переживаний в ситуациях межличностного общения с родителями, как референтными взрослыми. В процессе детско-родительского взаимодействия ребенок приобретает первичный эмоциональный опыт, который закрепляется и определяет развитие эмоциональных представлений в будущем.

Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия родителей и ребенка, эмоциональная оценка родителем себя и образа своего ребенка значимы для развития эмоционального интеллекта ребенка. Исследования показывают, что в период младшего школьного возраста эмоциональные представления, переданные детям близкими референтными взрослыми в процессе взаимодействия и при общении с детьми, более значимы, чем собственный эмоциональный опыт ребенка [3]. Если у ребенка есть возможность общаться с эмоционально чувствительными и стабильными родителями, то это благотворно влияет на все направления его развития.

В процессе позитивного детско-родительского взаимодействия происходит овладение ребенком разнообразными способами эмоционального реагирования, способность осознавать собственные эмоции и управлять ими в различных жизненных ситуациях, установление и поддержка эмоционального контакта с другими людьми. При этом развитие эмоционального интеллекта осуществляется через трансляцию эмоциональной осведомленности и опыта самих родителей. Модифицирующее влияние со стороны родителей оказывает их эмоциональная вербальная/невербальная поддержка игры и общения ребенка, внимание к его деятельности, демонстрация удовольствия и желание взаимодействия. У младших школьников с позитивными детско-родительскими отношениями и родителями «принимающего типа» уровень развития эмоционального интеллекта выше по сравнению их со сверстниками из семей со сниженным уровнем эмоционального благополучия в детско-родительских отношениях [3].

Ребенок должен иметь опыт проживания как положительных, так и отрицательных эмоций. Психическое здоровье ребенка зависит не от самого факта наличия приятных/неприятных эмоций в жизни, а от их равномерной периодизации. Ребенок, не имеющий опыта переживания отрицательных эмоций, в будущем может проявлять «эмоциональная холодность», что осложнит его социальное взаимодействие. Неприятные эмоции несут пользу в определенных ситуациях: злость может помочь уменьшить или преодолеть страх и усилить действия для отстаивания своих интересов, либо достижения своих целей, т. е. выполняет мобилизующую функцию. Печаль помогает определить утрату. Она подталкивает к анализу причин и ситуаций её породивших, увеличению чувствительности к переживаниям другого [4].

Дети младшего школьного возраста, по мнению В. И. Короткого, склонны одушевлять явления природы, наделять человеческими свойствами животный и растительный мир. Поэтому они легко понимают и принимают язык мультфильмов, сказок, былин. Их герои просты и типичны, они делают все то, что делают обыкновенные люди [2]. Проживанию положительных и отрицательных эмоций способствует совместный просмотр и обсуждение мультфильмов родителей с ребенком, используя разнообразные методы и приемы: эвристическая беседа, пластическое интонирование, побуждение к сопереживанию, «стоп-кадр».

Невозможно однозначно ответить на вопрос о полезности просмотра современными детьми мультипликационных фильмов советского периода. Изменились духовно-нравственные ориентиры, жизненные ценности и установки, темп и ритм жизни. Но советский детский мультфильм универсален. Просты и понятны основные идеи советского мультфильма: добро и юмор; испытания закаляют дух и помогают найти верное решение; события близки к реальности; при этом невозможное возможно (каждый может полететь в космос и победить себя) [1].

Современная мультипликация поражает обилием технических решений и спецэффектов, оригинальными сюжетами, красивой графикой, рисунками и персонажами с яркими характерами. Роль мультфильмов в развитии эмоционального интеллекта ребенка неоднозначна. С одной стороны, мультфильмы формируют эталоны плохого/хорошего поведения, представления о добре и зле. Ребенок учится воспринимать себя позитивно, пересиливать свои страхи и трудности, с уважением относиться к окружающим, т. е. мультфильм выступает как одно из эффективных средств воспитания ребенка. С другой стороны, не все мультипликационные фильмы полезны и содержат важную информацию для ребенка. Некоторые современные мультики могут негативно влиять на развитие ребенка, сформировать у него склонность к агрессии. Агрессивное поведение ребёнка может быть причиной подражания главным героям.

В детском возрасте еще сложно разобраться без помощи взрослых, кто плохой, а кто хороший. В собственной практике разработано и проведено интерактивное занятие с родителями «Если смотреть, то полезное!» с целью совместной разработки памятки «Критерии мультфильмов, оказывающих положительное влияние на развитие детей».

Задачи интерактива: раскрыть значение мультфильмов в жизни ребенка; сравнить отечественные и зарубежные мультфильмы; разобрать мультфильмы, оказывающие положительное влияние на развитие ребенка.

Сценарий мероприятия включал ряд этапов. На подготовительном этапе определялась цель мероприятия. Отбор и обрезка мультфильмов. Создание рабочего листа, памятки и раздаточного материала.

На мотивационном этапе родителям предложено сыграть в игру, где они отвечали на вопрос, чем для них являются мультфильмы. Также использовался прием «Объединить объекты в систему», родители составляли мини-рассказ из вырезок газет про мультфильмы. На протяжении всего мероприятия родители оценивали другие мультфильмы, и тем находили достоинства и недостатки мультфильмов.

Родители смотрели фрагменты мультфильмов и анализировали, чему учат детей эти фрагменты: первый фрагмент из мультфильма «Летающие звери», второй — «Губка Боб». Делали вывод, что нужно тщательно выбирать мультфильмы для просмотра, так как не каждый мультфильм несёт поучительный характер, а может наоборот навредить. Заполняли рабочий лист и выполняли задание «Сортировка»: разделить на две группы признаки мультфильмов, оказывающие положительное/ отрицательное влияние на развитие ребенка.

