Приобщение детей к прекрасному через ознакомление с искусством (из опыта работы)
Автор: Косарева Наталия Геннадьевна
Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (42) май 2021 г.
Дата публикации: 26.04.2021
Статья просмотрена: 3526 раз
Библиографическое описание:
Косарева, Н. Г. Приобщение детей к прекрасному через ознакомление с искусством (из опыта работы) / Н. Г. Косарева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6311/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматривается вопрос создания педагогических условий художественно-эстетического развития дошкольников через знакомство с произведениями живописи.
Ключевые слова: дошкольный возраст, изобразительное искусство, произведения живописи.
Понимать искусство — значит
открыть новую дверь в жизнь.
Н. Н. Жуков
Потребность к красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Но человек может остаться равнодушным к искусству, если его с детства не приобщали к прекрасному. Приобщать детей к прекрасному надо как можно раньше, начиная с детского сада. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему народу, Родине, узнают много нового о прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту. Важно в этот период сформировать вокруг ребёнка такую среду, которая поможет познать этот мир через произведения искусства и будет одновременно развивать, и воспитывать.
В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать возможности детей для общения с миром прекрасного. Ведь именно искусство помогает воздействовать не только на восприятие окружающего мира, но и на интеллект и чувства ребенка.
Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Огромную роль в дошкольный период играет ознакомление детей с живописью. С помощью живописи ребенок учится понимать гармонию окружающего мира, а также формируется связная образная речь, которая помогает выражать свои мысли и чувства, в логической последовательности описывать содержание картины. Рассматривая полотна картин великих художников, дети начинают понимать связи между содержанием произведения и выразительными средствами.
По мнению Р. Н. Чумичевой, живопись является самым эффективным направлением, в котором можно раскрыть творческий потенциал детей дошкольного возраста.
Психолого-педагогические исследования показывают, что именно дошкольный возраст является сенситивным периодом для приобщения детей к прекрасному. Именно в этом возрасте, по мнению Л. С. Выготского, А. В. Запорожца и П. М. Якобсона, ребенок более ярко понимает образы произведений изобразительного искусства.
Ознакомление детей с произведениями живописи является актуальной потребностью общества в воспитании разносторонне развитой личности. Согласно ФГОС ДО педагогический процесс должен быть направлен на выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, на приобщение его к искусству, на развитие индивидуальности и предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства, творческих способностей; на создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и формирование элементарных представлений о видах искусства, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Живопись выступает одним из видов изобразительного искусства, на основании которых данные задачи могут решаться через образовательную область «Художественно-эстетическое развитие».
Анализ комплексных программ, соответствующих требованиям ФГОС ДО, лежащих в основе образовательного процесса в дошкольных организациях, показал следующее: в каждой из программ имеет место специальный раздел (блок), посвященный особенностям ознакомления дошкольников с живописью на всех возрастных этапах дошкольного детства; задачи и содержание ознакомления дошкольников с живописью, их усложнение наиболее полно и конкретно представлено в программе «От рождения до школы», «Детство», а также в парциальных программах. В программе «Развитие», по которой работает наше дошкольное учреждение, задачи ознакомления детей с произведениями живописи не определены, уделяется внимание только ознакомлению со средствами выразительности в процессе изобразительной деятельности, поэтому назрела необходимость разработать систему работы по ознакомлению детей с произведениями живописи. В связи с этим была создана творческая группа, главной целью которой стало помочь педагогам более осознано подойти к данной теме и увлечь детей занимательным миром искусства. Работа группы была направлена на создание системы работы по данному направлению. В начале работы предстояло отобрать произведения живописи известных художников. При выборе репродукций картин, отбирались произведения живописи разных жанров, интересные и понятные детям и отвечающие основным принципам, которые включили в перспективное планирование.
Планирование по ознакомлению дошкольников с живописью
Автор, название картины |
Автор, название музыкального произведения |
Средняя группа |
|
Поль Сезанн «Натюрморт с яблоками» |
Д. Красноухов «Мечты» |
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Виноград и яблоко» |
И.Штомпель «Размышление» |
Александр Андреев «Натюрморт» |
Р.Шуман «Весёлый крестьянин» |
Исаак Ильич Левитан «Цветущие яблони» |
Э.Григ «Утро» |
Алексей Кондратьевич Саврасов «Куры на задворках» |
А.Филиппенко «Курочка» |
Виктор Михайлович Васнецов «Снегурочка» |
П.Чайковский «Танец Феи Драже» |
Василий Андреевич Тропинин «Девочка с собачкой» |
Е.Дога «Вальс» |
Николай Ефимович Рачков «Девочка с ягодами» |
Русская народная мелодия «По малину в сад пойдём» |
Старшая группа |
|
Елена Анатольевна Яковлева «Натюрморт» |
А. Скрябин «Мечты» |
Юрий Викторович Кудрин «Натюрморт с яблоками» |
Г. Свиридов «Пастораль» |
Иван Иванович Шишкин «Дождь в дубовом лесу» |
А.Никонов «Простые пьесы. Дождь» Звуки природы «Дождь» |
Константин Федорович Юон «Полдень» |
П. Чайковский «Январь» |
Илья Семенович Остроухов «Золотая осень» |
А. Петров «Вальс» |
Василий Андреевич Тропинин «Кружевница» |
Русская народная мелодия «Вьюн» |
Зинаида Евгеньевна Серебрякова «Катя с натюрмортом» |
С. Рахманинов «Ноктюрн № 2» |
Аркадий Александрович Пластов детский портрет «Внук рисует» |
П.Чайковский «Сладкая грёза» |
Подготовительная группа |
|
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Натюрморт с сиренью» |
П.Чайковский «Май» |
Микеланджело Меризи де Караваджо «Корзина с фруктами» |
Ф.Шопен «Ноктюрн» |
Иван Иванович Шишкин «Болото. Журавли» |
С. Рахманинов «Баркарола» |
Константин Федорович Юон «Зима. Маленький мост» |
Ген. Гладков «Пастораль» |
Гавриил Павлович Кондратенко «Восход луны над озером» |
А.Скрябин «Хрупкость» |
Борис Михайлович Кустодиев «Купчиха» |
Русская народная мелодия «Коробейники» |
Валентин Александрович Серов «Мика Морозов» |
С.Рахманинов «Итальянская полька» |
Николай Николаевич Ге «Портрет Толстого» |
Г.Свиридов «Романс» |
Для повышения профессиональной компетентности педагогов проведены семинары, направленные на раскрытие вопросов жанровой живописи, возрастных особенностей восприятия картины и этапов ознакомления с произведениями живописи, а также использования различных методов и приемов, которые способствуют более осмысленному рассматриванию репродукций: пояснение, сравнение, прием акцентирования деталей, метод вызывания положительных эмоций, тактильно-чувственный метод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и музыкальных образов, прием «вхождения» в картину, игровые приемы. Следует отметить, именно в процессе ознакомления с произведениями живописи, окружающий мир встаёт перед ребёнком как единая целостная картина. Сохраняя эту целостность, необходимо использовать интегрированный подход к изучению искусства. По мнению Т. Г. Казаковой, огромную роль в эстетическом развитии ребенка играет взаимосвязь различных видов искусств. Литературные и музыкальные произведения способствуют эмоциональному восприятию произведений живописи и более глубокому проникновению в художественный образ. К каждой репродукции были подобраны музыкальные произведения, близкие по настроению и доступные для восприятия детьми дошкольного возраста.
В ходе работы было проведено анкетирование родителей по данному вопросу, которое показало, что большинство родителей считают необходимым знакомить детей с произведениями живописи. Родители разделяют мнение, что при ознакомлении с живописью у детей формируется художественный вкус, познавательный интерес, знания о художниках, а также расширяется кругозор, но данной теме не уделяют должного внимания в силу своей занятости и отсутствия специальных знаний.
Творческая группа разработала ряд дидактических игр и игровых приемов на закрепление знаний о жанрах живописи:
Рис. 1. «Познакомимся — пейзаж»
Рис. 2. «Составь натюрморт»
Рис. 3. «Портрет»
Рис. 4. «Что лишнее?»
