Применение игровых технологий при знакомстве дошкольников с живописью
Автор: Максимова Елена Михайловна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (54) июнь 2022 г.
Дата публикации: 06.05.2022
Статья просмотрена: 170 раз
Библиографическое описание:
Максимова, Е. М. Применение игровых технологий при знакомстве дошкольников с живописью / Е. М. Максимова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 6 (54). — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/226/7337/ (дата обращения: 16.12.2024).
Человеку во все времена хотелось отобразить красивое, все, что ему нравилось, поднимало у него настроение, вызывало интерес. Еще в давние, доисторические времена люди научились рисовать. Со временем определенные люди поднялись в данном виде деятельности до небывалых вершин. Так и появилось, а в дальнейшем и развивалось изобразительное искусство, дающее людям возможность выражать свои чувства с помощью художественного творчества.
Искусство является обязательным средством в формировании духовного мира у детей, это и литература, и музыка, и архитектура, и живопись. Так как искусство выражается образным языком, оно наглядно, следовательно, и близко дошкольникам. Именно искусство пробуждает эмоционально-творческое начало у детей. Что как ни живопись может помочь воспитанникам понять гармонию природы. Помимо этого, ознакомление дошкольников с живописью помогает закладывать первую ступень формирования ценностных ориентаций [1, 15с]
В современном обществе формирование творческой личности ребенка в сфере дошкольного образования является одной из важнейших задач. Особую роль в становлении творческой личности отводят развитию художественного восприятия в процессе ознакомления с произведениями живописи. Эстетическому воспитанию дошкольников средствами искусства долгое время предавалось второстепенное значение. У детей старались развивать высокую мыслительную активность, а их духовное развитие ставилось на второй план. По этому поводу тревожные мысли высказывал педагог и художник Б. М. Неменский. Он считал, что у детей с раннего возраста необходимо воспитать «невосприимчивость к художественным суррогатам», «привить им против этого иммунитет». Он отмечал необходимость выработки художественного вкуса, развитие самостоятельности суждений, понимания подлинности искусства. [2, 32с]
Формирование творческой личности ребенка в сфере дошкольного образования является одной из важнейших задач. Особую роль в становлении творческой личности отводят развитию художественного восприятия в процессе ознакомления с произведениями живописи. Проблема восприятия детьми дошкольного возраста живописи особенно, актуальна, ведь она способствует развитию личности ребенка в целом и является основой развития творческих способностей у него. Над этим вопросом работали такие авторы как: Е. Ф. Флерина, Р. М. Чумичева, А. М. Чернышева, Т. С. Комарова, Т. А. Копцева и другие.
Рассматривая, произведения известных живописцев ребенку и самому хочется создать, что-то красивое, необычное. Ведь при созерцании полотна он черпает столько новой информации о мире (к примеру, о красках, которое приобретает море в закатное время, на картинах Ивана Айвазовского; или о поведении маленьких медвежат и красоте соснового леса в картине «Утро в сосновом бору» Шишкина). В последнее время мало внимание уделяется этой работе и в дошкольном образовании. Следует отметить, что при педагогическом вмешательстве, педагог ставит конечной целью нравственное воспитание, формирование личности ребенка. Но эстетическому воспитанию дошкольников средствами искусства долгое время предавалось второстепенное значение. У детей старались развивать высокую мыслительную активность, а их духовное развитие ставилось на второй план. [3, 11с] По этому поводу тревожные мысли высказывал педагог и художник Б. М. Неменский. Он считал, что у детей с раннего возраста необходимо воспитать «невосприимчивость к художественным суррогатам», «привить им против этого иммунитет». Он отмечал необходимость выработки художественного вкуса, развитие самостоятельности суждений, понимания подлинности искусства.
Художественное восприятие у детей развивается ни сразу, а постепенно. Поэтому методы и приемы, которые используют в образовательной деятельности необходимо постепенно менять. Усложнять, в зависимости от возраста детей, от уровня их знаний, подготовленности, и от поставленных образовательных задач.
