Приемы обучения старших дошкольников основам живописи и цветоведения. Обобщение опыта работы | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (17) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 13.11.2018

Статья просмотрена: 589 раз

Библиографическое описание:

Калуцкая, Н. Ю. Приемы обучения старших дошкольников основам живописи и цветоведения. Обобщение опыта работы / Н. Ю. Калуцкая. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7 (17). — С. 21-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/109/3717/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье раскрыта актуальность проблемы преподавания живописи в дошкольном учреждении. Приведены результаты апробации авторской методики обучения дошкольников рисованию живописного пейзажа, портрета, натюрморта и знакомства с основами цветоведения. Представлен опыт работы воспитателя по изодеятельности Калуцкой Натальи Юрьевны, в изобразительной деятельности старших дошкольников.

Ключевые слова: изобразительная деятельность дошкольников, преподавание основ живописного пейзажа, живописного портрета и живописного натюрморта.

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед педагогами задачи развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Одной из таких является изобразительная деятельность. Она рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.

Случается так, что ребенок увлеченно рисует, смешивает краски, накладывает уверенные мазки, но не может вовремя остановиться, и в конце занятия он не удовлетворен качеством своего рисунка. Или наоборот, ребенок не уверенный в себе, боится белого листа бумаги, его рука скована, и мазки получаются неловкими и корявыми. И этот дошкольник в конце занятия не будет удовлетворен своей работой.

Как вы думаете, почему это происходит? (не умеет, не научили)

Совершенно верно, прежде чем ребенок начнет творить, педагог должен научить его основным канонам рисования.

Являясь членом жюри различных творческих детских конкурсов нашего района, я вижу работы детей, представленные на конкурс. И часто встречаются работы, на которые никто из членов жюри не обращает внимания. Они не интересны зрителю! Юный художник не смог донести своих чувств. А все потому, что современные педагоги слишком мало внимания уделяют «правильности» выполнения детского рисунка.

Именно поэтому в прошлом учебном году я провела три обучающих семинара для педагогов городского округа Шатура по обучению методике рисования живописного портрета, пейзажа и натюрморта.

Нельзя списывать неграмотность детской работы на «ребенок так видит!». Нет, это неправда, просто взрослый не показал, как это должно выглядеть правильно.

21 век — век науки и технологий, а в рисунках наших детей до сих пор встречаются солнце в уголочке листа (как кусочек пиццы), синие облака на белом не затонированном листе бумаги и предметы, стоящие «на краю пропасти», зеленая полоска внизу листа означает травку. А на самом деле, существует линия горизонта, первый, второй и т. д. планы картины, есть понятие пропорций и перспективы в рисунке, даже у ребенка дошкольника.

Ведь изобразительная деятельность, как математика и другие виды деятельности — это наука! В ней есть четкие законы и правила, и задача педагога рассказать, объяснить, донести до дошкольника эти законы и правила. И только тогда ребенок сможет свободно творить, не объясняя ничего о своем рисунке взрослым. Это будет грамотно выполненный рисунок, даже если на нем изображено зеленое небо и красная трава.

Дети ждут от взрослых оценки своего творчества! Воспитатель должен научить ребенка творить грамотно и свободно.

Как раскрепостить каждого малыша? Как сделать каждый рисунок уникальным иприносящим радость, научить детей видеть великолепие вокруг, расшевелить чувства, разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом игармонией живописи— вот сложнейшая задача взрослого.

Я обратилась к цветоведению. Смешивание цветов — это очень увлекательный процесс! Но где найти простор творчеству, если в методичках по изо написано: «Раздает затонированные листы бумаги…». Я решила предоставить полную свободу творчества нашим детям!

Встала проблема — успеет ли каждый ребенок затонировать свой лист бумаги и потом еще поработать на нем! Ведь занятия у старшей и подготовительной групп длятся не более 30 минут.

Я поняла, что дети, которые правильно держат кисть, делают фон быстрее, чем те, кто не умеет правильно взять инструмент.

Родилась сказка:

— Кисточка — это королева, она очень любит танцевать. А как танцуют люди? Ложатся на пол, скрючиваются или выпрямляют спинку и встают на носочки?

Дети отвечают, что выпрямляют спинку и т. д. …

Вот и королева всегда должна стоять и ее деревянный кончик должен смотреть вверх.

Когда кисточка танцует, она делает плавные уверенные движения — мазочки. Они обычно накладываются в одном направлении. И если мы будем наносить хаотичные движения, кисточка устанет и королева превратиться в ведьму. Ведьма нарисует не очень красивый рисунок!

