Практические возможности интеграционного обучения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (150) апрель 2017 г.

Дата публикации: 25.04.2017

Статья просмотрена: 414 раз

Библиографическое описание:

Абдусаматова, Н. Практические возможности интеграционного обучения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста / Н Абдусаматова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 429-430. — URL: https://moluch.ru/archive/150/39746/ (дата обращения: 16.12.2024).



Practical possibilities of integration teaching in spiritual-moral upbringing of pre-school age children are searched here.

Формирование чувства патриотизма, национального достоинства, преданности своему народу и Родине, их почитание являются, как это указано в «Государственных требованиях к воспитанию детей младшего школьного возраста», основой духовно-нравственного воспитания, ибо невозможно реализовать воспитание без духовности, а духовность без воспитания.

Всестороннее, гармоничное развитие детей младшего школьного возраста должно предполагать ознакомление детей с неиссякаемым источником народного гуманизма, с общечеловеческими ценностями.

Как было отмечено первый Президент Республики Узбекистан И. А. Каримовым, нравственность, духовность должны быть использованы соответственно целям и задачам воспитания в духе патриотизма, любви к народу. Духовность является основой нравственности. Нравственность человека-это не просто этика общения, это, прежде всего, справедливость, честность и добропорядочность [3].

Духовно-нравственное воспитание является критерием определения уровня использования личностью общечеловеческих ценностей, созданных народом и обществом, для своего нравственного совершенствования.

Эффективность духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в значительной степени может быть обеспечена путём интегрирования процесса обучения. Важное место в этом процессе принадлежит интеграции дошкольного образования.

Являясь наглядной системой образования, интерактивное обучение изучает тайны формирования мастерства применения наглядности на основе углубления и расширения знаний. Наглядная система обучения строится на основе разных типов, форм, методов, объектов.

Наглядное обучение характеризуется методом и средствами интегрирования, местом в учебном плане, количеством времени, уровнем усвоения занятия учащимся, целенаправленностью и разнообразиям функции.

«Интеграция объединяет в единое целое цели и критерии обучения» [2].

Академик И. П. Павлов отметил, что «обучение состоит из связи, мышления сознания и знаний» [1]. По его мнению, межпредметная связь являются объективным отражениям неразрывной связи между природой и обществом. Следовательно, взаимосвязь является характерной чертой, особенностью событий, и явлений окружающего мира. Сущность любого события, явления определяется путем установления его связей с другими предметами и явлениями. В процессе обучения воспитатель и вместе с ним дети выражают свои знания, умения, способности через логическую систему путем использования дедукции, индукции, синтеза, обобщения, конкретизации и сравнения. нятия, проводимые в дошкольных образовательных учреждениях, имеют интерактивный характер. Это обстоятельство показывает широкие возможности дошкольных образовательных учреждений для интеграции содержания обучения.

При интеграции занятий необходимо обратить внимание на близость их тем, их взаимодополняемость. Организуемые в дошкольных учреждениях занятия (развитие речи, изобразительная деятельность, ознакомление с природой, ознакомление с окружающим миром, музыка, физическая культура, математика) обеспечивают физическое, умственное, духовно-нравственное совершенствование детей. Именно на таких занятиях формируются всякие морально — этические качества, такие как правдивость, честность, патриотизм, бесстаршие, почитание, любовь к прекрасному, охрана природы. Интегрирование занятий обеспечивает эффективность духовно-нравственного воспитания, с одной стороны и цельность новых знаний и представлений, с другой.

Подготовлена типовая опорная программа «Болажон», в которой совершенствованы нормы развития образования в дошкольных образовательных учреждениях. В настоящее время программой предусмотрено 11 занятий. В связи с этим возникает вопрос: «Способствует ли увеличение количества учебных занятий росту уровня знаний учащихся?». С этим вопросом мы обратились к опытным воспитателям детских образовательных учреждений и получили ответ следующего содержания: «С увеличением количества учебных занятий приходится размельчать дидактический материал, увеличивается количество повторяемости программного материала, что, естествешю, приводит к снижению интереса к обучению».

С целыо экспериментальной проверки нами было организовано интегрированное занятие по развитию речи, ознакомлению с природой, изобразительному искусству, музыке по теме «Ознакомление с домашними животными». Перед занятием были поставлены цели развития речи и мышления детей путём ознакомления с домашними животными с чтениям стихотворений, песен, загадок; развитиям чувства любви к природе, формированиям чувства прекрасного через изобразительное искусство и музыку.

В ходе занятия мы ознакомили детей с домашними животными, с их видами и строением, образом жизни, условиями их содержания; дети рассказывали стихотворения, скороговорки, загадки, слушали рассказы о них. В конце занятия предложили нарисовать домашних животных.

Завершилось занятие вопросо-ответной беседой о домашних животных, об их пользе для человека, об образе их жизни. Интегоация занятия позволила обеспечить заинтересованность детей, дать мотивацию к учению, в значительной степени сэкономить время, что в итоге оставило для детей свободное время для занятия любимым делом.

Таким образом, интеграция содержания образования в большей степени обеспечивает эффективность духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в целях формирования у них уважительного отношения к общечеловеческим ценностям путём использования текстов, стихотворений, пословиц, рассказов.

Для достижения поставленных целей считаем целесообразным разработать научно-педагогические основы интегрирования учебных занятий в процессе обучения, создать новое поколение интегрированных учебных программ и учебно-методических пособий, осуществить интеграцию сожержания обучения

Литература:

  1. Жураев Р. Зуннунов А. «Таълим жараёнида ўқув фанларини интеграциялаштириш омиллари» Т. «Шарк». 2005.
  2. Хасанбоев Ж., О. Хасанбоева ва бошк. Педагогикадан изоҳли луғат. – Т. 2009.
  3. Каримов И. А. Маънавий юксалиш йўлида: Тарих. Маърифат. Маънавият. – Т.: Ўзбекистон, 1998. – 480 б.
Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное воспитание, развитие речи, домашние, дошкольный возраст, духовно-нравственное воспитание детей, животное, занятие, изобразительное искусство, младший школьный возраст, ознакомление, окружающий мир, процесс обучения.


Похожие статьи

Проблемы внедрения православного компонента в духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в общеобразовательных учреждениях

Критерии духовно-нравственного развития субъектов образовательного процесса в специализированных кадетских классах

Условия успешности нравственно-полового воспитания подростков при взаимодействии школы и семьи

Возможности использования историко-педагогического опыта внешкольного образования в современной теории и практике дополнительного художественно-эстетического образования детей

Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Актуальность нравственно-патриотического и социального воспитания дошкольников в контексте современного обновления дошкольного образования (из опыта работы)

Нормативно-правовые основы организации работы ДОО и социального окружения детей старшего дошкольного возраста по проблеме нравственного воспитания

Педагогический опыт по совершенствованию процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Педагогические условия формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

Похожие статьи

Проблемы внедрения православного компонента в духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в общеобразовательных учреждениях

Критерии духовно-нравственного развития субъектов образовательного процесса в специализированных кадетских классах

Условия успешности нравственно-полового воспитания подростков при взаимодействии школы и семьи

Возможности использования историко-педагогического опыта внешкольного образования в современной теории и практике дополнительного художественно-эстетического образования детей

Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Актуальность нравственно-патриотического и социального воспитания дошкольников в контексте современного обновления дошкольного образования (из опыта работы)

Нормативно-правовые основы организации работы ДОО и социального окружения детей старшего дошкольного возраста по проблеме нравственного воспитания

Педагогический опыт по совершенствованию процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Педагогические условия формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

Задать вопрос