В статье рассматриваются психолого-педагогические условия формирования акмеологической культуры будущего учителя.
Ключевые слова: акмеология, будущий учитель, акмеологическая культура
Современный этап развития образования Узбекистана характеризуется новыми подходами к обучению, которые требуют новых методов организации учебного процесса, современных условий образовательных сред, новых педагогических технологий, позволяющих повысить интенсивность и эффективность учебного процесса, создающих условия и средства индивидуальной и коллективной учебной деятельности.
Основным условием реализации этих требований, определяющим ориентиры высшего педагогического образования, является переход к новым концепциям образования, среди которых важное место занимает акмеологический подход формирования профессиональной компетентности специалиста. Именно акмеология в подготовке специалиста, по мнению А. Е. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. «прослеживает механизмы и результаты воздействий макро-, мезо-, микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др.) и природных условий на человека, ставя и решая при этом задачу разработки самостоятельной стратегии организации его жизни, реализация которой позволила бы ему оптимально во всех отношениях объективировать себя на ступени зрелости» [1; с.45]
Целью данной статьи является выделение и обоснование совокупности педагогических условий в процессе подготовки магистров педагогики к акмеологической культуре.
Одним из основных психолого-педагогических условий мы считаем гуманизацию процесса образования и воспитания, поскольку именно идеи гуманистической психологии и педагогики положены в основу акмеологии, где центральное место занимает личность, ее развитие, само актуализация: стремление к максимальной реализации всего потенциала способностей. «Целью гуманистического воспитания является формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей» [3; с.68]. Важнейшие функции личности, которые, как полагает Крылова Н. Б., проектируются воспитанием, призваны увязать два полюса ее бытия — самореализацию и социализацию.
Гуманизацию педагогического процесса мы видим в наличии образовательной и воспитательной цели, формирующейся как представление педагога о том виде опыта, который должен приобрести магистр, чтобы состоялась его «личностная адаптация» к окружающему миру, к будущей профессии. Эта цель предстает многообразно: и как перспектива, и как ситуационная; и как абстрактная и как конкретная. Цель развития личности студента выступает в качестве механизма профессионального мышления педагога. Педагог, имеющий такую цель, осознает себя в качестве субъекта личностно-развивающей ситуации, рефлексирует себя в роли специфического носителя личностного опыта, предлагает этот опыт магистра в качестве средства поддержки и решения его жизненных проблем [2; с.123].
В этой связи большой вес приобретает роль личности преподавателя высшей школы, его ценностные ориентации, духовный и нравственный облик, его профессиональная компетентность, творческое отношение к делу, умение сотрудничать с коллегами, педагогическое мастерство. То есть, от уровня сформированности его акмеологической направленности зависит возможность создания педагогически целесообразных отношений, которые подчинены достижению гуманистической цели педагогического образования.
Таким образом, гуманизацию педагогического процесса мы видим в применении личностно-ориентированного подхода, назначение которого состоит в создании условий для самореализации личности будущего педагога, в выявлении и развитии его творческих возможностей, собственных педагогических взглядов, неповторимой технологии деятельности.
Одним из таких условий является создание учебной инновационной среды, которая обеспечивает включение ее субъектов в процесс созидания и творческой самореализации. Инновационность может проявляться в освоении новых эффективных алгоритмов и способов выполнения деятельности, в нетривиальном решении учебных задач. Педагог ставится в условия непрерывного совершенствования методов обучения и воспитания, что возможно только при наличии современного научного знания, продуктивного опыта и творческого поиска. Инновационность возникает тогда, когда субъекты, вовлеченные в процесс созидания, обладают активностью, готовностью к риску, сформированностью ценностных отношений к той деятельности, которой они заняты. Создание в группе атмосферы творческого поиска, престижности знаний, поощрения поиска дополнительной информации, уважения к труду является мощным импульсом, ведущим к самосовершенствованию.
Следующий фактор, который определяет субъектность личности -это наличие «Я»-концепции. Личностно-профессиональное развитие до уровня профессионала возможно при наличии продуктивной «Я»-концепции, то есть устойчивой осознанной и переживаемой как неповторимая система представлений субъекта о самом себе, на основе чего он строит свои отношения и взаимоотношения [5; с.98]. Адекватные представления позволяют выстроить реалистичные программы развития и саморазвития, выстроить гармоничную систему взаимоотношений.