Условно, данные методы и приемы можно разделить на три этапа:
I — эмоциональное, целостное восприятие, детальное всматривание в содержание картины;
II — осмысление на уровне обобщения;
III — творческое целостное восприятие произведения.
I этап.
- Искусствоведческий рассказ воспитателя — Структура рассказа может быть примерно такой: что самое главное в картине (выделить композиционный центр), как оно изображено)цвет, построение, расположение), что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, устанавливаются связи), что красивого показал своим произведением художник, о чем думается, что воспринимается, когда смотришь на эту картину.
В процессе применения данного приема возможно, и даже желательно использовать интерактивные технологии. Примером может служить компьютерная игра «Найди главное» (Ребенку на картине предлагается выбрать самое главное (композиционный центр). Выбрав, он указкой нажимает на него- если он выбрал правильно, раздаются аплодисменты, если нет — печальный возглас).
- Подробные вопросы — необходимы после рассказа, так как дети еще не имеют навыка «чтения» картины, не умеют самостоятельно анализировать произведение.
Мне очень помогает такой прием, как коллективное обучение. Дети вместе с родителями дома готовят небольшое выступление о картине и художнике. В детском саду сами выступают как экскурсоводы, а остальные учатся задавать ему вопросы по картине. Такой способ дает возможность детям самим разобраться в картине и в ее содержании.
- Конкретные вопросы — направлены на перечисление увиденного, на детальное рассматривание ее, с тем чтобы подвести ребят к пониманию содержания произведения:
Например:
Что изображено на картине?
Где расположены, изображенные на картине люди?
Как вы думаете, что самое в картине?
Как это изобразил художник?
Что в картине самое яркое, сразу бросается в глаза?
Что этим хотел сказать художник?
Какое настроение передал художник?
Как вы догадались, что именно это настроение отражено?
Как художнику удалось сделать это?
О чем вы думаете, когда смотрите на эту картину?
Очень удобно на этом этапе использовать лэпбуки. Красочные интерактивные папки позволяют детям непосредственно контактировать с информацией.
- Прием вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий.
Дети с удовольствием придумывают, что же могло произойти, с героями картины, почему они здесь оказались, что же будет дальше. Давайте и мы с вами немного поразмышляем, какие события разворачивались после сюжета, изображенного на картине (работа с аудиторией).
- Рассказ — образец личностного отношения педагога к понравившейся картине — имеет определенную структуру, содержание его эмоционально окрашено, богато интонациями. Прежде всего, сообщить, о чем произведение, какими красками написано, какое в нем передано настроение, что особенно понравилось, какие чувства. Мысли возникают, когда смотришь на эту картину.
Просто слушать — не интересно, а вот если картина заговорит и сама расскажет о себе, такое дети с удовольствием послушают и запомнят. (Существует приложение позволяющее «оживлять» картины, лучше всего использовать этот прием при ознакомлении с портретами).
I I этап:
Осмысление на уровне обобщения:
Детей обучают умению анализировать изображение на полотне. На основе анализа формируют умение воспринимать целостный, обобщенный образ картины.
- Постановка вопросов обобщенного характера — они строятся с учетом более высокого уровня восприятия картины детьми и их умения анализировать произведение:
О чем картина?
Почему вы думаете так? Расскажите?
Как бы вы назвали картину?
Почему именно так? Сравните с авторским названием.
Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзажах, предметах?
Какое настроение вызывает картина?
От чего возникает это настроение?
Что хотел сказать художник этой картиной?
Что особенного выделил, что бы мы увидели в этой картине (связь между содержанием и средствами выразительности)?
- Прием точных установок — «Прежде чем ответить на вопрос о чем картина, внимательно посмотрим, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чем картина».
- Прием композиционных и колористических вариантов.
