Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 25.09.2016

Статья просмотрена: 550 раз

Библиографическое описание:

Орлова, С. Ю. Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата / С. Ю. Орлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 177-179. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1290/ (дата обращения: 16.12.2024).



Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет рассмотрена категория детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее НОДА), посредством здоровьесберегающих технологий (далее ЗСТ) обусловлено современными тенденциями и требованиями, предусмотренными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС). Основная задача, заявленная в данном документе звучит так: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [4]

Традиционные методики по формированию зрительно-моторной координации у детей требуют от ребенка длительного зрительного напряжения и длительного пребывания в так называемой «моторно-закрепощенной» позе [1, c.88]. Дети с ОВЗ (НОДА), чаще всего, уже имеют нарушения общей и мелкой моторики, различные патологии органов зрения. Этим детям необходим совершенно другой подход к вопросу формирования и развития зрительно-моторной координации.

В предложенной нами системе работы по формированию зрительно-моторной координации с использованием ЗСТ и нетрадиционных приемов условно может быть выделено 3 блока:

  1. Развитие общей и мелкой моторики.
  2. Развитие и укрепление глазодвигательных мышц.
  3. Формирование устойчивых связей в системе «глаз — рука» (игры и упражнения, требующие скоординированной работы двигательного и зрительного анализаторов).

Традиционно развитие зрительно-моторной координации у детей предполагает и работу по коррекции зрительного внимания и восприятия, а также мелкой моторики рук. Мы строим работу по развитию зрительного внимания, памяти и восприятия через следующие дидактические игры: «Чего не стало», «Что изменилось», «Рассмотри, запомни, повтори», «Запомни, сделай также»; узнавание недорисованных, «наложенных», «зашумленных», «спрятанных», «незаконченных», «точечных», «разрезных», «перевернутых», дидактическая игра «Узнай кто (что) это?» — узнавание предмета по контурному, силуэтному изображению [3, с.42].

Для развития мелкой моторики применяются традиционные пальчиковые игры и тренинги, а также нетрадиционные упражнения для кистей и пальцев рук, предложенные Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. [2, с.83]. Приведем в качестве примера наиболее интересные:

– перемешивание воды, крупы, влажного песка каждым пальцем поочередно по и против часовой стрелки в емкости с узким горлом диаметром 2–3 см при неподвижно зафиксированной кисти;

– раскручивание деревянного или пластмассового волчка;

– упражнения с поролоновым мячом;

– с текстильной резинкой;

– с пробкой;

– «веселые прищепки».

Необходимо отметить, что игры для детей с ОВЗ отличаются от игр для здоровых детей. Они направлены на развитие всех его познавательных процессов, общей координации движения, пространственной ориентировки, речи, развитие произвольности поведения и целенаправленности деятельности. Кроме того, этим детям необходимо постоянная помощь взрослого. Наличие индивидуально-дифференцированного подхода в организации коррекционно-развивающего процесса (упрощенная инструкция, оценка уже имеющихся у ребенка навыков и умений). Одно из главных условий — развивающие игры не должны утомлять. Время строго дозируется, но необходимо, чтобы поставленная цель в процессе игры была достигнута, так как это формирует в ребенке с ОВЗ осознание собственной «успешности» или «неуспешности».

Вернемся к основным направлениям работы по формированию зрительно-моторной координации с использованием ЗСТ, о которых уже говорилось выше. Рассмотрим первый блок, связанный с работой по развитию общей моторики. Основная коррекционно-развивающая задача — это развитие общей зрительно-моторной координации через определенные игры и упражнения, подобранные нами с учетом принципа «нарастающего усложнения»:

  1. Дидактическая игра «Ходьба или «рисование» по контуру». Вначале обучения детям предлагаются «нарисовать» шагами разные варианты «дорожек», фигур и т. д. либо по прорисованному контуру на полу, либо по «меткам-ориентирам» (траектория движения может быть выложена с помощью лент, веревочек и т. д.)
  2. Дидактическая игра или упражнение «Посмотри (вариант- «послушай»), запомни- нарисуй «шагами». Задание выполняется по словесной инструкции или по показу наглядного образца (карточка).

