Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]
Авторы: Чекунова Наталья Юрьевна, Чекунова Анастасия Александровна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (41) декабрь 2022 г.
Дата публикации: 27.11.2022
Статья просмотрена: 1610 раз
Библиографическое описание:
Чекунова, Н. Ю. Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] / Н. Ю. Чекунова, А. А. Чекунова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7830/ (дата обращения: 17.12.2024).
В конспекте занятия представлена работа учителя-логопеда по формированию фонетической стороны речи на этапе автоматизации звука.
Ключевые слова: конспект, занятие, автоматизация, согласный звук Р, цель, задачи, ход занятия.
Цель: Автоматизация звука [Р].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– формировать правильное употребление лексико-грамматических категорий, на материале звука [Р], вводимого в речь:
– образовывать существительные, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов ;
– спрягать глаголы в настоящем времени;
– согласовывать слова в предложении;
– употреблять сложные предложения.
Коррекционно-развивающие:
– упражнять в правильном произношении звука [Р]- изолированно, в закрытых слогах, словах с закрытым слогом, чистоговорках, словосочетаниях и предложениях;
– развивать мыслительные операции, фонематический слух, слуховое и зрительное внимание;
– упражнять в умении делить слова на слоги, проводить звуковой анализ.
Коррекционно-воспитательные:
– формировать положительную мотивацию к занятиям;
– воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование: ноутбук, программы: Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, презентация автоматизация звука [Р], запись звука каркающей вороны, черные перчатки, изображающие ворон, Каркуша для зрительной гимнастики.
Ход занятия.
- Орг. момент.
Раз, два. Раз, два — на занятие пора.
Раз, два, три. Раз, два, три — слушай, думай, говори (хлопки с логопедом).
- Артикуляционная гимнастика.
— Сделаем несколько упражнений для язычка, которые помогут укрепить его кончик: «Барабан», «Индюк», «Маляр».
- Постановка цели занятия.
— Усаживайся удобно. Приготовься послушать звуки и догадайся, кто эти звуки издает. (Карканье вороны).
— А ты умеешь каркать, как ворона?
— Послушай, какой последний звук в слове КАР?
— Мы с тобой учились правильно произносить слова со звуком [Р] — в начале слова, в конце слова. Как ты думаешь, с какими словами мы будем играть сегодня? Со словами, в которых звук [Р] находится….?
— Правильно. Мы сегодня поиграем со словами, в которых звук [Р] находится в середине слова. И закрепим то, что мы научились произносить правильно.
- Уточнение артикуляции звука [Р].
— Но сначала напомни, где находится язычок, когда мы произносим звук [Р], какую форму он принимает?(Язык широкий в форме чашечки, боковые края прижаты к верхним зубам, кончик языка дрожит за верхними зубами, голос звучит).
- Сюрпризный момент.
— Нашей помощницей сегодня будет… одна известная особа.
Послушай загадку:
Спокойной ночи нам желает.
С Степашкой, с Хрюшею играет.
Загадку, ты, мою послушай.
Зовут ворону ту … Каркушей .
- Изолированное произнесение звука [Р]
— Каркуша приехала к нам на мотоцикле. Мотор мотоцикла грохотал так: РРРР. Нарисуй дорогу, по которой ехала Каркуша, изображая как грохотал ее мотор.
- Автоматизация звука в закрытых слогах
— Каркуша умеет каркать по-разному. Запомни и повтори, как каркает Каркуша:
кар-кор-кур |
кур-кор-кыр |
кыр-кур-кар |
кор-кыр-кар |
кар-кур-кор |
кур-кар-кор |
кор-кар-кур |
кыр-кар-кур |
- Автоматизация звука в словах с закрытым слогом
а) — Каркуше надо пройти по лабиринту. Помоги ей пройти по стрелочкам, называя картинки.
б) — