Что на протяжении жизни у нас есть самое дорогое — это наше здоровье. Ведь неспроста на любой праздник, день рождения первым делом желаем здоровья, а потом все остальное. Сохранив здоровье, мы сохраняем свою молодость, активность, настроение и т. д.
Быть здоровым — здорово! Как стать здоровым? Для этого существуют здоровье сберегающие технологии.
К нам в центр поступают дети с разным уровнем интеллектуального развития. Развитие данных детей отличается от развития здоровых детей. На фоне первичного дефекта — органического поражения центральной нервной системы, вторичного дефекта — задержки развития познавательной сферы, у детей также наблюдается снижение и ухудшение здоровья. Поэтому такие дети нуждаются в гораздо более детальном разъяснении вопросов сохранения и укрепления здоровья. Формы организации здоровье сберегающей работы применяемые воспитателем, как на занятиях, так и в течение рабочего времени проводятся в соответствии режима дня.
Путь к здоровью — это здоровое правильное питание, занятия утренней гимнастики, спортом, активный отдых, подвижные игры и отсутствие стрессовых ситуаций, и многое другое. Но самое главное то, что зависит от нас самих, здоровый образ жизни.
В нашем центре уделяется огромное значение для ЗОЖ и физического развития детей режим дня. Постоянное время для прогулок, сна, еды игр и занятий — то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом, — обязательное условие правильного воспитания ребенка.
Режим дня — это система распределения периодов бодрствования и сна, приемов пищи, оздоровительных и гигиенических процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Жизнерадостное, бодрое и в то же время уравновешенное настроение ребенка зависит от строгого выполнения режима дня.
Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, теряют аппетит, начинают капризничать, спят беспокойно и плохо засыпают. Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в центре от домашнего — это режим дня в центре.
Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим дня улучшает работоспособность, укрепляет здоровье, способствует успешному осуществлению разнообразной деятельности, а так же способствует предостеречь ребенка от переутомления.
С первых дней жизни необходимо соблюдать режим дня, от этого зависит здоровье и правильное развитие ребенка.
Очень важно для укрепления здоровья — это использование упражнений на общее развитие в режимных моментах.
Каждый день ребенок начинает с утренней зарядки, ведь только она дает ребенку заряд энергии, тонизирует мышцы, улучшает настроение, настраивает ребенка позитивно на весь последующий день. Чтобы дети получали заряд бодрости и хорошего настроения, зарядка проходит под музыку. Подведем итог. Что может быть лучше того, что наши дети станут:
− меньше болеть простудными заболеваниями;
− станут более выносливыми;
− будут нести положительный заряд эмоций и заряд бодрости, именно они помогают справиться с любой проблемой или болезнью.
Наш девиз: — Мой малыш крепыш!
Обратите внимание, какие виды здоровье сберегающих технологий используются в воспитательном — образовательном процессе:
− Утренняя гимнастика;
− Гимнастика корригирующая;
− Дыхательная гимнастика;
− Гимнастика для глаз;
− Пальчиковая гимнастика;
− Подвижные и спортивные игры;
− Динамическая пауза;
− Самомассаж;
− Релаксация.
Центр удовлетворяет потребность детей не только в физическом развитии, но и в познании окружающей действительности. Поэтому в режиме дня есть место для непосредственно организованной деятельности, которая проходят в интересной игровой форме с использованием здоровье сберегающих игр и упражнений.
Поэтому на смену напряженной умственной нагрузки приходят кинезиологические упражнения «Домик», «Думающая шляпа» и другие для снятия усталости и сохранения познавательного интереса.
Динамические паузы:
Во время занятий, 2–5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Создают необходимую атмосферу снижающую напряжение. Привести в тонус мышцы, которые не принимали участие в предыдущей деятельности, помогает использование разных видов массаже ров: массажные мячи, «ежики».
Гимнастика пальчиковая рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводиться в любой удобный отрезок времени.
Логоритмика. Она направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.
Организуем и проводим подвижные игры на прогулке, в групповой комнате — со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
Проводим спортивные мероприятия в оборудованной комнате «Жук».
Гимнастика дыхательная и артикулярная.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка.
Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие.
Коммуникативные игры.
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Прогулки. Как бы точно ни соблюдалось время сна и еды, режим нельзя признать правильным, если в нем не предусмотрено время для прогулки. Чем больше времени дети проводят на открытом воздухе, тем они здоровее. Продолжительность прогулки определяется в центре в зависимости от погоды и климатических особенностей региона.
Гимнастика бодрящая.
Помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.
Лето — долгожданная пора для оздоровительных процедур: закаливание, солнце терапия т. д.
Наши воспитанники активно участвуют во всех оздоровительных мероприятиях, которые проходят не только в центре семейного содействия воспитанию детей, но и рамках округа, города, области и страны.
В 2015г. воспитатели вместе с воспитанниками Центра содействия семейного воспитания «Южное Бутово» были в детском оздоровительном лагере «Пламя», который расположен в Дмитровском районе Московской области и продолжила работу по данной теме.