У детей с ОВЗ (НОДА) неразвиты глазомер и чувство соразмерности, поэтому мы используем условные ограничители, показывающие пределы «зоны действия».

  1. «Нарисуй «шагами, что загадал» — игровое упражнение, требующее от ребенка определенного уровня подготовленности. Задача осложняется тем, что педагог (на индивидуальном занятие) или дети (на подгрупповом) должны отгадать задуманное и «нарисованное». Детям, достигшим хорошего уровня в развитии общей зрительно-моторной координации, можно предложить усложненный вариант игры — «Ничего не вижу» (выполнение задания с завязанными глазами).

Основная задача II блока — это развитие и укрепление глазодвигательных мышц, расширение поля зрения, профилактика зрительного напряжения и, как следствие, предотвращение усугубления уже имеющихся нарушений и возникновения глазных патологий.

Методологическая основа этого блока базируется на разработках и учении В. Ф. Базарного. Один из принципов его учения — построение учебного процесса на основе «расширения зрительных горизонтов» и постоянного использования «зрительно-поисковых стимулов» [1, с.89]. Наша работа в этом направление строится на включении в коррекционно-развивающее занятие: — зрительных гимнастик и упражнений для глаз (офтальмотренажеры — схемы, расположенные на любой стене, где нет учебной доски; индивидуальные офтальмотренажеры на каждого ребенка). Нами создана картотека зрительных гимнастик по лексическим темам, что позволяет логично включать эти упражнения в любое занятие. На этом этапе работы дети активно «рисуют глазами». Сначала по наглядно-демонстрационному образцу, затем по словесной инструкции. Кроме того, весь наглядно-дидактический материал располагается по всем свободным поверхностям. В течение учебного времени дети многократно решают зрительно-поисковую задачу. Это может быть карточка с нужной цифрой, геометрической фигурой; предметная картинка.

Заключительный этап работы представлен III блоком и предполагает собственно развитие зрительно-моторной координации, опираясь на базу, сформированную в ходе работы по двум предыдущим блокам. Работа выстраивается по следующим направлениям: — «рисуем пальцем» (в воздухе, по стеклу, по поверхности стола); (по влажному песку, по крупам, сахарному песку и т. д.). Работа в «Пальчиковых прописях»; «Тактильно-пальчиковых прописях»; упражнения с использованием толстой иглы для вышивания («Художник») [2, с.89]; «Рисуем ниточками» (нетрадиционный метод «ниткография»). Упражнения «Художник» и «Рисуем ниточками» выполняются: с опорой на зрительный образец, по словесной инструкции, по собственному замыслу ребенка.

Предложенная нами система работы по формированию зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста является, скорее, пропедевтической, она закладывает психо-физиологическую базу для успешного овладения элементарными графическими навыками в более старшем возрасте. Использование нетрадиционных методов и приемов (ЗСТ) позволяет усилить мотивационную и познавательную активность детей и максимально снизить возможность ухудшения психо-физического состояния ребенка.

Литература:

  1. Горячев В. Спасем детей — спасем Россию! О здравоохранительных педагогических технологиях доктора В. Ф. Базарного/В.Горячев — М.: Изд-во НГПУ, 1999. — 123 с.
  2. Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. — СПб.: ООО «Изд-во «Детство — Пресс», 2012. — 112 с.
  3. Уфимцева Л. П. Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта / Л. П. Уфимцева//Воспитание и обучение детей с нарушением развития — 2003. — № 6. — С.39–51.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Основные термины (генерируются автоматически): зрительно-моторная координация, ребенок, развитие, дидактическая игра, мелкая моторика, словесная инструкция, упражнение, влажный песок, зрительное внимание, общая зрительно-моторная координация.

Похожие статьи

Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи

Сказкотерапия как способ работы учителя-логопеда над успешной адаптацией ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата к условиям дошкольного учреждения

Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ДЦП

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Формирование вокально-хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии у детей дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Похожие статьи

Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи

Сказкотерапия как способ работы учителя-логопеда над успешной адаптацией ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата к условиям дошкольного учреждения

Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ДЦП

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Формирование вокально-хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии у детей дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Задать вопрос