Таким образом, проблема «каляк-маляк» была решена!

Дети стали обращать внимание на то, как они держат кисть и какие мазочки у них получаются. При этом время тонирования листа значительно сократилось.

В старшей группе дети учатся правильно обращаться с красками. При работе с красками дети не используют палитру, т. к. новый цвет, который они получают, смывается в баночку с водой и не остается на палитре. Палитра пачкается новым цветом, а рисовать в итоге ребенку нечем.

На моих занятиях ребенок учится получать новый цвет сразу на рисунке. Дошкольник постоянно анализирует и рассуждает какие два цвета надо взять для получения того или иного цвета. Какую краску надо взять на кисточку первой, чтобы краски не «заболели».

Например:

— Ребята, какого цвета будет небо на нашей картине? (голубое).

— Открываем голубую краску! (ее нет в наших наборах!)

— Как получить голубой цвет? (смешать белую и синюю)

— Значит, открыть надо синюю и белую, а чтобы белая краска не «заболела синюхой», ее надо набрать на кисточку первую, а потом макнуть кончик кисточки в синюю. При этом, у каждого ребенка получается свой оттенок голубого цвета.

Занятия по изодеятельности у нас в саду проходят в отдельном помещении и каждый малыш, попадая в изостудию, конечно, хочет стать настоящим художником. И как настоящие художники мы знакомимся с тремя основными жанрами изобразительного искусства.

Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?

Конечно — это натюрморт, пейзаж и портрет.

И при рисовании сюжета каждого жанра, я столкнулась с разными проблемами!

Например:

Перед вами натюрморт «Дары осени», скажите какой из этих предметов самый большой? (Тыква).

— Конечно тыква, она и будет главным героем на нашей картине. Но случается так, что тыква и помидор становятся одного размера. Я предлагаю детям проанализировать композицию натюрморта — тыква крупная, помидор поменьше, а слива совсем маленькая.

Следующий вопрос: где лежат наши предметы? (На столе).

— Как нарисовать стол?

У детей это полоска в нижней части листа, на которой в ряд расположены все предметы. А ведь это не так!

Каждый предмет лежит на своем месте дальше или ближе к краю стола!

Так давайте покажем это в рисунке, отступим от края листа расстояние, примерно два пальчика, и нарисуем наши овощи и фрукты. Обязательно напоминаю, где заканчивается стол, и примерно в середине листа проводим линию горизонта. Все остальное закрашивается «воздухом», так «настоящие художники» называют пространство за и вокруг предметов.

Когда работа почти готова, я открываю еще один секрет «настоящих художников» — это тень под предметами.

А давайте заглянем под тыкву, что мы там увидим?

— Там, оказывается очень темно! И темноту тоже надо нарисовать! Дети назвали тень под предметом «синий червячок».

Итак, натюрморт готов! Полюбуйтесь!

А вот при рисовании пейзажа, появляются совсем другие проблемы!

Как передать состояние и настроение природы?

— Какого цвета сугробы?

— Как нарисовать ветер?

— Какого цвета ночь?

Спомощью чего художник может передать эти состояния природы?

«Настоящий художник» во всем видит цвет.

Описать словами золотую осень ими пасмурный день очень легко, а вот как нарисовать, чтобы зрителю (маме или папе) было понятно?

И первый вопрос, который появляется:

Между небом иземлей есть расстояние?

Иногда дети отвечают, что расстояние есть, между небом и землей растут деревья. И тогда мы начинаем анализировать:

— Между деревьями видно небо?

— Деревья растут на земле?

И тут дети понимают, что деревья мы видим и на небе и на земле, т. е. между небом и землей расстояния нет, они встречаются в линии горизонта. Лист бумаги при рисовании мы делим на две части — небо и земля.

Это называется фон.

И здесь открывается огромный простор для творчества! Каждый ребенок в силу своего характера и темперамента закрашивает лист бумаги полностью и у него получается своя, ни на кого не похожая картина.

— А чем отличается зимний, летний и весенний пейзажи?

— Конечно цветом!

Для лучшего восприятия цвета детьми я разработала пособия «Цвета: осени, зимы, весны и лета».

— Скажите, чем цвета лета отличаются от цветов весны? (Они различаются по светлоте, у лета краски яркие, а у весны светлые, нежные)

— Что общего в цветах лета и осени? (У них яркие краски)

Пейзажная живопись помогает нам передать настроение и впечатление от созерцания природы. Изображая синюю ночь и разноцветные сугробы, ребенок получает огромное удовольствие от процесса рисования и от конечного результата.