Для формирования продуктивной «Я»-концепции необходимо развивать у будущего учителя умения анализировать ситуацию, характеристики субъектов и объектов деятельности; адекватно представлять существующие причинно-следственные связи (проектировочные умения); реагировать в соответствии с ситуацией (рефлексивные умения); выбирать соответствующую ролевую позицию, осуществлять сотрудничество (социально-перцептивные умения); устанавливать эмоционально положительные контакты, регулировать отношения внутри группы (коммуникативные умения).
Особенно важными для формирования «Я»-концепции являются контакты со значимыми людьми, которые, в сущности и определяют представления индивида о самом себе, а они в свою очередь предопределяют отношения к другим людям. Человек с позитивной «Я»-концепцией способен организовать позитивные отношения с другими людьми.
Ключ к воспитанию творческой личности лежит в организации и изменении таких видов деятельности, в которых осуществляется ее саморазвитие в противовес словесному морализаторству. Задача педагога — в совместной со магистрами разработке таких видов и форм значимой деятельности, при которой каждый чувствует, что он в ней нужен как неповторимая личность.
Важнейшим педагогическим условием воспитания личности, стремящейся к саморазвитию, является выращивание особых интеллектуальных умений: осмысления, переосмысления, дискредитации прежних смыслов, поиска источников смысла, установление причинно-следственных и интуитивных связей смыслов и т. д., выступающих как обобщенное умение — осмысление [4; с.101].
Использование проблемно-задачных технологий обучения, направленных на развитие творческого мышления, должно стать основным способом организации по изучению педагогических, психологических, акмеологических и других дисциплин. Именно задачный подход к изучению этих дисциплин дает возможность более глубоко осмыслить сущность той или иной теории, сравнить их, более глубоко проникнуть во внутренние механизмы изучаемых процессов, поскольку суть проблемного метода изложения заключается в том, что педагог ставит проблему, формирует гипотезу и показывает способы ее проверки, вскрывая при этом возникающие противоречия. Таким образом, показываются образцы научного познания, научного решения проблем. Будущие учителя имеют при этом возможность не только воспринять, осмыслить и запомнить готовые научные выводы, но и проследить за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя.
Использование проблемно-задачных методов обучения, направленных на развитие творческого мышления, должно стать основным способом организации по изучению педагогических, психологических, акмеологических и других дисциплин. Именно задачный подход к изучению этих дисциплин дает возможность более глубоко осмыслить сущность той или иной теории, сравнить их, более глубоко проникнуть во внутренние механизмы изучаемых процессов, поскольку суть проблемного метода изложения заключается в том, что педагог ставит проблему, формирует гипотезу и показывает способы ее проверки, вскрывая при этом возникающие противоречия. Таким образом, показываются образцы научного познания, научного решения проблем. Будущие учителя имеют при этом возможность не только воспринять, осмыслить и запомнить готовые научные выводы, но и проследить за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя.
Т. В. Кудрявцев приводит три признака задачного подхода в обучении:
Она должна быть такова, чтобы её решение можно было ориентировать на собственную познавательную активность магистров.
Задачи, вызываемые проблемной ситуацией, должны быть значимы для магистров [6; с.98].
Диалог, как прием задачного обучения, как наиболее благоприятная форма отношений субъектов учебного процесса известен очень давно. Диалог является специфической социокультурной средой, создающей благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, ревизии прежних смыслов и т. п. Каждый студент должен уметь обосновывать свое отношение к определенной жизненной ситуации, выявить ее смысл. Именно в этом случае у педагога имеется возможность вмешаться в смысл поисковый процесс, что можно сделать только через диалог. В процессе диалога он помогает студенту увидеть коллизионную ситуацию, в которой он оказался.
Диалог создает ситуацию, направленную на актуализацию личностных функций будущих учителей, на накопление ими опыта реализации ценностного выбора, критического восприятия.
Литература:
Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. — Калуга, 2000. - 95 с.
Каузова А. Г. Гуманно-личностный подход и развивающие тенденции в фортепианно-исполнительском обучении //Преподаватель. — М., 1999. — № 4. -С.33–36
Крылова Н. Б. Культурология образования. — М.: Народн. обр., 2000. — 269с.
Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию: 5.Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. — Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Пед. общество, 2000. — 288 с. с. 16