Музыкально-игровые технологии для детей дошкольного возраста в адаптационный период в дошкольном учреждении | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (4) март 2016 г.

Дата публикации: 27.02.2016

Статья просмотрена: 2289 раз

Библиографическое описание:

Шупикова, В. С. Музыкально-игровые технологии для детей дошкольного возраста в адаптационный период в дошкольном учреждении / В. С. Шупикова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 127-131. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/769/ (дата обращения: 16.11.2024).



В течение жизни человек много раз меняет свой статус индивида, попадая в различные микросоциальные условия. Каждый раз ему необходимо вырабатывать для этих условий новые формы поведения, строить новые отношения, принимать новые обязанности. Адаптация (приспособление) — это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Механизмы адаптации определяют много аспектов: социальный, педагогический, сенсорный, физиологический, психологический и другие). Поэтому сложность адаптации выдвигает необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих приспособлению к новым условиям и наоборот, замедляющих и мешающих адекватно приспосабливаться. Обратимся к особенностям детской психической настроенности и определенным фактором детского организма — они далеко не безграничны — длительное напряжение, и связанное с ним переутомление и утомление, могут организму ребенка стоить немалых затрат психического и физического здоровья.

Успешность адаптации во многом определяется состоянием и группой здоровья ребенка. значительно легче проходит адаптация у детей, которые имеют опыт социализации в детском обществе, привыкшие к длительному пребыванию в коллективе. Иногда ребенок может проявлять и неадекватные возрасту реакции: чрезмерное возбуждение, агрессия или наоборот, заторможенность, вялость, нежелание взаимодействовать, депрессивные проявления.

Таким образом, первостепенными задачами в период адаптации являются:

 создание для гибкого, щадящего режима в адаптационный период

 краткосрочность первичных, начальных пребываний

 гуманизация всех механизмов адаптации

 отсутствие психотравмирующих ситуаций

 положительные эмоции

Огромный вклад вносят в облегчение периода адаптации музыкальная деятельность, и в частности, музыкально-игровая форма деятельности, входящая в непосредственно-образовательную музыкальную область. Музыкальная деятельность под систематизированным руководством музыкального руководителя способна сопровождать и облегчать прохождение различных форм адаптации, оптимизировать положительный эффект за счет музыкальных подвижных, музыкально-дидактических игр, которые восстанавливают социально-психологический статус, способствую выработке адекватных форм поведения, устанавливаются в естественной музыкально-игровой деятельности и благоприятной творческой обстановке контакт со сверстниками и взрослыми.

Музыкальная деятельность в период адаптации строится на принципах игры, доступности, постепенности. В музыкальной деятельности выделяются виды игр, способствующих ускорить и облегчить процесс адаптации ребенка в микросоциуме.

Выделяют следующие виды игры:

 игры-знакомства

 игры предметно-пространственные

 игры социально-адаптационные

Всю музыкально-игровую деятельность в период адаптации обозначим как музыкальную игротерапию.

Музыкальная игротерапия направлена на стабилизацию психического состояния ребенка, снижение уровня тревоги, поднимает эмоциональный положительный фон и настрой. Возможно применение в музыкально-игровой деятельности применение дидактического материала, шумовых, ритмических и музыкальных инструментов, все атрибуты, способные внести яркость, необычность восприятия и привлекательность в игровую деятельность детей. Особо нуждаются в применении музыкальной игротерапии в период адаптации для ее эффективности дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с ослабленным здоровьем, со сложным дефектом в развитии, также в музыкальной игротерапии особо остро нуждаются дети с социально сложной историей. Процесс адаптации таких детей будет проходить более мягче, менее конфликтно, дети быстрее выходят на контакт, социализируются, принимают нормы поведения в определенном микросоциуме, становятся отзывчивее, уравновешеннее. В момент общения со взрослым и сверстниками ребенок чувствует себя нужным, важным, востребованным, социально-обустроенным — свободно выходит на контакт, играет, поет или подпевает, играет на музыкальных инструментах и в музыкальные игры, танцует и двигается. Происходит важный момент — формирование собственной творческой деятельности, укрепление «Я», стимулируется активность ребенка, его контактов с окружающими, что и является ведущим моментом в адаптации ребенка в микросоциуме. Хочу предложить вашему вниманию, уважаемые педагоги и специалисты примерный перспективный план музыкальной игротерапии, успешно используемой в период адаптации ребенка в дошкольном учреждении.