Но оказалось, что времена года можно изображать не только в виде пейзажей, но и портретов!

Во время изготовления пособия по цветоведению, «родились» девочки Осень, Зима, Весна и Лето. Сначала это были портреты, а затем появились куклы.

Кукла — готовый образ, выполненный художником, она двигается, разговаривает, задает вопросы, объясняет новый материал. Кукла помогает развить ребенку его образное мышление. Своим внешним видом, жестами, манерой общения кукла помогает создать каждому ребенку свой собственный образ.

Изменение цвета и получение нового для дошкольника — это волшебство! Ребенок, овладевший «волшебством», может с удовольствием придумывать и создавать новые образы, а также изобразить все самое близкое и родное. Портрет мамы хочется нарисовать всем! И еще хочется, чтобы было похоже на оригинал!

И снова возник вопрос:

— Как показать ребенку последовательность выполнения портрета, не травмируя его психику?

И портреты девочек времен года очень для этого подошли.

Знакомство с методикой рисования портрета начинается с портрета девочки Осени. Ребенок с увлечением рисует придуманный образ, и даже если что-то пошло не так, становится не так обидно, это же не мама!

Затем, нарисовав портрет Зимы, малыш приобретает уверенность в себе и на 8 марта он как «настоящий художник» нарисует портрет дорогого ему человека.

При рисовании каждого из портретов девочек, используются разные таблицы по «Цветоведению».

В рисовании «Зимы» — и «Весны используются таблицы «Теплые и холодные цвета + белый», проходит изучение приглушенных, разбеленных цветов.

При рисовании «Лета» используется таблица «Основные и составные цвета». Дети обобщают свои знания на тему цветоведение.

В этом учебном году галерея портретов расширилась: появились семейки теплых, холодных и черно-былых цветов.

Вот желтый король и красная королева вывели в свет оранжевую принцессу. А вот синий король решает, кому из сыновей оставить наследство — зеленому, голубому или фиолетовому принцу?

Вот белая королева грустит рядом с черным королем, а может и не грустит вовсе, а просто очень серьезная!

А вот и три основные краски — королевы: синяя, красная и желтая.

Все эти портреты помогают ребенку окунутся в волшебный мир изобразительного искусства.

Второй вопрос, с которым я столкнулась:

— Как же правильно нарисовать портрет человека?

Дети, как правило, рисуют кастрюльку, затем подрисовывают глазки и сверху полосочку волос.

— Какой на самом деле формы голова?

На самом деле голова — это овал похожий на яичко.

— Какой формы у нас глазки? (овал похожий на рыбку или семечку).

— Конечно! Это не круг, это другая форма!

И теперь самое интересное!

— Какого цвета бывают глаза? (Карие, серые, зеленые, синие и голубые).

Посмотрите друг другу в глазки, какого они цвета? Мы видим красные, фиолетовые или розовые? А вот девочкам очень хочется маме розовые глаза нарисовать, а нарисовав, думаем, что не так в портрете?

Если провести по брови против роста волос, то бровка встретится с носом.

— Теперь мы знаем, как изобразить глазки брови и нос, но где они находятся?

Научный факт: глаза у любого человека находятся посередине головы. А малыши часто на лбу рисуют! И чтобы не ошибиться, мы находим серединку овала и ставим туда пальчик и рисуем два мазочка с одной и другой стороны от пальца. Секрет «настоящих художников» раскрыт!

Нарисовав портреты Осени и Зимы, поняв, что нужно сделать, чтобы портрет получился, малыш очень быстро выполняет рисование овала, шеи, одежды и фона, и с удовольствием рисует знакомые черты.

Рисуя портрет, ребенок выбирает любимый цвет для фона, придумывает прическу, и даже если мама не носит заколки и украшения, часто на голове у нее появляются корона и любимые заколки.

Обстановка в изостудии располагает к творчеству, можно немного испачкать руки, заехать кисточкой с краской на стол, даже за разлитую на пол воду никто не ругает. Все бывает у «настоящих художников»!

Каждый «настоящий художник» мечтает о выставке собственных картин!

А в нашем детском саду есть такая возможность. В переходе между лестницами выставляются картины всех «самых настоящих художников».

Чтобы рисунок попал на выставку, ребенок очень старается. Для малыша большая честь, когда он показывает родителям свою картину в рамке и у всех на виду!

Литература:

  1. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Сокольникова Н. М. М.: 1999. — 368 с.
  2. Изобразительное искусство. 1–4 кл. Программа для общеобразовательных учреждений/ В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов ид р. — 4-е изд., дораб. — М.: Дрофа, 2011. — 46 с.
  3. Изобразительное искусство. Рабочие программы. И38 Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.]; под ред. Б. М. Неменского. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 128 c.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, лист бумаги, цвет, Какой цвет, изобразительное искусство, краска, линия горизонта, портрет, предмет, художник.