Дети наравне со всеми принимали активное участие в жизни лагеря, участвовали в конкурсах, посещали кружки (художественный, музыкальный, театральный); подготовили номер для участия в международном конкурсе «Чунга-чанга». Для детей была организована экскурсия на Перемиловскую высоту — место боёв во время Великой Отечественной войны.
В 2017 году, так же с воспитанниками центра находились летом в гостеприимном городе Евпатория на берегу Черного моря. Воспитанники центра очень активно принимали участие в жизни лагеря. Участвовали в конкурсах, спортивных соревнованиях, мастер-классах.
В настоящее время задача укрепления и сохранения здоровья детей, как психического, так и физического, соблюдение правил здорового образа жизни и выполнение здоровье сберегающих технологий в нашем центре является одной из приоритетных. Методы, формы и приемы работы с детьми самые разнообразные. Это наблюдения, экскурсии, беседы познавательного характера, рассматривание картин, игровые упражнения, разнообразные дидактические и развивающие игры. На базе центра созданы все условия для выполнения и усвоения всех основных направлений в воспитании у детей потребности в ЗОЖ. В нашем центре всегда открыты для занятия с детьми двери спортивного зала, оборудованы классы для музыкальных занятий, а так же функционирует бассейн. На территории центра оборудованы спортивные площадки, веранды для прогулки, оборудованы площадки для игр разной подвижности. Всё это помогает формировать и развивать у детей двигательные умения и навыки, воспитывать потребность в занятиях физическими упражнениями.
Такие, можно сказать «уголки здоровья» помогают ребенку освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.
Что же может входить в содержание «уголка здоровья»:
− дидактические игры;
− здоровое питание;
− пособия по культуре поведения;
− соблюдение правил личной гигиены;
− соблюдение правил безопасного поведения.
В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения:
− игровые ситуации;
− чтение художественной литературы;
− беседы;
− рисование.
Рациональное разнообразное питание является одним из главных факторов ЗОЖ. Здоровое питание обеспечивает нормальное развитие ребенка, способствует высокой сопротивляемости его организма к болезням.
В нашем центре содействия семейного воспитания выполняются принципы рационального здорового питания:
− полноценность;
− регулярность;
− разнообразие;
− индивидуальный подход питания к каждому ребенку.
Ежедневно в меню включаются соки, фрукты, кефир на ночь. Для профилактики ОРЗ в детское питание вводится зеленый лук. Проводятся регулярно медицинские плановые осмотры детей.
В нашем центре работают высококвалифицированные специалисты, которые создают атмосферу тепла, уюта. Доброжелательный климат в центре — залог здоровья ребенка. Доброжелательный настрой формирует хорошую атмосферу в семье. Одним из важных факторов воспитания культуры здоровья детей является культура здоровья семьи. В работе с семьей мы приобщаем культуру ЗОЖ, используя как нетрадиционные, так и традиционные формы работы, такие как тематические выставки, рекламные буклеты, регулярно проводим родительские собрания с привлечением медицинских работников, проводим консультации, день открытых дверей, день «Аиста». Родители стали неотъемленной частью всех мероприятий, проводимых в центре. Работа в центре по данной теме повышает не только уровень учреждения, но и поднимает профессионализм педагогов. Воспитателю приходиться активно заниматься самообразованием, создавать условия для укрепления и сохранения здоровья детей.
Подводя итоги работы, сделаем вывод:
Быть здоровым — полезно,
Быть здоровым — красиво,
Быть здоровым — здорово.
Литература:
- Антонов Ю. Е. «Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века», «Аркти» М., 2001.
- Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка» М., 1993.
- Алямовская В. Г. «Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания».
- Глазырина Л. Д. «Физическая культура дошкольникам» «Владос» М., 2001.
- Гурич А. Г. «Теория биологического поля» М., 1944.
- «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду, С-Пб., 2002.
- Ильенков Э. В. «Диалектическая логика» М., 1984.
- Казначеев В. П. «Космопланетарный феномен человека», Новосибирск, 1991.
- Кудрявцев В. Т., Нестерюк Т. В., «Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4–7 лет», М., 1997.
- Кудрявцев В. Т. «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М. 1999.
- Казначеев В. П. «Космопланетарный феномен человека» Новосибирск, 1991.
- Леви-Гориневская Е. Г., Быкова А. И., «Закаливание детского организма» М., 1962.
- Материалы Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ» М., 2001.
- Манахеева М. Д. «Воспитание здорового ребенка», «Аркти», М., 2000.
- Маркова Л. С., «Программа развития дошкольного образовательного учреждения», М. 2002.
- Праздников В. П. «Закаливание детей дошкольного возраста» «Медицина», 1988.
- «Радуга» программа и методическое руководство М, 1996.
- Сивачева Л. Н. «Физкультура — это радость», Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2002.