Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кантур, Т. Г. Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями / Т. Г. Кантур, Т. С. Сидорова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 146-151. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7927/ (дата обращения: 16.12.2024).

Данные игровые педагогические технологии являются практическим руководством по развитию фонетико-фонематической стороны речи, артикуляционной и тонкой ручной моторики у дошкольников 5–7 лет. Игры увлекательны по форме и содержанию, и направлены на становление правильного звукопроизношения, развития фонематического восприятия, зрительного восприятия, мышления, мелкой моторики, закрепление сенсорных эталонов9цвет форма ориентировку пространстве, а также на развитие у дошкольников волевых и творческих способностей, воспитание культуры общения в совместной деятельности. Игры представляют хорошо продуманную систему, основанную на психологических закономерностях развития ребенка.

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе, как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями.

Возросшее за последнее время количество детей с речевыми нарушениями различной этиологии и сложности требует от специалистов внимания и скрупулезной работы. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требует от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны новые педагогические технологии по формированию и коррекции фонетико-фонематической стороны речи. Такой формой может быть только игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста-естественная среда его развития. Авторские игры вовлекают дошколят в практическую деятельность, целями которой являются развитие фонетико-фонематической стороны речи, а так же пробуждение потребности постоянного общения со звуком и желание активно проявлять себя в этой сфере. Дети получают удовольствие от процесса игры. И хотя речевые игры часто требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакции диктуемых инструкцией, дети считают, что играть вовсе не трудно. Именно поэтому дети вступают в игру без опасений и боязни, увлекаясь красочными деталями игр, предметными картинками, играют, не обращая внимания на время и возможную усталость.

Игры, представленные в опыте работы, позволяют решить сразу несколько задач: а) пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции звукопроизношения; б) расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков; в) повысить познавательную активность и работоспособность; г) активизировать процессы восприятия, внимания, памяти; д)плавно регулировать поведенческие трудности детей. Основанные на методе игровой вариативности, они дают детям ощущение радости выполнения инструкции с героями и формируют у них способность добиваться максимальной чёткости в произношении слов с заданным звуком и умение оценивать их качество.

Учителю-логопеду необходимо вдумчиво и проникновенно готовиться к индивидуальной и подгрупповой коррекционной ОД с использованием авторских игр, а именно: тщательно подбирать материал с заданным звуком и без него, проверять весь необходимый материал, оборудование, что помогает активировать процесс звукопроизношения, участвующих в игре. В процессе проведения игры учитель-логопед должен находиться не в центре игрового поля, а рядом, для того чтобы мягко корректировать действия детей. Иначе говоря, предоставляя детям максимальную свободу в подборе картинок с заданным звуком; для постройки домика с опорой на схему, конструирования звезды, шнуровки волшебного винограда, направлять их в нужное русло и незаметно вести к цели игры. При этом очень важно отметить, что интонация при прочтении инструкции, дополнительного объяснения должна быть эмоциональной, но ненавязчивой, лаконичной, но не резкой, тёплой, но не вялой. Такой стиль общения учитель-логопед с логопатами в процессе игры не разрушит их внутренний настрой на выполнение тех или иных действий с предметными картинками и активирует их речевую деятельность.

И наконец, вне зависимости от итога игры, учитель-логопед обязательно должен подбодрить, воодушевить и поблагодарить детей за старания, потому что дети должны привыкнуть получать удовольствие прежде всего от процесса работы, а не стремиться к успеху любой ценой.

Необходимо отметить, что учитель-логопед, имеющий творческий потенциал, может самостоятельно создавать игровые сюжеты с различными героями. Принцип реализации разработанных игровых технологий заключается:

-          В учёте этиологии механизмов речевого нарушения;

-          Системности и учета структуры речевого нарушения;

-          Возрастной адресованности — содержание авторских игр и практических игровых упражнений соответствует возможностям детей;

-          Поэтапности — работа с авторскими играми начинается и соответствует задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;

-          Индивидуально-дифференцированного подхода — учет пола, возраста ребенка, накопленного им опыта, особенности эмоциональной сферы;

-          Словесного сопровождения -работа с использованием игровых технологий сопровождается точной и конкретной речью.

Игра № 1 «Виноград». Вариант 1.

 

Цель игры:

1.                  Закрепить правильное произношение звука [Р] в словах в середине слова.

2.                  Развивать фонематическое восприятие, мышление.