Использование дидактических игр как на самом занятии, так и в совместной деятельности позволяют детям закрепить знания о жанрах живописи.
В холле детского сада ежемесячно проводились мини-вернисажи по различным темам: «Уборка урожая в картинах русских художников», «В мире профессий», «Осенние пейзажи», «Взгляд художников на образ матери», «Натюрморты с предметами народного творчества», «Защитники Отечества на полотнах русских художников».
Рис. 5
В ходе проделанной работы был создан комплект методических материалов, которые активно используются педагогами по данному направлению. Использование разнообразных методов и приемов при ознакомлении детей с живописью, как видом изобразительного искусства, способствовало гармоничному развитию ребенка, формированию связной речи. Дошкольники стали выражать свои мысли и чувства, а также в логической последовательности описывать содержание картины и понимать связи между содержанием произведения и выразительными средствами.
Литература:
- Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребёнка — дошкольника. — М.: ВЛАДОС, 2003.
- Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
- Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты, занятия/ Под ред. О. С. Ушаковой. — М.: ТЦ Сфера, 2020.
- Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. — М.: Просвещение, 1992.
Похожие статьи
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
В статье автор исследует ключевые аспекты влияния изобразительной деятельности на детей дошкольного возраста.
Художественное воспитание детей дошкольного возраста
В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.
Развитие у младших дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности
В статье рассматриваются вопросы о сущности цветовосприятия младших дошкольников и создании условий для развития чувства цвета в изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями художественной литературы с использованием мультстудии
В статье авторы пытаются обозначить взаимосвязь между особенностями развития современных детей и условиями эффективной работы по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы средствами игр В. В. Воскобовича и мультипликации.
Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.
Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры дошкольника
В статье раскрывается проблема художественной литературы как средства обогащения эмоциональной культур дошкольника. Обосновывается необходимость приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы.
Развитие личности дошкольника средствами искусства
В статье рассматриваются закономерности психического развития дошкольника, проблемы психологии детского творчества. В центре внимания авторов — огромное воспитательное значение искусства для ребёнка дошкольного возраста и пути решения задач педагогик...
Эстетическая деятельность в нравственном воспитании младших школьников
В данной статье рассмотрена проблема нравственного воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эстетической деятельности в формировании нравственных качеств.
Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста
В статье рассматриваются проблемы развития изобразительного творчества дошкольников и младших школьников в контексте продуктивного обучения.
Изобразительное искусство как средство развития духовно-нравственных ценностей младших школьников
В статье раскрываются особенности развития духовно-нравственных ценностей детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства. Приводятся виды уроков изобразительного искусства, на которых следует развивать духовно-нравственные кач...
Похожие статьи
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
В статье автор исследует ключевые аспекты влияния изобразительной деятельности на детей дошкольного возраста.
Художественное воспитание детей дошкольного возраста
В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.
Развитие у младших дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности
В статье рассматриваются вопросы о сущности цветовосприятия младших дошкольников и создании условий для развития чувства цвета в изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями художественной литературы с использованием мультстудии
В статье авторы пытаются обозначить взаимосвязь между особенностями развития современных детей и условиями эффективной работы по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы средствами игр В. В. Воскобовича и мультипликации.
Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.
Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры дошкольника
В статье раскрывается проблема художественной литературы как средства обогащения эмоциональной культур дошкольника. Обосновывается необходимость приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы.
Развитие личности дошкольника средствами искусства
В статье рассматриваются закономерности психического развития дошкольника, проблемы психологии детского творчества. В центре внимания авторов — огромное воспитательное значение искусства для ребёнка дошкольного возраста и пути решения задач педагогик...
Эстетическая деятельность в нравственном воспитании младших школьников
В данной статье рассмотрена проблема нравственного воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эстетической деятельности в формировании нравственных качеств.
Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста
В статье рассматриваются проблемы развития изобразительного творчества дошкольников и младших школьников в контексте продуктивного обучения.
Изобразительное искусство как средство развития духовно-нравственных ценностей младших школьников
В статье раскрываются особенности развития духовно-нравственных ценностей детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства. Приводятся виды уроков изобразительного искусства, на которых следует развивать духовно-нравственные кач...