Цель : закрепление правильного произношения звука [Р] изолированно, в слогах, словах, чистоговорках.
Коррекционно-образовательные задачи :
– закреплять умение находить место звука в слове;
– закреплять навык согласования существительного с числительными.
Коррекционно-развивающие задачи :
– развивать артикуляционную моторику;
– развивать мелкую и общую моторику;
– развивать фонематический слух и восприятие;
– развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи :
– воспитывать самостоятельность в работе, инициативность, ответственность.
Оборудование : зеркало, маленький коврограф с деревьями и тропинкой, герои сказки воронёнок Каррик, гусеница Фифа, Паук Юк, тигр, пособие «Игровизор» с приложением «Лабиринты букв», пособие «Геоконт».
Ход занятия:
Педагог приветствует ребенка, гостей.
1. Мотивационно-ориентировочный этап
Логопед : Сегодня я шла в детский сад и встретила воронёнка по имени Карр. Он пришел вместе со мной сюда и просит нас о помощи: он не умеет каркать. То есть он умеет, только у него получалось совсем не Карррр, а Калллл. Как ты думаешь, почему воронёнок не умеет говорить каррр, а говорит всегда только каллл? (Ответ ребёнка: он не умел говорить звук Р ). Правильно, он не умеет выговаривать звук Р. А жил этот чудесный воронёнок в сказочном волшебном лесу. Так вот, наш новый друг воронёнок Карр, потерял свою подругу гусеницу Фифу, которая тоже жила в волшебном лесу. А случилось вот что: Фифа, была хорошей подругой, и она решила помочь воронёнку научиться говорить звук Р, но сколько бы они не старались, ничего не выходило. Тогда она отправилась на волшебную ягодную поляну, где росла ягодка желаний — черничка, Фифа решила, что, во что бы то ни стало, она поможет малышу Карру, и загадает желание, чтобы Карр, научился каррррркать.
2. Поисковый этап
Мы с тобой уже умеем говорить звук Р. Как ты думаешь, мы можем помочь воронёнку научиться говорить такой сложный для него звук — Р? ( Ответ ребёнка: можем!). А поможем найти гусеницу Фифу, которая отправилась в лес? ( Ответ ребёнка ). А что бы помочь, воронёнку нужно выполнить задания волшебного леса.
Логопед : Но прежде чем помогать Карру учиться рычать, давай вспомним с тобой, как мы сами учились говорить звук Р. Что бы язычок был крепкий и сильный, что мы делали? (Ответ ребёнка: гимнастику для язычка ). Затем мы около зеркала научились правильной артикуляции трудного звука Р. Что помогло нам выработать сильную, воздушную струю, что бы язычок вибрировал? ( Ответ ребенка: дыхательная гимнастика ). Мы всё это покажем сейчас воронёнку, и закрепим звук в словах и чистоговорках ( выстраивает план действий вместе с ребенком ).
(На столе маленький коврограф, на котором деревья и тропинка)
3. Основное содержание занятия.
Логопед : Для начала давай покажем гимнастику для язычка воронёнку, его язычок нужно тренировать, чтобы он научился говорить звук Р.
«Чьи зубы чище?» : Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
«Маляр» : Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед — назад.
«Пощелкать кончиком языка» : Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) . Нижняя челюсть не должна двигаться : работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь.
«Вкусное варенье» : Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.
«Индюк» : Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится БЛ — БЛ (как индюк болбочет) . Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
«Барабанщики» : Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «Д — Д — Д» . Сначала звук «Д» произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
Логопед: Посмотри тигр на пути (на игровизоре) и первое задание из волшебного леса — порычать как тигр.
Логопед: Мы с тобой умеем рычать как тигры, но для начала расскажем Карру правильную артикуляцию трудного звука Р и покажем ему как нужно рычать, может быть он тоже сможет сказать РРРРРРР. Вместе с логопедом ребенок проговаривает: при произнесении звука Р, губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует. «Р-Р-Р-Р-Р» .
Логопед: Воронёнок выполнял задания с нами и у него стал получаться звук р, но не всегда, послушай его и хлопни в ладоши если он ошибётся и не скажет звук р: р р л р р л р р л р п п в р ла р ару рыв а вы ро.
Логопед: Смотри, а почему же тигр в клетке. Поможем ему выбраться? (работа на игровизоре).
Что бы тигра вам спасти
РА, РО, РУ, произнеси
АР, ОР, УР, ЫР, ЭР, РЫ, РЭ
На свободе тигр уже.
Ребёнок произносит слоги, и стирает салфеткой клетку тигра.
Молодец, справились с задание и выручили тигра.
Логопед : Смотри, кто же это на пути? Это паук Юк, он хотел сделать из паутины букву Р, но она такая сложная, что он запутался в собственной паутине, следующее задание помочь пауку. (работа с пособием «Геоконт», ребенок по наглядному примеру с помощью резинок делает букву Р).
Логопед : Посмотри пчёлка Жужа на пути, она растеряла все бусинки в лабиринте, и новое задание — помочь пчёлке собрать все бусинки.
(В лабиринте собираем слова из бусинок с буквами (Орёл, ведро, фара, рыба). Игровизор с приложением «Лабиринты букв» Воскобовича).
3. Физминутка
Давай отдохнём и поиграем с воронёнком Карром:
Как идешь?-вот так! (ходьба)
Как бежишь? — вот так!
Как глядишь? — вот так!
Как рисуешь? — вот так!
Как сидищь? — вот так!
Логопед : Смотри, какую красивую ромашку я нашла, она такая красивая и наверно хорошо пахнет, давай понюхаем ромашку. (Выполнение упражнения на дыхание)
Логопед : Смотри, а вот и гусеница Фифа, но она грустит, как ты думаешь, чем можем порадовать гусеницу, что бы она развеселилась, что мы ей подарим? ( Ответ ребёнка: цветок ромашку, который мы нашли). Правильно, но сначала украсим ромашку красивой ленточкой.
Логопед : А грустит гусеница, потому что не может справиться с заданием волшебного леса, которое нужно выполнить, что бы забрать волшебную ягоду для воронёнка. А задание такое: нужно на картинке назвать все слова со звуком Р, и определить место звука в слове. Назвать она смогла, а найти место звука в слове не может. Поможем? (работа с пособием «Игровизор», нужно назвать все картинки и определив место звука р в слове, соответственно нарисовать кружок в одном из трёх квадратиков).
Логопед : Молодец, смотри, сколько ягод, давай их посчитаем: одна черничка, две чернички, три чернички, четыре черничкии т. д.
Воронёнок съел черничку и как закричит:
— Карррр
Давай повторим чистоговорки вместе с малышом воронёнком.
—ра-ра-ра высокая гора
—ро-ро-ро потерял петух перо
—ры-ры-ры у тебя в руках шары
Логопед :
А теперь нам пора с тобой домой возвращаться и прощаться с лесом и его волшебными жителями.
4. Рефлексивно-оценочный этап
Где мы сегодня побывали? (В волшебном лесу) Кому мы сегодня помогли? Тебе понравилось путешествие? (Да, понравилось) Какой звук мы учились правильно произносить? ( Звук Р ) Какое задание было самым сложным для тебя? Самым легким? (Ответы ребенка) Ты молодец, правильно выполнил все задания, чётко произносил звук [Р] .