3.                  Совершенствовать тонкую ручную моторику.

Материал:

Виноградинки (кружочки) разного размера диаметра 2–5 см и разного цвета — 12 штук, в которые вставлены предметные картинки, где слышится звук [Р] в середине слова, только в трёх виноградинках — другие картинки, где нет этого звука. Картон 50*50 см или другой материал, на котором изображён контур грозди винограда, шнурки разного цвета.

Предметные картинки: гора, баран, барабан, баранки, пирамида, муравей, воробей, ворона, гитара и другие, где нет этого звука в количестве трёх штук.

Ход игры:

Собрать волшебный виноград для героя (в имени которого есть звук [Р], который автоматизируется), например звук [Р] в середине слова — собрать виноград для Буратино, выбирать только виноградинки, в названии которых слышится звук [Р]. Лишние кружки (виноградинки), где в вставленных картинках нет звука [Р] отложить в сторону.

Автоматизация и дифференциация в этой игре проводится с различными звуками.

Вариант 2. Дифференциация звуков проводится с различными звуками.

Игра № 3 «Гусеница — модница». Вариант 1.

  

Цель игры:

1.                  Закрепить правильное произношение звука [Ц] в словах в начале слова

2.                  Развивать фонематическое восприятие.

3.                  Развивать мелкую моторику.

Материал:

Контурное изображение гусеницы состоящие из семи кругов (диаметр от 5 см и меньше), круги 10 штук зелёного цвета, с вставленными в них предметными картинками, где слышится заданный звук. Предметные картинки, где слышится звук [Ц] в начале слова: цапля, цилиндр, цыган, цепь, цель, цепочка, цифра; и предметные картинки, где нет этого звука: собака, санки, сапоги.

Ход игры:

Логопед: у бабушки в деревне на дереве поселилась гусеница, но не простая, а модница. Она каждый день меняла свои наряды. Вот сегодня она пожелала выбрать только те, в которых слышался звук [Ц] в начале слова. Одежду с заданным звуком нужно не только найти, но и красиво зашнуровать.

Вариант 2.

Дифференциация звуков проводится с различными звуками.

Игры хороши ещё и тем, что ребёнок сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувства радости и желание помочь тому, у кого пока что — то не получается.

Предложенный в опыте материал может быть использован логопедами при проведении фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий, родителями при самостоятельных занятиях с детьми или по рекомендации логопеда, воспитателями ДОУ компенсирующего вида — при проведении коррекционной непосредственно образовательной деятельности, воспитателями массовых ДОУ — при проведении занятий по формированию звуковой культуры речи и подготовки дошкольников к обучению грамоте.

Представляем вашему вниманию новую технологию.

Понятие «бусография» имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, изображать, а первая половина «буса» подразумевает исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании различных линий, дорожек, героев сказок, букв русского алфавита, геометрических фигур и т. д.

Читатель вправе спросить, а как применяется эта техника в работе с дошкольниками? Используя ее, дети, могут не только развивать мелкую моторику рук, но и артикуляционную моторику. Эта техника кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Она способствует развитию тактильных ощущений, развивает внимание, совершенствует сенсомоторику — согласованность в работе глаза и руки, координацию движений их точность, конструктивный праксис, ориентировку в пространстве, счетные операции, просодические компоненты речи и т. д.

Таким образом, бусография способствует не только моторному, но и умственному развитию ребенка, оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Для выполнения упражнения, подойдут цветные бусы разного цвета, размера. Достоинство работы в том, что данное упражнение выполняется довольно быстро, отличается доступностью и волшебной для ребенка «возвратностью» — возможностью исправить работу на любой стадии, не повредив ее! Но работа эта требует точных и ловких мелких движений кисти рук и пальцев.

Особенно полезны занятия этого вида для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

В бусографии, как и в военном деле, есть своя стратегия и тактика, и успех работы будет зависеть от продуманности, как первой, так и второй. Прежде чем приступить непосредственно к созданию предметов линий и т. д., перейдем к тактическим действиям, необходимо продумать общий вид предмета и методы изготовления — стратегию.

Для начала важно определить форму, размер предмета, линий, рассчитать, сколько приблизительно понадобиться материала. Вторым необходимым шагом будет разработка конструкции объема, предмета и его художественного решения — из каких частей оно будет состоять и какие цветовые соединения потребуются. Следует при этом посчитать необходимое количество бусинок, провести чередование их по цвету, а также провести правильное соединение линий, получая ту или иную фигуру.

Отсюда вывод: упражнения с бусами способствуют развитию конструктивного мышления и таких умственных умений, как анализ, синтез, обобщение и т. д.

Работа в технике бусографии формирует такие качества личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, развивается способность работать руками и одновременно развивать артикуляционный аппарат и просодические компоненты речи. Опыт содержит 44 авторских, практических игровых упражнений. Каждое игровое упражнение сопровождают фотографии этапов выполнения задания, подробная инструкция выполнения. Подача материала понятна и доступна любому педагогу, впервые знакомившемуся с техникой «бусографии». Практические игровые упражнения составлены с учётом возрастных, физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Каждое игровое упражнение содержит не только продуктивные задачи, но также коррекционно-образовательные и воспитательные, что позволяет воздействовать на все стороны личности ребёнка.

Новизна опыта заключается в том, что она использовалась в коррекционно-развивающем процессе впервые. Новая педагогическая технология позволила в ходе занятий решить вышеперечисленные задачи, и сделать речь детей со стёртой формой дизартрии разборчивой и понятной, а ручную моторику более совершенной.

Опытным путём мы убедились, что новое педагогическая технология с использованием бусографии способствует:

1.                  Нормализации тонуса в мышцах артикуляционного аппарата.

2.                  Концентрации внимания на определённых действиях.

3.                  Занятие с бусами разного размера и цвета расширяют сенсорный опыт детей, формируют навыки, необходимые в практический жизни, и, в тоже время оказывают большое внимание на развитие мелкой моторики рук, развивают психические процессы у детей.

4.                  Артикуляционные упражнения имеют исключительно важное значение, поскольку вырабатывают двигательные «формулы» обеспечивающие точность, ритмичность, подвижность в действиях ребёнка, способствуют преодолению скованности, ограниченности и напряжённости в движениях. выполняя действия с бусами, дети не замечали сколько раз повторили гласный звук, зато это повторение отразилось в дальнейшем на качестве артикуляционных движений.

Представляем вашему вниманию упражнение.

Игровое упражнение № 2 «Красные и черные бусины»

Цели:

1.                  Учить петь на диафрагмальном выдохе с мягкой голосоподачей (с мягким придыханием — по три звука на выдохе АУИ, ЭОА, ЭУЫ и т. д.).

2.                  Развивать артикуляционную и мелкую моторику, ловкость пальцев рук, быструю смену положения губ.

3.                  Развивать память, внимание при чередовании бус.

4.                  Упражнять в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения бусографии.

5.                  Воспитывать любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.

Материал: бусы черного и красного цвета, проволока, схемы.

Этапы выполнения работы:

Педагог предлагает детям взять длинные шнурки. Бусы красного и черного цвета, одинаковой величины. По ходу выполнения работы поем гласные звуки.

Для работы возьмем один длинный шнурок (проволоку) и бусы красного и черного цвета, начинаем нанизывать, чередуя бусы.

1 этап работы:

А) 3 красных+3 черных+3 красных+3 черных+3 красных+3 черных+3 красных

3 черных+3 красных+3 черных+3красных. Педагог может использовать словесную инструкцию.

В ходе выполнения делается вдох — на выдохе нанизываем 3 бусины и поем 3 звука АУИ

Б) возьмем один длинный шнурок или проволоку красного и черного цвета, начинаем нанизывать, чередуя бусы: 2 черных+3 красных+3 черных+2 черных+3 красных+3 черных+2 черных+3 красных+3 черных.

Педагог может использовать словесную инструкцию (при затруднениях облегчает выполнение работы).

2 этап работы:

Бусография с опорой на образец, сгибание шнурков (проволоки).

3 этап работы:

Можно выполнить бусографию для любого героя, например для Динозаврика.

Игровое упражнение № 25 «Репка»

  

Цели:

1.                  Развивать зрительный гнозис и конструктивный праксис в работе с бусами.

2.                  Развивать артикуляционную и мелкую ручную моторику.

3.                  Расширять словарный запас по лексическим темам «Овощи», «Русские народные сказки», развитие монологической речи.

4.                  Учить создавать выразительный и интересный сюжет на картине-панно, используя нетрадиционную технику исполнения работы — бусографию.

5.                  Формировать восприятие, зрительно-моторную координацию, ориентировку в пространстве.

Материал: бусины желтого и зеленого цвета, картина-панно — «Огород» (бабка, дедка, жучка, внучка, кошка, мышка).

