Педагогические условия самореализации будущего учителя в процессе педагогической практики
Автор: Бауэр Виктория Викторовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 2389 раз
Библиографическое описание:
Бауэр, В. В. Педагогические условия самореализации будущего учителя в процессе педагогической практики / В. В. Бауэр. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/572/ (дата обращения: 24.12.2024).
Гуманистическая направленность образования меняет традиционное представление о цели образования как формировании «систематизированных знаний, умений и навыков», а важной задачей ставит обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации. Образованность личности сегодня - это ее развитая способность к самоисследованию и самосовершенствованию собственных сил с тем, чтобы адекватно природному предназначению и социальным запросам найти свое место в жизни, всесторонне самореализоваться, утвердить себя в обществе и выбранной профессии.
Педагогическая практика важнейшее звено в системе профессиональной подготовки будущего учителя. Она является видом практической деятельности студентов, специфика которой заключается в том, что именно в ней в большей степени можно наблюдать идентификацию с профессиональной деятельностью. Она является связующим звеном между теоретическим обучением будущих учителей и их самостоятельной работой в учреждениях образования. Практика– это прежде всего процесс овладения различными видами профессиональной деятельности, в котором преднамеренно создаются условия для самопознания, самопризнания и самоопределения студента в различных профессиональных ролях и формируется потребность в самосовершенствовании и самореализации.
Период практики становится качественно новой ступенью в образовательном процессе, способствующий личностно-профессиональному развитию студента, так как важнейшим «инструментом» деятельности все заметней становится личностная позиция студента, содержание и средства педагогической деятельности. Поэтому общая цель практики определяется как формирование профессиональных умений и навыков, развитие личностных свойств и качеств, а также формирование потребностей в самосовершенствовании в учебно-профессиональной деятельности.
Важнейшей особенностью всех этих компонентов является их направленность на профессионально-личностное развитие, то есть на самореализацию личности будущего учителя.
Под самореализацией личности будущего учителя мы понимаем процесс, направленный на осознание, выявление и проявление своих индивидуальных и профессиональных возможностей, осуществление планов, обеспечивающих достижение наивысших результатов в учебно-профессиональной деятельности и утверждение себя не только как личности, но и как профессионала.
Самореализация личности связывается в психолого-педагогической интерпретации с внешними (наличие стимулов извне) и внутренними факторами. Говоря иначе, она не происходит «сама собой», а значит, для процесса ее осуществления требуются подходящие условия. Следует заметить, что при определении педагогических условий, стимулирующих самореализацию личности будущего учителя, важно учитывать их взаимовлияние и взаимосвязь.
В педагогике «условия», не являясь сами по себе причинами событий, в то же время усиливают или ослабевают действие причины. С таких позиций «условия» рассматриваются как факторы, обстоятельства, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы. Современная дидактика трактует «условия» как совокупность факторов, компонентов учебного процесса, обеспечивающих успешность обучения.
Под педагогическими условиями самореализации личности будущего учителя мы понимаем оптимальную целенаправленно сформированную совокупность педагогических факторов, обеспечивающих будущему учителю возможности для самореализации на более высоком уровне.
Нами были рассмотрены различные подходы в поиске оптимальной группы условий самореализации личности будущего учителя в процессе педагогической практики: личностно-деятельностный, культурологический, аксиологический, синергетический.
Личностно-деятельностный подход предполагает создание в процессе профессионального обучения условий и возможностей для проявления сущностных сил и способностей студентов; культурологический - что в современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности педагога являются не столько специальные знания, освоенные технологии обучения и воспитания, сколько общая и профессиональная культура, обеспечивающая личностное развитие, самопознание, самоопределение, самореализацию; аксиологический подход позволяет с помощью гуманистических профессионально-ценностных ориентаций строить в сознании будущего учителя идеальную модель будущей профессиональной деятельности, которая служит эталоном, ориентиром в профессиональной самореализации будущего специалиста; в соответствии с синергетическим подходом реализация студентом своего потенциала в процессе педагогической практики будет наиболее эффективной, если практикующим студентам – будущим учителям - предоставляются возможности проявлять разнообразные способности и интересы.