Играйте со своими детьми, доставляйте им радость. Минуты общения со взрослым подарят ребенку минуты радости, веселья, детского счастья, вашего внимания и ощущения любви, симпатии, приятия, защищенности! Дети ответят искренней детской любовью!

Рекомендую в завершении адаптационного периода у детей провести небольшой семейный праздник, на который можно пригласить сотрудников дошкольного учреждения, специалистов. Удачной формой детской творческой деятельности будет концерт, сопровождающийся сюрпризами, играми, аттракционами, но построен праздник должен быть на знакомом детям материале.

Необходимым условием проведения праздника является активное участие всех присутствующих во всех видах музыкальной деятельности. Такое соучастие взрослых и детей усиливает радостные чувства детей, им будет особенно уютно и комфортно среди ставших им близкими людьми. Педагогическая и терапевтическая ценность музыкальной игротерапии заключается в том, что дети увлечены вместе с близкими взрослыми общей близкой детскому развитию деятельностью, объединены общим музыкальным творчеством, музыкальными играми, переживаниями. В результате создается естественный благоприятный климат внутри детского коллектива. Праздник не должен требовать от детей больших эмоциональных затрат и переживаний, а от взрослых — сложной подготовки. Стрессовая ситуация должна быть исключена. После основной музыкально-игровой программы целесообразно перенести праздник в групповую комнату и организовать под веселую музыку чаепитие, но без утомления детей длительностью праздника.

Примерный перспективный план музыкальной игротерапии в адаптационный период.

Первый этап адаптации — подготовительный, который подразумевает включение ребенка в микросоциум, микроколлектив на короткое время. Важно в этот период накопление позитивных эмоций для положительного эмоционального фона.

Музыкально-игровая технология

Цель игры

1

«Ласковая цепочка»

Определить степень включенности в новый социум.

2

«Музыкальные игрушки»

Знакомство средствами музыкальной деятельности со сверстниками. Определение музыкальных вкусов ребенка.

3

«Волшебная погремушка»

Определить степень развития пространственных ориентировок.

4

«Тишина и шум»

Определить уровень двигательной активности.

5

«В гости к музыкальным игрушкам»

Определить степень комфортности в новом для ребенка социуме.

6

«Игра в чихалочки»

Установление средствами музыкальной игротерапии степень вербального и невербального контакта.

7

«Прогулка»

В музыкальной игре используются контрасты темпа и динамики.

8

«Кто как идет»

Средствами музыкальной игротерапии адаптировать детей к изменениям ритма, темпа, смены музыкальной деятельности.

«Ласковая цепочка»

Содержание: дети сидят на ковре в комфортной обстановке, сопровождающейся музыкой. Взрослый подает команды: погладим друг друга по голове, поздороваемся за ручки, улыбнемся и т. п. Как по цепной реакции дети активно включаются в игру, занимаясь поглаживаниями друг друга, ожидания следующей веселой команды.

«Музыкальные игрушки»

Содержание: дети под руководством музыкального руководителя организуют сюжетные действия с игрушками, после чего предлагает с любимой игрушкой потанцевать. Ребенок по показу и с помощью взрослого выполняет простейшие танцевальные действия.