Композиционный — педагог закрывает часть композиционного построения листом бумаги, подобранным под общий тон картины и соответствующий по форме силуэту закрываемого изображения. Я решила модернизировать этот метод с использованием ИКТ. Подобрала картины в электронном варианте и удалила некоторые их части. На первом этапе я предлагала готовые части, из которых они выбирали недостающие. Далее детям предлагалось уже самостоятельно решить, чего не хватает. Дети с интересом размышляют, что могло быть нарисовано на этом месте.
Колористический — изменения колорита картины путем словесного описания или наложение цветной пленки на цвет художника.
Многие любят ходить в кино на фильмы с 3d эффектами. Я решила использовать эту идею в данном приеме. Приобрела «цветные очки» с разными (красными, желтыми, синими, зелеными) пленками. Предлагаю ребенку, надев их, посмотреть, как меняется картина. Предлагаю и вам опробовать этот прием на себе. (Работа с аудиторией — нескольким педагогам предлагаю померить очки и рассмотреть при этом картину).
Формирование личностного отношения детей к живописи.
Расчлененные вопросы:
Что понравилось на картине?
Чем она понравилась?
Почему понравилась?
Чаще всего в подобных ситуациях мы используем смайлики (с улыбкой –значит понравилось, грустный — нет). Но так как мы имеем дело с художественным творчеством, я решила предложить детям цветовую шкалу. На полоске присутствует несколько цветов от теплых до холодных оттенков. Ребенок наводит стрелочку на тот цвет, который, по его мнению, соответствует его отношению к картине.
I I I Этап :
- Прием сравнения — На одной образовательной деятельности давать 2–3 картины (к примеру, одного времени года разных художников). Научить детей понимать как разные художники, показывают разными способами одно и то же время года, разные сезоны одного времени года (ранняя осень, золотая, поздняя).
Можно предложить детям на интерактивной доске (или на мольберте) изображение 2-х картин и отдельно элемент картины. Дети должны назвать — к какой картине относиться этот элемент, почему они так решили.
- Прием мысленного создания собственной картины по названию художника (позиция «сотворчества» с художником). Целесообразнее использовать после приобретения ребенком опыта рассматривания картин, большая предварительная работа — ребенок мыслит творчески.
На данном этапе очень может помочь компьютер. Одно дело придумать картину на словах, а другое — самостоятельно собрать ее из различных составляющих на экране компьютера. Пример игра «Составь натюрморт».
Для жанра портрет можно использовать заготовки с изображением головы, прически, украшений, но без лица.
Для жанра пейзаж — раскраски с изображением картин известных художников. Сюжет остается прежним, дети выбирают собственный колористический вариант росписи картины.
- Формируется так же и личное эмоциональное отношение к воспринимаемому произведению, путем использования игровых элементов, стимулирующих желание ребенка рассказать о понравившейся картине:
«Кто расскажет лучше, интереснее, почему понравилось произведение?»
Предлагает воспитатель.
Очень важно при ознакомлении с живописью создать условия для активного восприятия детьми произведения, побуждать их к постановке вопроса.
Обучая детей умению задавать вопросы, воспитатель может использовать такие приемы:
— Какой вопрос надо задать, чтобы выяснить, как художнику удалось показать вечер на улице города.
— Какие вопросы еще можно задать, чтобы лучше узнать об этом произведении?
— Вопросы детей друг к другу о просмотренном произведении.
— Конкурсы: «Кто задаст интересный вопрос?»
«Кто задаст больше вопросов?»
Чем больше вопросов возникает у детей в процессе восприятия произведения живописи, тем выше возрастает интерес к этому виду искусства, тем выше проявляется их эстетическая, нравственная, познавательная, социальная активность.
Литература:
- Волков Н. М. «Восприятие произведений живописи и скульптуры» /Н. М. Волков// Художественное восприятие /Под ред. Б. С. Мейлаха.- СПб.: Питер, 2015
- Курочкина Н. А. Художественный образ в эстетическом воспитании дошкольников // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду. Л., 2014.
- Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи.– М.: Просвещение, 2019. — С.6–10, 30–33, 35–54.