Таким образом, нами были выделены следующие педагогические условия самореализации личности будущего учителя в процессе педагогической практики:
1) субъектно-целеполагающие условия позволяют связать цели вузовского образовании студентов с их интересами как будущих учителей посредством специального моделирования содержания образования:
актуализация субъектного опыта студентов и его включение в содержание профессиональной подготовки;
формирование умения студента управлять своей деятельностью, т.е. умения расширять свои субъектные функции как носителя субъектного опыта в процессе деятельности;
актуализация продуктивной познавательной деятельности, развивающая творческий потенциал студентов;
формирование перспективно-побуждающих мотивов и целей учения студентов.
2) деятельностно-формирующие условия самореализации студентов призваны интенсифицировать в соответствии с потребностями самих студентов и целями вузовского образования процесс учебно-профессиональной деятельности в период педагогической практики и их самореализации в ходе этого процесса:
компетентность преподавателей, осуществляющих профессиональную подготовку студентов с целью их самореализации;
построение системы межличностных и деловых отношений, соответствующих нормам культуры общения и с позиций гуманистических принципов;
рефлексивное управление деятельностью студентов со стороны педагога.
3) методико-технологические условия самореализации - это прежде всего использование различных форм, методов и приемов обучения:
раскрытие психологических резервов и личностного потенциала студента - способностей, компетентности, увеличение меры их личностной свободы, стимулирование процессов целеполагания, целеосуществления и целеутверждения;
формирование опыта самоорганизации и культуры труда в условиях реализации деятельностно-коммуникативной парадигмы образования;
развитие способностей к трансформации того или иного (предметного) содержания в деятельностно-коммуникативной форме;
формирование профессионально-технологической культуры, создающей основу для убедительного присвоения и творческого воспроизведения профессионального опыта.
Все представленные выше условия взаимосвязаны. Так, например, расширение субъектных функций студента в процессе профессиональной подготовки, передача компонентов профессиональной деятельности самому студенту возможны только при рефлексивном управляющем воздействии со стороны преподавателя. Организация преподавателем работы, направленной на совершенствование умений самоуправления учебно-профессиональной деятельностью, предполагает расширение субъектных функций и процессе ее реализации, где студенту предоставляется возможность выбирать содержание, вид и форму выполнения учебных заданий, согласуясь со своим субъектным опытом и др.
Выполнение всех условий в их совокупности, на наш взгляд, в наибольшей степени обеспечивает самореализацию студентов в процессе педагогической практики.
Результаты проведенного экспериментального исследования в Филиале Астраханского государственного университета г.Знаменска со студентами – будущими учителями информатики, показали, что выделенная нами совокупность педагогических условий самореализации личности будущего учителя, используемая в период педагогической практики, позволяет повысить наличный уровень профессиональной самореализации студентов в среднем на 60-65 %, а это означает, что две трети будущих учителей за период педагогической практики из группы студентов с низким уровнем самореализации в профессиональной деятельности перешли в группу с высоким уровнем самореализации.
Литература:
Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и в системах воспитания – Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с.
Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухова М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. – М.: Мастерство, 2002. – 228 с.
Педагогическая практика/ Под ред. В.К.Розова. – М., 1981. – 91 с.
Психологические проблемы самореализации личности/ Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. – Изд-во СПб ун-та, 1997. – 239 с.
Психология: Популярный словарик/Сост. Л.Д.Андреева, Т.В.Вохмянина, Н.И.Гуткина, и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 96 с.
Пути профессиональной и личностной самореализации человека: Учеб. пособие/ Под ред. Л.А.Коростылевой, Н.Е.Кравченко. – СПб., 1997.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. – 224 с.
Сластенин В.А. Психология и педагогика: Учеб пособия для студ. высш. учеб. заведений/ Сластенин В.А., Каширин В.П. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.