«Волшебная погремушка»

Содержание: музыкальный руководитель предлагает поиграть с шумовыми или музыкальными инструментами, в ходе чего знакомит детей с определенным инструментом — бубном, маракасами, погремушкой, «шумелкой». Дети стараются ритмично подыграть взрослому. После музыкальный руководитель переключает внимание детей: прячет инструмент и предлагает найти веселую подружку-погремушку. Дети ищут по залу инструмент, после чего погремушка играет с ребятами в «догонялки» под музыку.

«Тишина и шум»

Под веселую музыку дети шумят, играют, выполняют движения по показу музыкального руководителя. Звучит музыка «дождика», дети прячутся от «дождя» со взрослым под большим ярким зонтом и отдыхают под спокойную музыку «капелек-дождинок» или спокойную мелодию, «слушают тишину».

«В гости к музыкальным игрушкам»

Содержание: музыкальный руководитель предлагает детям музыкальные игрушки, на которых дети по показу музицируют. Далее музыкальный руководитель начинает играть на любом инструменте. Ребенок выбирает любую понравившуюся игрушку и подыгрывает взрослому.

«Игра в чихалочки»

Содержание: вместе с музыкальным руководителем дети располагаются в комфортной обстановке и выполняют по показу взрослого движения, повторяя за музыкальным руководителем песенку:

«Я щекотки не боюсь, только весело смеюсь,

Ха-ха-ха! Хи-хи-хи! Ап-чхи! Ап-чхи!

Я чихаю, я смеюсь, но щекотки не боюсь!

Ха-ха-ха! Хи-хи-хи! Ап-чхи! Ап-чхи!»

«Прогулка»

Содержание: дети стоят в одной стороне зала и проговаривают слова:

«Скучно, скучно так сидеть

Друг на друга все смотреть.

Не пора ли прогуляться?

Друг за дружкой погоняться!»

Дети бегут на противоположную сторону зала, где их встречает музыкальный руководитель и занимают стульчики.

«Кто как идет»

Содержание: выполнять по тексту и по показу музыкального руководителя движения под музыку: «Наденем на ножки новые сапожки

И пойдем гулять, — дождик догонять!

Большие ноги идут по дороге!

Маленькие ножки бегут по дорожке!

Бежали лесочком, прыгали по кочкам:

Прыг да скок, прыг да скок!

Прибежали на лужок! Сели дружно все в кружок!

Второй этап адаптации — основной. В данный период наиболее важна роль взрослого для создания доброжелательных отношений, доверия. У детей формируется на этом этапе чувство физической и психической защиты.

Музыкально-игровая технология

Цель игры

1

«Мой младший друг»

Определить степень включенности в новый социум. Создать социальную ситуацию: окружить младших детей вниманием, лаской, любовью.

2

«Знакомство»

Знакомство средствами музыкальной деятельности со сверстниками. Определение музыкальных вкусов ребенка. Установление контактов между детьми.

3

«Наш веселый оркестр»

Определить степень развития музыкально-ритмических движений у детей.

4

«Король горы»

Определить уровень двигательной активности.

5

«Эстафета с воздушным шариком»

Определить степень комфортности в новом для ребенка социуме.

6

«Таря-маря»

Установление средствами музыкальной игротерапии степень вербального и невербального контакта.

7

«Послушный барабан»

В музыкальной игре используются контрасты темпа и динамики.

8

«Веселый карнавал»

Средствами музыкальной игротерапии адаптировать детей к изменениям ритма, темпа, смены музыкальной деятельности.

«Мой младший друг»

Содержание: пригласить в музыкальный зал детей старших групп поиграть с малышами. Младшие дети подражают старшим, после чего старшие дети садятся с малышами на ковер и в «микрофон» (игрушечный) говорят добрые слова в адрес каждого младшего ребенка.

«Знакомство»

В музыкальный зал пригласить детей старших групп. Старшие дети приглашают младших детей на танец. Под веселую музыку дети вместе танцуют. Можно имитировать танцевальные движения детей старшей группы по показу. В конце дети благодарят друг друга, говорят друг другу добрые пожелания. Дети старшей группы провожают малышей из музыкального зала в сопровождении взрослого в групповую комнату.

