Педагогическая разработка: программа по изобразительному искусству «Фантазия»
Автор: Мингалимова Эльвира Фаридовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 14.10.2019
Статья просмотрена: 91 раз
Библиографическое описание:
Мингалимова, Э. Ф. Педагогическая разработка: программа по изобразительному искусству «Фантазия» / Э. Ф. Мингалимова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/347/15360/ (дата обращения: 17.12.2024).
Постановка проблемы
Многие дети любят рисовать, но со временем их интерес к изобразительному искусству значительно угасает. Среди них есть и такие, которые до конца не раскрыли свой талант, появились другие увлечения. Сохранить их интерес, поддержать искорку радости от процесса рисования и творчества можно, начиная с раннего возраста.
Для этого я разработала экспериментальную систему занятий по изобразительному искусству для поддержки талантливых детей средствами дополнительного образования, в частности, авторская программа «Фантазия». Она способствует формированию духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста через восприятие окружающего мира, восприятия произведений изобразительного искусства и через практическую, творческую деятельность.
Пояснительная записка
Авторская программа «Фантазия» направлена на гармоничное развитие художественных и интеллектуальных возможностей ребенка, дает возможность заинтересовать и показать ему интересный, разнообразный мир искусства.
Особенностью программы является одновременность целенаправленного поэтапного развития образного мышления, связанного с познавательной функцией, и формирования технических навыков, при помощи которых он не только изображает, но и узнает окружающиймир.
В процессе знакомства с различными видами изобразительного искусства у детей постепенно образуется система специальных навыков и умений. Появляются и развиваются способности ребенка, реализуется его творческий потенциал, желание самому придумывать что-то новое.
Цель: создание условий для творческой самореализации каждого ребенка.
Задачи:
Обучающие:
- Сформировать специальные знания по предмету (основные законы компоновки предметов на плоскости, основные законы перспективы, основы цветоведения, художественные термины);
- Отработать технические умения и навыки, необходимые для творческих процессов в изобразительной деятельности;
- Расширить представление об окружающем мире.
Развивающие:
- Содействовать развитию способностей самопознания и самореализация в творчестве;
- Расширение ассоциативных возможностей мышления и творческих способностей;
- Развивать умения анализировать, оценивать свою и чужую работу;
- Развить познавательно-творческую активность ребенка
Воспитательные:
- Сформировать художественный вкус;
- Воспитать способность видеть, чувствовать красоту и гармонию и эстетически ее оценивать;
- Сформировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению.
Программа рассчитана на 1 год, в группе 7–8 человек, занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 мин, с ноября по апрель, возраст детей 7–8 лет.
Образовательный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.
Учебно-тематический план:
Темы |
Количество часов |
1. Знакомство (штрихи, мазки, работа по-сырому, работа с различными материалами) |
14 занятий |
2. Человек |
6 занятий |
3. Времена года |
10 занятий |
4. Сказочные герои |
3 занятий |
5. Животные |
8 занятий |
6. Деревья |
5 занятий |
7. Птицы |
2 занятия |
ВСЕГО: |
48 занятий |
Содержание программы:
Дата |
Тема |
Содержание, задачи |
Материал |
ноябрь |
|
Знакомство с художественными материалами, ознакомительное задание, выяснение творческих возможностей учащихся. |
Акварель, гуашь |
|
Работа с акварельными красками. Техника работы «по-сырому». Смешение цветов. |
Акварель |
|
|
Знакомство с понятием «мазок», овладение техническими навыками. |
Акварель |
|
|
Цвет, как основное понятие живописи. Три основных цвета. Понятие теплый цвет. Смешение желтого цвета. |
Акварель |
|
(вода, мост, небо, солнце, рыбки) |
Освоение названий мазков: капля, дождик, кирпичик, наклонное движение, кручение, движение к точке. Использование их в композиции. |
Акварель |
|
|
Цвет, как основное понятие живописи. Три основных цвета. Понятие холодный цвет. Смешение синего цвета. |
Акварель |
|
|
Цвет осеннего неба (с использованием холодных цветов, передача дождя с помощью восковых мелков). Разнообразие оттенков холодных цветов. |
Акварель, восковые мелки |
|
|
Передача тонально-цветовыми сочетаниями образа одного из времени года — Осени. Знакомство с понятием цветовой гаммы, разъяснение ее роли в композиции. |
Акварель |
|
декабрь |
|
Рисунок как вид графики. Знакомство с графическими материалами, их свойствами и способами применения. Выполнение упражнений. Развитие наблюдательности и образной памяти. |
Цветные ручки |
|
Знакомство с понятием «штрих», виды штрихов. Необычные штрихи. |
Цветные ручки, фломастер |
|
|
