Здоровьесберегающие технологии, применяющиеся в центре содействия семейному воспитанию при работе с детьми с множественными нарушениями интеллекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 08.04.2017

Статья просмотрена: 258 раз

Библиографическое описание:

Козлова, Л. В. Здоровьесберегающие технологии, применяющиеся в центре содействия семейному воспитанию при работе с детьми с множественными нарушениями интеллекта / Л. В. Козлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 619-622. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41792/ (дата обращения: 17.12.2024).



Что на протяжении жизни у нас есть самое дорогое — это наше здоровье. Ведь неспроста на любой праздник, день рождения первым делом желаем здоровья, а потом все остальное. Сохранив здоровье, мы сохраняем свою молодость, активность, настроение и т. д.

Быть здоровым — здорово! Как стать здоровым? Для этого существуют здоровье сберегающие технологии.

К нам в центр поступают дети с разным уровнем интеллектуального развития. Развитие данных детей отличается от развития здоровых детей. На фоне первичного дефекта — органического поражения центральной нервной системы, вторичного дефекта — задержки развития познавательной сферы, у детей также наблюдается снижение и ухудшение здоровья. Поэтому такие дети нуждаются в гораздо более детальном разъяснении вопросов сохранения и укрепления здоровья. Формы организации здоровье сберегающей работы применяемые воспитателем, как на занятиях, так и в течение рабочего времени проводятся в соответствии режима дня.

Путь к здоровью — это здоровое правильное питание, занятия утренней гимнастики, спортом, активный отдых, подвижные игры и отсутствие стрессовых ситуаций, и многое другое. Но самое главное то, что зависит от нас самих, здоровый образ жизни.

В нашем центре уделяется огромное значение для ЗОЖ и физического развития детей режим дня. Постоянное время для прогулок, сна, еды игр и занятий — то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом, — обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня — это система распределения периодов бодрствования и сна, приемов пищи, оздоровительных и гигиенических процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Жизнерадостное, бодрое и в то же время уравновешенное настроение ребенка зависит от строгого выполнения режима дня.

Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, теряют аппетит, начинают капризничать, спят беспокойно и плохо засыпают. Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в центре от домашнего — это режим дня в центре.

Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим дня улучшает работоспособность, укрепляет здоровье, способствует успешному осуществлению разнообразной деятельности, а так же способствует предостеречь ребенка от переутомления.

С первых дней жизни необходимо соблюдать режим дня, от этого зависит здоровье и правильное развитие ребенка.

Очень важно для укрепления здоровья — это использование упражнений на общее развитие в режимных моментах.

Каждый день ребенок начинает с утренней зарядки, ведь только она дает ребенку заряд энергии, тонизирует мышцы, улучшает настроение, настраивает ребенка позитивно на весь последующий день. Чтобы дети получали заряд бодрости и хорошего настроения, зарядка проходит под музыку. Подведем итог. Что может быть лучше того, что наши дети станут:

− меньше болеть простудными заболеваниями;

− станут более выносливыми;

− будут нести положительный заряд эмоций и заряд бодрости, именно они помогают справиться с любой проблемой или болезнью.

Наш девиз: — Мой малыш крепыш!

Обратите внимание, какие виды здоровье сберегающих технологий используются в воспитательном — образовательном процессе:

− Утренняя гимнастика;

− Гимнастика корригирующая;

− Дыхательная гимнастика;

− Гимнастика для глаз;

− Пальчиковая гимнастика;

− Подвижные и спортивные игры;

− Динамическая пауза;

− Самомассаж;

− Релаксация.

Центр удовлетворяет потребность детей не только в физическом развитии, но и в познании окружающей действительности. Поэтому в режиме дня есть место для непосредственно организованной деятельности, которая проходят в интересной игровой форме с использованием здоровье сберегающих игр и упражнений.

Поэтому на смену напряженной умственной нагрузки приходят кинезиологические упражнения «Домик», «Думающая шляпа» и другие для снятия усталости и сохранения познавательного интереса.

Динамические паузы:

Во время занятий, 2–5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Создают необходимую атмосферу снижающую напряжение. Привести в тонус мышцы, которые не принимали участие в предыдущей деятельности, помогает использование разных видов массаже ров: массажные мячи, «ежики».

Гимнастика пальчиковая рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводиться в любой удобный отрезок времени.

Логоритмика. Она направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

Организуем и проводим подвижные игры на прогулке, в групповой комнате — со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Проводим спортивные мероприятия в оборудованной комнате «Жук».

Гимнастика дыхательная и артикулярная.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка.

Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие.

Коммуникативные игры.

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Прогулки. Как бы точно ни соблюдалось время сна и еды, режим нельзя признать правильным, если в нем не предусмотрено время для прогулки. Чем больше времени дети проводят на открытом воздухе, тем они здоровее. Продолжительность прогулки определяется в центре в зависимости от погоды и климатических особенностей региона.

Гимнастика бодрящая.

Помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.

Лето — долгожданная пора для оздоровительных процедур: закаливание, солнце терапия т. д.

Наши воспитанники активно участвуют во всех оздоровительных мероприятиях, которые проходят не только в центре семейного содействия воспитанию детей, но и рамках округа, города, области и страны.

В 2015г. воспитатели вместе с воспитанниками Центра содействия семейного воспитания «Южное Бутово» были в детском оздоровительном лагере «Пламя», который расположен в Дмитровском районе Московской области и продолжила работу по данной теме.