«Наш веселый оркестр»

Малышам нравится «подмурлыкивать» песенки. Детям предложить музыкальные инструменты, или шумовые. По показу музыкального руководителя организуется веселый оркестр. Детям активно помогает взрослый.

«Король горы»

Понадобятся легкие яркие модули-матрацы, модули-подушки, из которых выкладывается «горка». Модули-подушки представляют собой «подножие горы». Но горе музыкальный руководитель кладет музыкальный инструмент или игрушку. Дети под веселую музыку двигаются по залу с музыкальным руководителем. По сигналу пытаются взобраться на «гору» и достать первым музыкальный инструмент, «шумелку», или игрушку. Кто первый достанет, тот играет на нем под аплодисменты.

«Эстафета с воздушным шариком»

Содержание: по залу разбросаны воздушные шарики. Дети сидят в определенной части музыкального зала в ожидании без музыкального сопровождения. Как только зазвучала веселая музыка, каждый ребенок пытается докатить свой выбранный шарик к финишу, стоя на четвереньках (шарик можно толкать, дуть на него — применять любые действия для его продвижения к финишу)

«Таря-маря»

Содержание: дети в музыкальном зале располагаются сидя паровозиком. Поглаживают друг другу спинку под спокойную музыку с речевым сопровождением:

«Таря-маря в лес ходила (изображают ходьбу пальчиками),

Шишки ела, нам велела (легкое пощипывание),

А мы шишки не едим (легкое постукивание кулачками)

Таре-маре отдадим! (обняли впереди сидящего и развернулись в другую сторону)

Игра повторяется.

«Послушный барабан»

Содержание: по периметру ковра в музыкальном зале разложены яркие круги. Выбирается ведущий, за которым с помощью музыкального руководителя дети двигаются «змейкой» по всему залу. Музыкальный руководитель сопровождает ходьбу отбиванием ритма в барабан. По сигналу дети разбегаются и занимают место в круге. Игра повторяется.

«Веселый карнавал»

Содержание: дети наряжаются в маски разных животных. Исполняется под сопровождение музыкального руководителя ранее разученная песня (про кошечку, зайчика, медвежонка и т. п.) То герой, о ком поется выходит и имитирует определенные движения.

Третий этап адаптации — заключительный. Продолжать формировать систему адаптационных механизмов, развивать положительные привычки и положительные ситуации, комфортные для пребывания ребенка в новом социуме.

Музыкально-игровая технология

Цель игры

1

«Музыкальная сказка»

Определить степень развития речи.

2

«Потешка»

Выявить в ходе музыкально-игровой деятельности уровень развития координации движений.

3

«Пузырек»

Определить степень развития музыкально-ритмических движений у детей.

4

«Здравствуй, киска»

Развивать умение играть в коллективе. Развивать элементарные чувства ансамбля, способностей слушать и слышать, тембровый слух.

5

«Угадай, что звучит»

Развивать средствами музыкальной игротерапии сенсорную основу слухового компонента.

6

«На бабушкином дворе»

В музыкальной деятельности развивать простейшие формы двигательной фантазии. Применять диалогические музыкально-игровые формы и музыкально-речевые игры.

7

«Наш паровозик»

В музыкальной игре используются контрасты темпа и динамики.

8

«Веселый бубен»

Средствами музыкальной игротерапии развивать музыкальные способности. Развивать умения элементарного музицирования.

«Музыкальная сказка»

Музыкальный руководитель рассказывает детям знакомую сказку, сопровождая рассказ игрой на фортепиано. Дети в определенных моментах сказки вместе со взрослым воспроизводят простейшие ритмические сочетания (хлопки, шлепки, цоканье языком), а также извлекают звуки с помощью предложенных шумовых инструментов.

