Конспект индивидуального занятия в логопедической группе. Автоматизация и дифференциация звуков Р-Рь | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (55) июль 2022 г.

Дата публикации: 14.06.2022

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Батмановская, Т. В. Конспект индивидуального занятия в логопедической группе. Автоматизация и дифференциация звуков Р-Рь / Т. В. Батмановская, Н. В. Улыбышева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 7 (55). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/227/7432/ (дата обращения: 16.12.2024).



Добрый день, уважаемые коллеги! Представляем вам конспект индивидуального занятия по автоматизации в речи звуков «Р», «Рь». Образовательно-коррекционная деятельность осуществлялась с воспитанником логопедической группы, возраст 6 лет. В данном занятии представлено нетрадиционное оборудование, рекомендованное программой «STEM — образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» авторы Т. В. Волосовец, В. А. Маркова, С. А. Аверин.

занятие логопед_Moment

Цель: автоматизировать звуки [Р]-[Рь] в слогах, словах, предложениях.

З адачи:

Коррекционно- образовательные:

— закреплять правильное произношение и дифференцирование звуков [Р], [Рь] в слогах, словах, предложениях.

— формировать навыки согласования числительного с существительным;

Коррекционно- развивающие

— развивать целостное восприятие, память, внимание;

— развивать фонематический слух;

— развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

— обогащение и расширение словарного запаса;

— закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

— развивать плавный продолжительный выдох.

Коррекционно- воспитательные:

— воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: развивающее пособие круги Луллия, зеркало, салфетки, машинки зеленого и синего цвета, пособие Toporama, квадраты (красные, синие, зеленые), сигнальные огни (синие и зеленые), магнитная азбука (гласные буквы- А,О,У,Ы,Э, Я,Ё,Ю,И,Е), буква Р (синего и зеленого цвета 4+4), схема слова, картинки (руль, ряд, крюк, рысь, рот, рис, рак, репа, робот, рак, рука, репка, рябь, горю (пожар), грузовик, песочница, в которой находятся курятник, конюшня, коровник, свинарник, овчарня, домашние животные (корова, курица, поросенок, лошадь, баран), картинки — трава, капуста и морковка, овес, фрукты и овощи, зерно) указка,

Ход занятия

  1. Организационный момент
  2. Предлагает отправиться в путешествие.

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль,

Газ включаем, выключаем, смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли —

Вправо, влево — чистота

Волосы ерошат ветер -

Мы шоферы хоть куда

  1. Артикуляционная гимнастика

«Заборчик», «Хоботок», «Окошко», «Щеточка», «Вкусное варенье», «Индюк», «Мороженное», «Чашечка», «Лошадка», «Грибочек», «Гармошка».

  1. Автоматизация звука «Р», «Рь» — машина едет.

Логопед. Мы отправляемся в путешествие, давай проверим, как работает мотор у синей и у зеленой машины.

Если логопед произносит твердый согласный звук Р, то ребенок поднимает синий сигнальный огонь, если мягкий «РЬ», — то зеленый.

Далее логопед показывает сигнальный огонь синий или зеленый), а ребенок двигает нужную (синюю или зеленую) машину по кругу Луллия, произнося правильно звуки Р — Рь

  1. Дифференциация звуков «Р-Рь» в слогах.

Логопед произносит слоги АР, РО, РИ, РЫ, РЕ, ОРЬ, РЮ, РУ, а ребенок выкладывает по кругу Луллия тот квадрат, какой звук слышит в слоге твердый или мягкий (синий или зеленый)

  1. Игра «Договори слова звуком «Р-Рь»

— выкладываем букву Р — синюю и зеленую

Ребенок договаривает слова звуками Р или Рь

Р- Сы…., пова.., забо…, помидо…, тиг…, кома…, кефи…, бобе….

Рь- Ца..., зве…., яко…, рыца…, буква…,янта…., лаге…., снеги….

  1. Выделение ударных гласных в словах

Логопед произносит слова, выделяя гласную. Ребенок называет ударную гласную и размещает карточку с ее изображением в правильном секторе (твердого или мягкого согласного).