Дети наравне со всеми принимали активное участие в жизни лагеря, участвовали в конкурсах, посещали кружки (художественный, музыкальный, театральный); подготовили номер для участия в международном конкурсе «Чунга-чанга». Для детей была организована экскурсия на Перемиловскую высоту — место боёв во время Великой Отечественной войны.

В 2017 году, так же с воспитанниками центра находились летом в гостеприимном городе Евпатория на берегу Черного моря. Воспитанники центра очень активно принимали участие в жизни лагеря. Участвовали в конкурсах, спортивных соревнованиях, мастер-классах.

В настоящее время задача укрепления и сохранения здоровья детей, как психического, так и физического, соблюдение правил здорового образа жизни и выполнение здоровье сберегающих технологий в нашем центре является одной из приоритетных. Методы, формы и приемы работы с детьми самые разнообразные. Это наблюдения, экскурсии, беседы познавательного характера, рассматривание картин, игровые упражнения, разнообразные дидактические и развивающие игры. На базе центра созданы все условия для выполнения и усвоения всех основных направлений в воспитании у детей потребности в ЗОЖ. В нашем центре всегда открыты для занятия с детьми двери спортивного зала, оборудованы классы для музыкальных занятий, а так же функционирует бассейн. На территории центра оборудованы спортивные площадки, веранды для прогулки, оборудованы площадки для игр разной подвижности. Всё это помогает формировать и развивать у детей двигательные умения и навыки, воспитывать потребность в занятиях физическими упражнениями.

Такие, можно сказать «уголки здоровья» помогают ребенку освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.

Что же может входить в содержание «уголка здоровья»:

− дидактические игры;

− здоровое питание;

− пособия по культуре поведения;

− соблюдение правил личной гигиены;

− соблюдение правил безопасного поведения.

В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения:

− игровые ситуации;

− чтение художественной литературы;

− беседы;

− рисование.

Рациональное разнообразное питание является одним из главных факторов ЗОЖ. Здоровое питание обеспечивает нормальное развитие ребенка, способствует высокой сопротивляемости его организма к болезням.

В нашем центре содействия семейного воспитания выполняются принципы рационального здорового питания:

− полноценность;

− регулярность;

− разнообразие;

− индивидуальный подход питания к каждому ребенку.

Ежедневно в меню включаются соки, фрукты, кефир на ночь. Для профилактики ОРЗ в детское питание вводится зеленый лук. Проводятся регулярно медицинские плановые осмотры детей.

В нашем центре работают высококвалифицированные специалисты, которые создают атмосферу тепла, уюта. Доброжелательный климат в центре — залог здоровья ребенка. Доброжелательный настрой формирует хорошую атмосферу в семье. Одним из важных факторов воспитания культуры здоровья детей является культура здоровья семьи. В работе с семьей мы приобщаем культуру ЗОЖ, используя как нетрадиционные, так и традиционные формы работы, такие как тематические выставки, рекламные буклеты, регулярно проводим родительские собрания с привлечением медицинских работников, проводим консультации, день открытых дверей, день «Аиста». Родители стали неотъемленной частью всех мероприятий, проводимых в центре. Работа в центре по данной теме повышает не только уровень учреждения, но и поднимает профессионализм педагогов. Воспитателю приходиться активно заниматься самообразованием, создавать условия для укрепления и сохранения здоровья детей.

Подводя итоги работы, сделаем вывод:

Быть здоровым — полезно,

Быть здоровым — красиво,

Быть здоровым — здорово.

Литература:

  1. Антонов Ю. Е. «Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века», «Аркти» М., 2001.
  2. Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка» М., 1993.
  3. Алямовская В. Г. «Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания».
  4. Глазырина Л. Д. «Физическая культура дошкольникам» «Владос» М., 2001.
  5. Гурич А. Г. «Теория биологического поля» М., 1944.
  6. «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду, С-Пб., 2002.
  7. Ильенков Э. В. «Диалектическая логика» М., 1984.
  8. Казначеев В. П. «Космопланетарный феномен человека», Новосибирск, 1991.
  9. Кудрявцев В. Т., Нестерюк Т. В., «Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4–7 лет», М., 1997.
  10. Кудрявцев В. Т. «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М. 1999.
  11. Казначеев В. П. «Космопланетарный феномен человека» Новосибирск, 1991.
  12. Леви-Гориневская Е. Г., Быкова А. И., «Закаливание детского организма» М., 1962.
  13. Материалы Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ» М., 2001.
  14. Манахеева М. Д. «Воспитание здорового ребенка», «Аркти», М., 2000.
  15. Маркова Л. С., «Программа развития дошкольного образовательного учреждения», М. 2002.
  16. Праздников В. П. «Закаливание детей дошкольного возраста» «Медицина», 1988.
  17. «Радуга» программа и методическое руководство М, 1996.
  18. Сивачева Л. Н. «Физкультура — это радость», Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, режим дня, дыхательная гимнастика, здоровье, центр, занятие, здоровый образ жизни, игра, соблюдение правил, укрепление здоровья.


Похожие статьи

Направления работы педагога с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Практические рекомендации по применению метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Помощь феноменологического подхода в установлении контакта с ребенком с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии

Система работы воспитателей группы семейного типа с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Использование здоровьесберегающих технологий в работе со школьниками с интеллектуальной недостаточностью

Похожие статьи

Направления работы педагога с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Практические рекомендации по применению метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Помощь феноменологического подхода в установлении контакта с ребенком с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии

Система работы воспитателей группы семейного типа с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Использование здоровьесберегающих технологий в работе со школьниками с интеллектуальной недостаточностью

Задать вопрос