Сущность социализации как педагогическая категория | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (320) июль 2020 г.

Дата публикации: 28.07.2020

Статья просмотрена: 9229 раз

Библиографическое описание:

Леонтьева, А. С. Сущность социализации как педагогическая категория / А. С. Леонтьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 30 (320). — С. 274-275. — URL: https://moluch.ru/archive/320/72806/ (дата обращения: 22.12.2024).



В данной статье рассматривается сущность социализации, ее факторы и условия успешного становления личности.

Ключевые слова: личность, социализация

Человек является социальным существом. Он растет, развивается, становится личностью именно в обществе. Без общества человек становится асоциальным. С самого детства человек окружен социумом. Рождаясь, он вступает в социальный круг семьи, становится ячейкой этого общества. Будучи частью социума, человек приобретает определенный опыт, который было бы трудно приобрести без общества.

Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе [3, с. 83].

Социализация сложный процесс, двусторонний. Процесс социализации проходит каждый человек, начиная с маленького круга семьи до больших институтов.

Можно определить сущность социализации так: социализация — приобретение опыта существования в обществе и применение этого опыта на практике.

Уровни, стадии социализации.

Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.

Биологический:

Под этим уровнем мы понимает связь человека с природой. Человек зависим от нет, от погоды и т. д.

Психологический уровень:

В процессе социализации выделяется две стороны личности — как субъекта, так и объекта общественных отношений. Под субъектом понимается деятельное начало индивида, процесс активного воздействия на себя (самореализация) и на окружающую среду (преобразующая деятельность). Таким образом, процесс социализации человека в существенной мере выступает как результат двух процессов: первый из них определяется активностью самого человека, а второй — логикой развертывания внешних, по отношению к нему, проблемных ситуаций.

Социально-педагогический уровень.

Осуществление связей внутри сообществ. Например, ребенок ищет сообщество с определенным предписанием, и общество ему его предоставляет.

П. Бергер и Т. Лукман различают два типа социализации: первичную социализацию, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества, и вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества [1, с. 144].

Социализация проходит ряд этапов.

Первый период — младенчество (от рождения до года). Это первый этап в жизни каждого человека. Это начало знакомства с окружением, образование его первого института — семьи.

Вторая стадия — раннее детство (от 1 до 3 лет) — На этот этапе уже по немного приходит осознание себя как субъекта действий.

Третий период — дошкольное детство (3–7 лет) — основной деятельностью в этом возрасте будет являться игра. Именно через нее ребенок будет осознавать и познавать мир в данном возрасте.

Следующий период — школьный возраст (7–14 лет). Этап активной учебной деятельности. познание себя и окружения через полученные учебные знания.

Юношеский возраст 14–25 лет. Учение считают, что это один самых главных этапов в жизни каждого человека. Основной деятельностью является общение и труд. Именно в этом возрасте, чаще всего, устанавливается мировоззрение человека, его привычки и отношение к миру. Этот этап, безусловно, важный, и нарушение социализации в этот период может закончится ошибкой.

Факторы и агенты социализации

В отечественной и западной науке имеются различные классификации факторов социализации. Однако мы считаем наиболее логичной и продуктивной для педагогики ту, которую предложил А. В. Мудрик

Первая — мегафакторы, (мега — очень большой, всеобщий) — самый большой фактор. Это космос, вселенная, планеты и их влияние на всех людей. Также в эту группу входит всемирная сеть Интернет. Интернет, в наше время, сильно влияет на человека. Сейчас пользуются интернетом все, от мала до велика и, соответственно, на всех он влияет, формирую сознания людей.

Вторая — макрофакторы (макро — большой) — страна, этнос, общество, государство. Страна — это объективные географические и природно-климатические условия. Этот фактор означает воздействие на человека географического положения, нации, расы, климата. Это отношения внутри общества, формирование различных социальных групп.

Третья — мезофакторы (мезо — средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.) [4, с. 100].

Если социализация проходит успешно, то человек по жизни будет активным, общительным, с устоем своего мировоззрения. Если же на каком-либо этапе произошел сбой, то человек может замкнуться в себе, впасть в депрессию, потерять смысл жизни [2].

Агенты социализации.

Это те, через кого человек развивается. Например, у маленького ребенка агентами социализации будут родители, бабушки, дедушки, т. е. через кого опии познают мир.