«Потешка»

В игровой форме дети повторяют по показу музыкального руководителя содержание потешки:

«Из-за леса, из-за гор, едет дедушка Егор («скачут» на лошадке),

Жена на коровке, дети на телятках,

Внуки на козлятках! Ехали, ехали…В ямку бух! (садятся на пол)»

«Пузырек»

Дети двигаются по залу в различных направлениях, можно парами под спокойную музыку. Как только заиграла веселая мелодия, дети выстраиваются с помощью музыкального руководителя в круг и играют, сужая и расширяя круг:

«Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,

Раздувайся, большой, да не лопайся! (хлопают дружно в ладоши)»

«Здравствуй, киска»

Музыкальный руководитель выбирает «киску», ребенку одевают «шапочку кошки» и по показу выполняют соответственные тексту движения. Музыкальный руководитель может показывать движения, используя игрушку кукольного театра:

«Здравствуй, киска, как дела?

Что же ты от нас ушла?

Киска: Не могу я с вами жить!

Негде хвостик положить!

«Здравствуй, киска, как дела?

Что же ты от нас ушла?

Киска: Ходите, зеваете!

На хвостик наступаете!»

«Угадай, что звучит»

За ширмой настольного театра музыкальный руководитель прячет музыкальные и ритмические инструменты. Музыкальный руководитель поет:

«Кто-то в домике живет? Кто-то в домике поет?

Ай, люли, вот поет! Ай, люли, вот поет!»

Потом издает звуки определенным инструментом. Дети отгадывают, какой инструмент звучал и потом поют с музыкальным руководителем знакомую попевку или потешку, сопровождая пение игрой на этом музыкальном инструменте.

«На бабушкином дворе»

Музыкальный руководитель предлагает детям набор музыкальных игрушек и под музыку все вместе музицируют, сопровождая игру и звукоподражанием и имитацинными характерными движениями:

«Повстречались два котенка: мяу, мяу!

Повстречались два щенка: гав, гав, гав!

Повстречались жеребята: и-го-го!

Два тигренка: р-р-р! Два бычка: му-у, му-у!

«Наш паровозик»

Построить с детьми паровозик из стульев или ярких модулей, под музыку изображать езду на паровозике, когда остановка, выходить «гулять на полянку», и изображать определенного животного.

«Деток поезд к нам везет, в лес и на полянку,

Будут дети там гулять, повстречают…(зайку, мишку, лисичку, мышку, птичку, оленя)»

«Веселый бубен»

Дети рассаживаются и по одному исполняют игру на музыкальном инструменте — бубне:

«Поиграй-ка…(имя ребенка) в бубен,

Мы в ладоши хлопать будем!

Поиграй веселей, посильнее в бубен бей!

Ай-да, …(имя ребенка), как играет,

Как ладошкой ударяет!

Поиграл, вот и все,

Бубен …(имя ребенка) отнесет!»

Если использовать музыкальную игротерапию систематически, адаптационный период будет значительно облегчен — ребенок почувствует, что его понимают и принимают, ему не навязывают специальные поведенческие навыки, а в игровой форме дают возможность «проживать» волнующие ситуации в новом социуме, где взрослые поддерживают его. Дети приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество

В заключении отмечу, использование музыкальной игротерапии в адаптационный период детей в дошкольном образовательном учреждении, несомненно, повысит эффективность и качество адаптации детей и снимет вопросы об отрицательных последствиях адаптационного периода.

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальный руководитель, ребенок, музыкальная деятельность, игра, адаптационный период, веселая музыка, музыкальный зал, взрослый, музыкальный инструмент, период адаптации.

Похожие статьи

Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Современные подходы к формированию эстетических чувств у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Реализация педагогических условий формирования безопасного поведения в цифровом пространстве у детей старшего дошкольного возраста

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности)

Практические возможности интеграционного обучения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Современные подходы к формированию эстетических чувств у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Реализация педагогических условий формирования безопасного поведения в цифровом пространстве у детей старшего дошкольного возраста

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности)

Практические возможности интеграционного обучения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Задать вопрос