Ключевые слова

изобразительная деятельность дошкольников, преподавание основ живописного пейзажа, живописного портрета и живописного натюрморта

Похожие статьи

Игровые приемы на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» в 5–6-х классах

В статье обоснована необходимость применения в работе с современными школьниками различных игровых упражнений и приемов по развитию связной речи. Обозначены образовательные и практические цели изучения раздела «Лексика» в пятых и шестых классах общео...

Развитие математических представлений у дошкольников

Статья посвящена проблеме развития математических представлений у дошкольников. Рассмотрены современные требования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к математической подготовке дошкольнико...

Развитие творческой активности бакалавров педагогики в процессе изучения курса «Методика преподавания изобразительного искусства»

Статья раскрывает содержание, цель и задачи учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» на факультете начального образования в педагогическом вузе.

Формирование читательской грамотности будущего учителя начальных классов (из опыта работы)

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации проведения практической работы студентов при изучении междисциплинарных курсов «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах», «Д...

Проблема лексических навыков у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье описаны проблемы формирования лексических навыков у младших школьников. Представлены особенности использования речевого этикета на уроках русского языка в формировании лексических навыков у младших школьников. Указана особенность преподавани...

К вопросу о методике работы над художественным текстом на уроке РКИ

В статье рассматриваются вопросы методики, связанные с чтением художественного текста на уроке РКИ. На примере текста «Подвиг» представлена последовательность работы над текстом в рамках урока русского языка как иностранного на подготовительном факул...

Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы

В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чт...

Формы и методы совместной работы с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста

Статья представляет собой теоретический обзор современных форм и методов совместной работы дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста. Описаны такие формы и методы ...

Возможность применения интерактивного обучения в вокально-хоровой работе со студентами-хормейстерами

В статье представлен обзор интерактивных форм, методов и технологий обучения студентов-музыкантов применительно к вокально-хоровой работе студента-музыканта. Рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе в...

Читаем произведения Максима Горького на уроках РКИ

В статье представлена модель урока РКИ на основе рассказа Максима Горького «Макар Чудра». Кратко рассмотрены теоретические положения, обосновывающие целесообразность использования художественных текстов на уроках РКИ при обучении разным видам речевой...

Похожие статьи

Игровые приемы на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» в 5–6-х классах

В статье обоснована необходимость применения в работе с современными школьниками различных игровых упражнений и приемов по развитию связной речи. Обозначены образовательные и практические цели изучения раздела «Лексика» в пятых и шестых классах общео...

Развитие математических представлений у дошкольников

Статья посвящена проблеме развития математических представлений у дошкольников. Рассмотрены современные требования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к математической подготовке дошкольнико...

Развитие творческой активности бакалавров педагогики в процессе изучения курса «Методика преподавания изобразительного искусства»

Статья раскрывает содержание, цель и задачи учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» на факультете начального образования в педагогическом вузе.

Формирование читательской грамотности будущего учителя начальных классов (из опыта работы)

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации проведения практической работы студентов при изучении междисциплинарных курсов «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах», «Д...

Проблема лексических навыков у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье описаны проблемы формирования лексических навыков у младших школьников. Представлены особенности использования речевого этикета на уроках русского языка в формировании лексических навыков у младших школьников. Указана особенность преподавани...

К вопросу о методике работы над художественным текстом на уроке РКИ

В статье рассматриваются вопросы методики, связанные с чтением художественного текста на уроке РКИ. На примере текста «Подвиг» представлена последовательность работы над текстом в рамках урока русского языка как иностранного на подготовительном факул...

Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы

В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чт...

Формы и методы совместной работы с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста

Статья представляет собой теоретический обзор современных форм и методов совместной работы дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста. Описаны такие формы и методы ...

Возможность применения интерактивного обучения в вокально-хоровой работе со студентами-хормейстерами

В статье представлен обзор интерактивных форм, методов и технологий обучения студентов-музыкантов применительно к вокально-хоровой работе студента-музыканта. Рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе в...

Читаем произведения Максима Горького на уроках РКИ

В статье представлена модель урока РКИ на основе рассказа Максима Горького «Макар Чудра». Кратко рассмотрены теоретические положения, обосновывающие целесообразность использования художественных текстов на уроках РКИ при обучении разным видам речевой...

Задать вопрос