Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Сущность социализации как педагогическая категория

Педагогика
28.07.2020
10302
Поделиться
Библиографическое описание
Леонтьева, А. С. Сущность социализации как педагогическая категория / А. С. Леонтьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 30 (320). — С. 274-275. — URL: https://moluch.ru/archive/320/72806/.


В данной статье рассматривается сущность социализации, ее факторы и условия успешного становления личности.

Ключевые слова: личность, социализация

Человек является социальным существом. Он растет, развивается, становится личностью именно в обществе. Без общества человек становится асоциальным. С самого детства человек окружен социумом. Рождаясь, он вступает в социальный круг семьи, становится ячейкой этого общества. Будучи частью социума, человек приобретает определенный опыт, который было бы трудно приобрести без общества.

Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе [3, с. 83].

Социализация сложный процесс, двусторонний. Процесс социализации проходит каждый человек, начиная с маленького круга семьи до больших институтов.

Можно определить сущность социализации так: социализация — приобретение опыта существования в обществе и применение этого опыта на практике.

Уровни, стадии социализации.

Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.

Биологический:

Под этим уровнем мы понимает связь человека с природой. Человек зависим от нет, от погоды и т. д.

Психологический уровень:

В процессе социализации выделяется две стороны личности — как субъекта, так и объекта общественных отношений. Под субъектом понимается деятельное начало индивида, процесс активного воздействия на себя (самореализация) и на окружающую среду (преобразующая деятельность). Таким образом, процесс социализации человека в существенной мере выступает как результат двух процессов: первый из них определяется активностью самого человека, а второй — логикой развертывания внешних, по отношению к нему, проблемных ситуаций.

Социально-педагогический уровень.

Осуществление связей внутри сообществ. Например, ребенок ищет сообщество с определенным предписанием, и общество ему его предоставляет.

П. Бергер и Т. Лукман различают два типа социализации: первичную социализацию, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества, и вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества [1, с. 144].

Социализация проходит ряд этапов.

Первый период — младенчество (от рождения до года). Это первый этап в жизни каждого человека. Это начало знакомства с окружением, образование его первого института — семьи.

Вторая стадия — раннее детство (от 1 до 3 лет) — На этот этапе уже по немного приходит осознание себя как субъекта действий.

Третий период — дошкольное детство (3–7 лет) — основной деятельностью в этом возрасте будет являться игра. Именно через нее ребенок будет осознавать и познавать мир в данном возрасте.

Следующий период — школьный возраст (7–14 лет). Этап активной учебной деятельности. познание себя и окружения через полученные учебные знания.

Юношеский возраст 14–25 лет. Учение считают, что это один самых главных этапов в жизни каждого человека. Основной деятельностью является общение и труд. Именно в этом возрасте, чаще всего, устанавливается мировоззрение человека, его привычки и отношение к миру. Этот этап, безусловно, важный, и нарушение социализации в этот период может закончится ошибкой.

Факторы и агенты социализации

В отечественной и западной науке имеются различные классификации факторов социализации. Однако мы считаем наиболее логичной и продуктивной для педагогики ту, которую предложил А. В. Мудрик

Первая — мегафакторы, (мега — очень большой, всеобщий) — самый большой фактор. Это космос, вселенная, планеты и их влияние на всех людей. Также в эту группу входит всемирная сеть Интернет. Интернет, в наше время, сильно влияет на человека. Сейчас пользуются интернетом все, от мала до велика и, соответственно, на всех он влияет, формирую сознания людей.

Вторая — макрофакторы (макро — большой) — страна, этнос, общество, государство. Страна — это объективные географические и природно-климатические условия. Этот фактор означает воздействие на человека географического положения, нации, расы, климата. Это отношения внутри общества, формирование различных социальных групп.

Третья — мезофакторы (мезо — средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.) [4, с. 100].

Если социализация проходит успешно, то человек по жизни будет активным, общительным, с устоем своего мировоззрения. Если же на каком-либо этапе произошел сбой, то человек может замкнуться в себе, впасть в депрессию, потерять смысл жизни [2].

Агенты социализации.

Это те, через кого человек развивается. Например, у маленького ребенка агентами социализации будут родители, бабушки, дедушки, т. е. через кого опии познают мир.

Агенты могут быть разного возраста, это могут быть и сверстники, и различающиеся по возрасту люди.

Литература:

  1. Зелянина Валерия Анатольевна Социально-философское измерение социализации личности // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. № 2–2.143–148
  2. Иванов А. В. Социальная педагогика: учеб. пособие / под общ. ред. А. В. Иванова. — М.: Издат. — торг корп. «Дашков и К», 2013.
  3. Климанова Анна Евгеньевна Методология понятия «Социализация» в философско-социальной науке// Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2010. № 3 (5). С 82–88
  4. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
личность
социализация
Молодой учёный №30 (320) июль 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 274-275):
Часть 4 (стр. 243-325)
Расположение в файле:
стр. 243стр. 274-275стр. 325

Молодой учёный