Агенты могут быть разного возраста, это могут быть и сверстники, и различающиеся по возрасту люди.

Литература:

  1. Зелянина Валерия Анатольевна Социально-философское измерение социализации личности // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. № 2–2.143–148
  2. Иванов А. В. Социальная педагогика: учеб. пособие / под общ. ред. А. В. Иванова. — М.: Издат. — торг корп. «Дашков и К», 2013.
  3. Климанова Анна Евгеньевна Методология понятия «Социализация» в философско-социальной науке// Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2010. № 3 (5). С 82–88
  4. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011
Основные термины (генерируются автоматически): агент социализации, общество, социализация, возраст, основная деятельность, процесс социализации, этап.


Ключевые слова

социализация, личность

Похожие статьи

Понятие социализации в гуманитарных отраслях знаний

В данной статье рассмотрены понятия социализации, взгляды на развитие личности представителей психологии, социологии, педагогики.

Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация»

В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.

Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект

В статье автор рассматривает аспект взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностей с точки зрения психологической науки. Рассматривается роль ценностных ориентаций в процессе развития личности.

Адаптация как социальная категория

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся изучения социальной адаптации. Автор ставит перед собой цель рассмотреть теоретико-методологические основы процесса социальной адаптации. В работе сформулированы ключевые понятия вопроса.

Субъектность как важное условие формирования личности

В статье рассматривается понятие субъектности. Дается характеристика данного термина с позиции разных авторов. Внимание акцентировано на условиях формирования и развития субъектности.

Проблема адаптации в педагогической психологии

Данная статья является результатом анализа исследований в области педагогической психологии по теме адаптация. Рассмотрено понятие «адаптация», его значение в педагогической психологии, перспективы дальнейшего изучения адаптации, и научное развитие д...

Понимание мотивации как побудителя человеческой активности

В данной статье предпринята попытка теоретического обоснования генезиса мотивации как основного источника человеческой активности.

Деятельность и основные виды деятельности личности

В статье рассматривается деятельность личности, раскрываются основные виды деятельности и их сущность, системогенез деятельности.

Самосознание в аспекте психологической безопасности

В статье рассматривается проблематика психологической безопасности личности в аспекте самосознания. Определен термин «самосознание, представлена структура в контексте теории индивидуального развития самосознания и сформировано влияние роста показател...

Социально-психологические проблемы в вопросе профессионального самоопределения педагога

В статье рассматриваются основные подходы к изучению и определению профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной науке, исследуется структура профессионального самоопределения и предлагается авторская интерпретация его компонентов.

Похожие статьи

Понятие социализации в гуманитарных отраслях знаний

В данной статье рассмотрены понятия социализации, взгляды на развитие личности представителей психологии, социологии, педагогики.

Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация»

В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.

Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект

В статье автор рассматривает аспект взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностей с точки зрения психологической науки. Рассматривается роль ценностных ориентаций в процессе развития личности.

Адаптация как социальная категория

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся изучения социальной адаптации. Автор ставит перед собой цель рассмотреть теоретико-методологические основы процесса социальной адаптации. В работе сформулированы ключевые понятия вопроса.

Субъектность как важное условие формирования личности

В статье рассматривается понятие субъектности. Дается характеристика данного термина с позиции разных авторов. Внимание акцентировано на условиях формирования и развития субъектности.

Проблема адаптации в педагогической психологии

Данная статья является результатом анализа исследований в области педагогической психологии по теме адаптация. Рассмотрено понятие «адаптация», его значение в педагогической психологии, перспективы дальнейшего изучения адаптации, и научное развитие д...

Понимание мотивации как побудителя человеческой активности

В данной статье предпринята попытка теоретического обоснования генезиса мотивации как основного источника человеческой активности.

Деятельность и основные виды деятельности личности

В статье рассматривается деятельность личности, раскрываются основные виды деятельности и их сущность, системогенез деятельности.

Самосознание в аспекте психологической безопасности

В статье рассматривается проблематика психологической безопасности личности в аспекте самосознания. Определен термин «самосознание, представлена структура в контексте теории индивидуального развития самосознания и сформировано влияние роста показател...

Социально-психологические проблемы в вопросе профессионального самоопределения педагога

В статье рассматриваются основные подходы к изучению и определению профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной науке, исследуется структура профессионального самоопределения и предлагается авторская интерпретация его компонентов.

Задать вопрос