Проблема целостного развития личности будущего педагога, учителя – одна из важных в государственной кадровой политике. Методологической основой решения проблемы являются соответствующие современные методологические разработки, определенный передовой отечественный и зарубежный педагогический опыт.
Исследование личности будущего учителя должно базироваться на новейших достижениях науки о человеке, на концепциях о человеке-личности, применимых в некоторых науках, прежде всего в социологии, философии, психологии и педагогике.
Педагогический процесс целостного развития личности будущих учителей мы рассматриваем как комплексное, многомерное явление, непрерывное, системное, строго организуемое, конкретно продуктивное, требующее определенных условий, прежде всего стимулирующих, проблемно-постановочных, организационных, временных, информационно-познавательных, активизирующих и потенцирующих, закрепительно-повторительных, оценочно-аналитических и контрольно-итоговых. Можно выделить следующие компоненты педагогического процесса: мотивационный — с разработкой схемы мотивационного настроя студентов — будущих учителей на социально-личностный смысл предстоящей педагогической деятельности; содержательный – содержание педагогического процесса, его уровни, факторы, от которых зависит совершенствование содержания; операциональный, его зависимость также от ряда факторов.
В педагогическую систему целостного развития личности будущего учителя включаются следующие этапы этого процесса: мотивационно-установочный, направленный на целостное развитие личности будущего учителя. Здесь можно выделить учебно-познавательную и познавательно-потребностную деятельность по интересу и способностям профессиональной направленности, накопление профессионально-педагогических знаний по интересу и потребности, самостоятельное приобретение студентами профессионально-педагогических и других знаний, интеллектуально-творческая работа будущих учителей; углубление и расширение, систематизация и обобщение знаний о личности будущего учителя, в частности, ее развитии и самосовершенствовании; актуализация и социализация личностных и профессионально-педагогических качеств, свойств и способностей в социально значимой деятельности в вузе, в период педагогической практики в школе; обогащение собственно-информационного педагогического «банка» и методической «копилки»; самовоспитание самосовершенствования студентов, прежде всего личностного и профессионального; самопрогнозирование и планирование работы над собой, своей личностью; подведение итогов и обобщение результатов целостного развития личности будущего учителя с подключением к этому «Я»-концепции. В ходе реализации этих этапов проводятся лекции, беседы, семинары, коллоквиумы, самостоятельные работы для студентов.
Активизируется работа студентов с книгой и различными источниками целевой информации.
Большое внимание уделяется определенным периодическим и цикловым теле- и радиопередачам, их обсуждению.
В обязательном порядке предусматриваются методы самоорганизации – регуляции — контроля — анализа — оценки, а также — поощрительные (одобрение, похвала, положительный отклик, улыбка преподавателя, одобрительные междометия и т. д.).
Задания, поручения и социально полезные дела предлагаются студентам по интересу, способности и с учетом уровней общей и конкретно педагогической подготовленности (теоретического, теоретико-практического и собственно практического характера).
В содержание педагогической практики включаются новые темы и направления: отношение студентов к педагогической практике; какие личностные и профессиональные качества, свойства и способности проявляются; как и на сколько открылась нравственно-этическая сторона личности, в частности, педагогическая этика; обнаружился ли общий кругозор, в том числе эстетический, художественный; проявилось ли педагогическое творчество (педагогические новации, методические находки); предельно ли актуализировались и социализировались системные качества личности и профессионально-педагогическая подготовка; каково общее эмоциональное состояние практиканта; как в ситуации педагогической практики действует его «Я»-концепция.
Педагогические основы целостного развития личности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки — необходимые теоретико-педагогические ориентиры практического решения проблемы, среди них особенно значимыми являются такие, как методолого-педагогические, целеполагающие, структурно-системные, учебно-содержательные, организационно-педагогические, процессуально-педагогические, методические, функционально- и социально-педагогические, результативно-итоговые и оценочные.
Основополагающим руководством в решении проблемы целостного развития личности будущего учителя служит Национальная программа по подготовке кадров, в частности педагогических, в Республике Узбекистан.
Литература:
- Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Ташкент. 1997. – с.63
- Азизходжаева, Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство-Т.,2005.
- Азизходжаева, Н. Н. Педагогические технологии в подготовке учителя –T.,2000.
- Ковалёв, А. Г. Личность воспитывает себя. -М., 1983
- Харламов, И. Ф. Педагогика. –М.: Гардарики, 1999.