На заключительном этапе родители создавали собственные памятки «Критерии мультфильмов, оказывающие положительное влияние». С помощью приема рефлексии «Три слова» родители определяли свои эмоции после проведённого интерактива.

Анализ проведенного интерактивного занятия показал высокий уровень активности родителей на всех его этапах. В проведенном интерактиве участвовало 24 человека. При анализе рефлексии было выявлено 100 % (24 чел.), которые испытывали положительные эмоции, такие как: удовлетворение, покой, интерес, радость, наслаждение, вдохновение и т. д. Классный руководитель отметил, что информация была представлена интересно и познавательно.

В ходе исследования даны рекомендации родителям по организации работы для развития эмоционального интеллекта с использованием мультфильмов у младших школьников.

  1. Для развития эмоционального интеллекта ребёнка родители выступают его проводниками в мире эмоций, последовательно проходят вместе с ним четыре основных шага: учитесь распознавать эмоции; учитесь использовать эмоции в решении задач; развивайте осознанность (понимание причин и последствий возникновения эмоций); учитесь регулировать эмоциональные состояния.
  2. Выбор родителями мультфильмов, в которых герои ярко и наглядно выражают свои эмоции и чувства, наглядное и четкое разделение на положительных и отрицательных персонажей, например, «Зверопой», «Головоломка», «Король лев», «Как приручить дракона», «Смешарики», «Друзья мистера Фокса» и др.
  3. Главным компонентом развития эмоционального интеллекта выступает совместный просмотр и обсуждение с ребенком мультфильмов. Родители учат детей не только отвечать на вопросы, но и задавать их, используют разнообразные методы и приемы: эвристическая беседа, пластическое интонирование, побуждение к сопереживанию, «стоп-кадр», «беззвучный кадр», работа с зеркалом, закрытый экран и др. Обращение к собственному опыту детей.
  4. Использование вопросов на обсуждение мультфильма для понимания эмоции: Как эта эмоция называется? Что сейчас чувствует персонаж? Через какие элементы художник передаёт эту эмоцию? Испытывали ли вы такую эмоцию? В каких ситуациях люди испытывают такую эмоцию?
  5. Использование домашних игр на определение эмоций у героев, что позволят развить навык идентификации эмоций. Например, упражнение «Нарисуй свою эмоцию» позволит ребенку понимать, с каким персонажем, или в каком цвете он ощущает то или иное состояние.
  6. Родителям необходимо объяснять сложные эмоции (гордость, любопытство, покорность и т. д.) с помощью упражнений. Например, упражнение «Эмоциональная микстура»: смешивая цвета простых эмоций, получаем сложную эмоцию.
  7. Совместное развитие эмоционального интеллекта родителей и детей с помощью серии упражнений. Например, «Коробочка счастья» (представлять «коробочку счастья» и складывать в неё все, что заставляет чувствовать счастливыми родителей и ребенка); «Айсберг гнева» (помогает ребенку и родителям понять причину эмоций); «Стоп-слово» (использование в эмоциональные моменты, чтобы затормозить себя и успеть понять причину эмоции); «Копируй позу», «Покажи эмоцию» для развития эмпатии (способности почувствовать эмоции другого человека, сопереживать ему, желание помочь); «Успокаивающий счет», «Измеритель настроения» для управления эмоциями.
  8. Важно не навязывать ребенку родительскую позицию, а давать ему возможность высказаться, способствовать формированию самостоятельности в суждениях и взглядах.

Таким образом, эмоциональный интеллект младших школьников можно и нужно развивать. Мультипликационные фильмы как вид киноискусства, обладая яркой зрелищностью, эмоциональностью, динамичностью, могут выступать оптимальным инструментом эмоционального развития младших школьников.

Детям младшего школьного возраста сложно разобраться без помощи взрослых, кто хороший, а кто плохой. Поэтому родителям необходимо внимательно подходить к выбору мультфильма для просмотра и представлять, какое влияние окажет выбранный фильм на развитие ребёнка. Совместное обсуждение мультфильмов, использование разнообразных методов и приемов, игр и упражнений способствуют развитию эмоционального интеллекта младших школьников.

На основе проведенного анализа можно выделить следующие перспективные направления работы: изучение предпосылок и педагогических условий развития эмоционального интеллекта младших школьников.

Литература:

  1. Бернатоните, А. К. Алгоритм анализа фильма для детей. Жанровая специфика детского фильма в советском кинематографе: учебно-методическое пособие / А. К. Бернатоните. — Томск: Изд-во ТГПУ, 2019–188 с.
  2. Короткий, В. И. Основы семейной психопедагогики: курс лекций / В. И. Короткий. — Архангельск: Март, 2003. — 178 с.
  3. Медведева, С. В. Развитие эмоционального интеллекта младших школьников в семье / С. В. Медведева // Психология одаренности и творчества: Сборник научных трудов участников III Международной научно-практической онлайн-конференции / Науч.ред. А. И. Савенков, В. М. Поставнев — Москва: Издательство «Известия института педагогики и психологии образования», 2021 — С. 93–96.
  4. Сергиенко, Е. А. Эмоциональный интеллект ребёнка и здравый смысл его родителей / Е. А. Сергиенко — Москва: ООО «Издательство АСТ», 2021. — 254 с.
Задать вопрос