Освоение вертикальной, горизонтальной, прямой, волнистой, ломаной, толстой и тонкой линии. |
Черная гелиевая ручка |
|
|
Развитие наблюдательности, образной памяти, навыка композиционного решения изображения на листе. |
Черная гелиевая ручка |
|
|
Синтез приобретенных навыков. |
Черная гелевая ручка |
|
|
Знакомство с техникой печатания поролоном, с понятием «монотипия». |
Акварель, гуашь, поролон |
|
7, 8 «Новый год» |
Развитие навыка композиционного решения изображения на листе. Использование различных материалов для украшения работы. |
Гуашь, мишура, конфетти, вата,клей |
|
январь |
|
Использование тонового контраста: на черном фоне — белое. Применение разнообразных мазков при передаче веток елочек. |
Гуашь, белила, жесткая кисть |
|
Использование различных технических приемов работы кистью при передаче характера различных деревьев. |
Гуашь, белила, поролон. |
|
|
Передача выразительного решения композиции живописными средствами. Использование разбеленных и приглушенных цветов для создания фона. |
Гуашь |
|
|
Передача тонально — цветовыми сочетаниями образа времени года — Зима (абстракция), смешение цветов для передачи зимней гаммы. |
Гуашь |
|
|
Передать характерные черты образа Зимы как девушки, выбрать наиболее выразительные живописно-композиционные средства. |
Акварель |
|
|
Знакомство с материалом «пастель», передача цвета зимнего неба с использованием холодных оттенков. |
Пастель |
|
|
Тоновые отношения в рисунке, использование прямых линий и углов для передачи «холодного» совершенства зимнего пространства. |
Гуашь |
|
|
Знакомство с техникой «граттаж», техника работы пером и черной тушью. |
Акварель, тушь, свечка, перо |
|
февраль |
|
Развитие воображения, поиск выразительного решения композиции. |
Гуашь |
|
Знакомство с понятием «натюрморт». Развитие чувства гармонии, попытка передать «жизнь» неживых предметов, придать своей работе настроение. Обучение приемам организации плоскости листа. |
Акварель |
|
|
Развитие наблюдательности и образной памяти. Знакомство с материалом «сангина», передача фактуры шерсти животного. |
Сангина, чай |
|
|
Построение изображения с учетом выразительности свойств формата бумаги (верх — низ, лево — право). Формат вертикальный, удлиненный. |
Гуашь |
|
|
Изучение пропорций здания. |
Акварель, гуашь |
|
|
Изучение основных пропорций строения тела человека. Достижение выразительной характеристики эмонационального состояния, передача праздника, движения. |
Акварель |
|
|
Передача характера сказочного персонажа в рисунке, при работе с цветом выбирать контрастные, яркие цветовые решения. Изучение пропорций частей лица. |
Акварель, гуашь |
|
|
Развитие навыка композиционного решения изображения на листе. В цвете добиваться многообразия цветовых оттенков, стараться передать свое отношение к изображаемому через цвет. |
Гуашь |
|
март |
|
Рисование с натуры (чучело). Передача основных пропорций птицы. |
Пастель |
|
Разнообразие оттенков теплых и холодных цветов. Работа солью. |
Акварель, соль |
|
|
Получение многообразия зеленых цветовых оттенков. |
Акварель |
|
|
Знакомство с техникой витража. Изучение общих свойств композиции. |
Акварель, гуашь |
|
|
Обучение выражению своего отношения к изображаемому через изображение животных. |
Акварель, гуашь |
|
|
Передача пространства (плановость, линия горизонта, масштабность изображения). |
Чай, черная гелевая ручка |
|
|
Знакомство с понятием «силуэта», развитие способности выделения главного в композиции. |
Акварель, гуашь |
|
|
Развитие пространственного воображения, фантазии, работа тоном. Смешивание двух цветов. |
Гуашь, акварель |
|
апрель |
|
Развитие фантазии, воображения, изобретательности, композиционного мышления, технические навыки работы –набрызг, поролон. |
Акварель, соль |
|
Развитие образного мышления, понимания выразительности цветового решения. Разнообразие оттенков теплой гаммы цветов. |
Акварель |
|
(кот в сапогах) |
Развитие фантазии, выразительности композиционного и цветового решения, воспитания веры в торжество добра над злом. |
Акварель, гуашь |
|
|
Выполнение наброска кареты с картины, передача пропорций. Развитие фантазии, достижение максимальной выразительности цветового решения. |
Акварель |
|
(иллюстрация) |
Обучение иллюстрированию сказок. Находим в тексте основную идею, определяем выразительные моменты сюжета, которые можно проиллюстрировать. Обучение чувствовать и передавать в иллюстрациях настроение. Обучение художественному видению образа сказки. |
Акварель, гуашь |
|
|
Изменение пропорций фигуры человека в зависимости от сгибания рук и ног. |
Акварель, гуашь |
|
|
Закрепление навыков композиционного размещения на листе, воспитание уважения к труду. Задание требует применения всей суммы знаний и навыков, приобретенных учащимися в течение года на занятиях. Выбор сюжета для наиболее выразительного воплощения творческого замысла. Выполнение в материале задуманной композиции и ее отделка. |
Краски по стеклу, фоторамка |