Этапы выполнения работы:

1 этап работы:

Педагог предлагает ребенку взять шнурки разного цвета, бусы зеленого и желтого цвета одинаковой величины. В ходе нанизывания поем изучаемый звук.

1-я линия — 22 бусинки желтого цвета (репка).

2-я линия — 22 бусинок зеленого цвета (первый листик).

3-я линия -22 бусинок зеленого цвета (второй листик).

4-я линия — 15 бусинок зеленого цвета (третий листик) — смотреть фото 1.

2 этап работы:

Соединение концов 1-й, 2-й, 3-й, 4-й линий придав им различные формы (1-й форма треугольника), 2-й, 3-й, 4-й — форму овала (смотреть фото 2).

3 этап работы:

Когда репка готова она вместе с персонажами вставляется в картинку, рассказывает сказку (смотреть фото 3).

В работе над данными играми учитель-логопед должен систематически осуществлять контроль за соблюдением речевой нагрузки, не допуская утомления. Необходимо избежать неправильного произношения, добиваясь от детей чёткого проговаривания различного материала. В результате такой работы дети приучаются сопоставлять своё звукопроизношение с другими детьми, анализировать и осознанно и объективно оценивать его.

Игры уникальны тем, что имеют вариативность выполнения и использование их при автоматизации и закреплении звука со всеми поставленными учителем-логопедом звуками. Участие в коррекционной ОД с включением игр позволяет стимулировать и активировать речевые способности детей, максимально раскрывая их как при отборе предметных картинок с заданным звуком, так и в чётком произношении. Они дают детям возможность формировать и расширять фонематическое восприятие, зрительное внимание, конструктивный праксис, ориентировку в пространстве, счётные операции, графические навыки, а так же выражать глубину своих умений в правильном произношении и доставлять им эстетическое наслаждение.

Созданные и апробированные игры включены в методические разработки коррекционно-индивидуальной и подгрупповой ОД. Опыт работы рецензирован и сертифицирован и внесён в Муниципальный банк Каневского района и Краевой банк передового педагогического опыта ГОУ ККИДППО г. Краснодара. Таким образом, использование игровых технологий построенных на разработанных и апробированых в практике авторских играх и практических игровых упражнений позволят вовлечь детей в коррекционный процесс. Игровые технологии повысят качество речевого развития ребенка, и будут способствовать социализации дошкольников с речевыми нарушениями и подготовке их к дальнейшему школьному обучению.

 

Литература:

 

1.         Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Москва «Гном-Пресс» 1999год.

2.         Т. В. Туманова «Исправление звукопроизношения у детей». Москва «Гном-Пресс» 1999год.

3.         Т. Г. Кантур «Практический материал по развитию фонетико-фонематической стороны речи детей 5–7 лет». Издательство ОАО Кубанское полиграфическое объединение 2008год.

4.         Т. С. Сидорова, Т. Г. Кантур «Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста». Издательство ОАО «ВИЗА» 2010 год.

5.         Сидорова Т. С. Развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики посредством бусографии у дошкольников с речевыми нарушениями. Издательство ОАО Кубанское полиграфическое объединение 2010 год.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, заданный звук, звук, этап работы, зеленый цвет, игровое упражнение, картинка, фонематическое восприятие, мелкая моторика.

Похожие статьи

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей в условиях внедрения ФГОС ДО

Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Введение элементов экологического воспитания в процесс формирования социально-адаптивных навыков у детей-сирот с нарушением интеллекта

Информационные технологии как фактор формирования и развития профессиональных компетенций учащихся на уроке физики

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Современные образовательные технологии в области физического воспитания дошкольников как средство повышения эффективности образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Инновационные педагогические технологии в преподавании предметов общественно-гуманитарного цикла

Использование интеллектуальной игры как альтернативы учебной деятельности в процессе организации образования и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Похожие статьи

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей в условиях внедрения ФГОС ДО

Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Введение элементов экологического воспитания в процесс формирования социально-адаптивных навыков у детей-сирот с нарушением интеллекта

Информационные технологии как фактор формирования и развития профессиональных компетенций учащихся на уроке физики

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Современные образовательные технологии в области физического воспитания дошкольников как средство повышения эффективности образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Инновационные педагогические технологии в преподавании предметов общественно-гуманитарного цикла

Использование интеллектуальной игры как альтернативы учебной деятельности в процессе организации образования и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО