В данной статье рассмотрено, что духовно-нравственное воспитание личности является важной педагогической проблемой. Духовно-нравственное воспитание личности средствами узбекской художественной литературы может решить проблемы личностного, гуманитарного и профессионального становления специалиста или устранить позицию отчуждения от литературы, свойственную значительной части молодежи в настоящее время и обогатить педагогическую практику еще одним способом эффективного управления воспитанием учащихся.
Ключевые слова: личность, узбекская художественная литература, духовно-нравственное воспитание.
This article describes that spiritual and moral education of the individual is an important pedagogical problem. Spiritually-moral education of the individual by means of Uzbek literature can solve problems of a personal, human and professional formation of a specialist or eliminate a position of alienation from the literature, typical of a significant portion of youth in the present and enrich teaching practice another way of effective management of the education of students.
Keywords: personality, Uzbek literature, spiritual and moral education.
Духовно-нравственное воспитание является важной педагогической проблемой, во-первых, в связи с приоритетностью задачи воспитания будущих специалистов, поставленной в Национальной программе по подготовке кадров, во-вторых, в связи с возрастанием гуманистической и социальной роли специалистов в общественной жизни республики.
Духовно-нравственное воспитание личности средствами узбекской художественной литературы может решить сразу две проблемы личностного, гуманитарного и профессионального становления специалиста: устранить позицию отчуждения от литературы, свойственную значительной части молодежи в настоящее время и обогатить педагогическую практику еще одним способом эффективного управления воспитанием учащихся.
Основой такого управления должна стать конкретная педагогическая концепция или система, содержанием которой является обоснование, раскрытие и практическая проверка педагогического инструментария, позволяющего привести в действие механизм воздействия узбекской художественной литературы на процесс духовно-нравственного воспитания.
Данная система должна, прежде всего, опираться на новое содержание понятий «духовность» и «духовно-нравственное воспитание» в отличие от прежнего «нравственное воспитание». Новизна трактовки заключается в том, что понятие связывается с социальной функцией воспитания и его социализирующей роли в формировании личности. Также словосочетание «духовно-нравственное воспитание» подразумевает опору на современные идеологические и духовные ценности науки, учет национальных особенностей и направленность на всестороннее развитие личности. Можно утверждать, что перечисленные компоненты с достаточной полнотой представлены в произведениях узбекской художественной литературы, так как все они воплощаются в национальном творчестве. Богатейшее литературное наследие узбекского народа, начиная с эпических литературных памятников и кончая произведениями наших современников, не только несет в себе высокое духовно-нравственное начало, но и отражает особенности национальной ментальности — этикет, преобладающие моральные ценности, особенности жизненного уклада, отношение к религии, культ семейных и коллективных отношений. Следовательно, узбекская художественная литература, содержит в себе духовно-нравственные представления, ситуации и ценности, близкие учащимся, что делает ее мощным и во многом незаменимым средством духовно-нравственного воздействия на молодых людей.
Термины «духовно-нравственное воспитание», «духовно-нравственное развитие» имеет более широкое значение, чем ранее употребляемое понятие «воспитание» с его разделением на трудовое, нравственное, эстетическое и физическое. Оно является понятием более синтетическим, направленным на формирование всесторонне развитого человека, для которого свойственны синтетические широкие познания явлений и окружающего мира, высокая нравственность, овладение профессиональными навыками и культурно-гуманистическими ценностями, способность к рефлексии, творчеству, непрерывному самосовершенствованию.
В практике вузов республики, проводится весьма объемная и содержательная внеаудиторная работа. Однако общее количество проводимых мероприятий и участие в них студентов еще не дают представление об уровне их духовно-нравственного развития, о мере воздействия внеаудиторных форм работы на внутренний мир будущих специалистов.
Ввиду особенностей функционирование вузов, где согласно Национальной программе по подготовке кадров осуществляется тесная связь науки с процессом обучения и воспитания в сфере воспитательной работы, как ни в какой другой, важен процесс периодической диагностики уровня воспитанности студентов. Диагностирование, планирование и прогнозирование является неотъемлемой частью не только учебного, но и воспитательного процесса и высококвалифицированные кадры высшей школы имеют все основания и возможности для их осуществления.
Ввиду сложности задачи определение критериев духовно-нравственной воспитанности студентов, неоднозначности научных мнений по данному вопросу, новые научные теории о показателях исследуемой величины как комплекса рефлексивных, коммуникативных, творческих и аксиологических устремлений личности позволил автору разработать, применить и рекомендовать преподавателям высшей школы свою систему диагностического оценивания. В ней в соответствии с психологическими компонентами процесса духовно-нравственного воспитания «знание — отношение — деятельность» были выделены критерии осознанности духовно-эстетических и моральных факторов, ценностно-ориентационные и ценностно-преобразующие параметры, качества нравственно-созидательной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание студентов является актуальнейшей проблемой педагогической науки в целом и системы высшего образования во всем мире. Художественная литература является одним из важнейших факторов, естественно входящим в структуру духовности и духовно-нравственного воспитания.
Литература:
1. Каримов И. А. Наша главная цель — воспитать подрастающее поколение физически и духовно совершенным// Мирная жизнь и безопасность страны зависят от единства и твердой воли нашего народа. Т.12. — Ташкент: Ўзбекистон, 2004.
2. Национальная программа по подготовке кадров// Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. — Ташкент: Шарқ, 1997.
3. Абдираззаков А. А. Национальные духовные ценности и их место в самосознании нации: Автореф. дис. … канд. филос. наук. — Ташкент, 1995. — 24 с.
4. Абдурахимов Б. Социодинамика художественной культуры Узбекистана: Автореф. дис. … докт. искусствовед. наук. — Ташкент, 2000. — 44 с.
5. Уста-Азизова Д. А. Научно-педагогические основы духовно-нравственного воспитания учащихся во внеаудиторное время (на материалах художественной литературы Узбекистана): Дис. … канд. педаг. наук. — Ташкент, 2007.