РАК, РОГ, РУЛЬ, РЫСЬ.

РИС, РЕПА, РЯД, КРЮК

  1. Измени первый звук в слове на звуки «Р- Рь»

Хобот — РОБОТ кепка — РЕПКА

Мак — РАК бис — РИС

Мука — РУКА зябь — РЯБЬ (зябь — замерзшая земля, пашня)

Высь — РЫСЬ

3-ий звук: гоню — ГОРЮ ( велю — ВЕРЮ, колю — КОРЮ)

  1. Автоматизация звуков Р-Рь в предложениях

Логопед предлагает погрузить всех домашних животных в грузовик и перевезти их на ферму .

Предлагает ребенку правильно проговаривать звуки Р-Рь в предложениях.

Я г р ужу по р осенка в г р узовик

Я г р ужу ба р ана в г р узовик.

Вы г р узите ко р ову в г р узовик

Я г р ужу к р олика в г р узовик

Вы г р узите ку р ицу в г р узовик.

  1. Игра «Чей домик» -автоматизация звуков в предложении

По р осенок живет в свина р нике.

Ба р ан живет в овча р не.

Ко р ова живет в ко р овнике.

К р олик живет в к р ольчатнике.

Ку р ица живет в ку р ятнике.

Логопед предлагает накормить всех животных.

Ребенок проговаривает предложения, выделяя звуки Р-Рь.

Овощи и ф р укты дадим по р осенку.

Зе р но дадим ку р ице.

Т р аву дадим ко р ове.

Мо р ковь и капусту дадим к р олику.

Т р аву дадим ба р ану. Я дам сочную траву ба р ану.

Игра с развивающем пособием — Топорама.

Закрепление предлогов (на, с, со, за, под, из-за, из-под, от, через, между)

Логопед сообщает ребенку, что о домашних животных необходимо заботиться. Рома и Рита будут работать на ферме и ухаживать за нашими животными. Логопед дает ребенку картинку-схему, по которой он выполняет задание и располагает предметы также, как нарисовано на схеме. Затем логопед двигает фигуры и задает вопросы. При ответе ребенка заостряем внимание на правильном употреблении предлога и автоматизации звуков Р-Рь.

занятие логопед_Moment(4)

  1. Итог занятия

Логопед благодарит ребенка за старания, правильное звукопроизношение звуков Р-Рь и замечательное путешествие на ферму. Задает вопросы: «Какое задание понравилось выполнять больше всего?», «Что оказалось самым трудным?», «Какое задание оказалось самым легким?», «Какое задание или игру хотелось бы повторить? Сегодня мы с тобой закрепили звуки согласные звуки Р-Рь, поговорили о домашних животных.

занятие логопед_Moment(3)

Похожие статьи

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова для детей с ТНР

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звуки [Б] и [Б’]. Буква Б»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Цветик-семицветик» по коррекции слоговой структуры слова и автоматизации звука [Л]

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразе» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С]-[С`]»

Конспект занятия «Дифференциация звуков к — кь. Буквы К, к» по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психического развития 6–7 лет

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква «Ч»

Планирование логопедической фронтальной и индивидуальной работы по формированию лексико-грамматических средств языка

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Дифференциация звуков [Б]-[Б’]. Знакомство с буквой Б»

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Совместная деятельность учителя-дефектолога и воспитателя

Похожие статьи

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова для детей с ТНР

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звуки [Б] и [Б’]. Буква Б»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Цветик-семицветик» по коррекции слоговой структуры слова и автоматизации звука [Л]

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразе» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С]-[С`]»

Конспект занятия «Дифференциация звуков к — кь. Буквы К, к» по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психического развития 6–7 лет

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква «Ч»

Планирование логопедической фронтальной и индивидуальной работы по формированию лексико-грамматических средств языка

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Дифференциация звуков [Б]-[Б’]. Знакомство с буквой Б»

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Совместная деятельность учителя-дефектолога и воспитателя

Задать вопрос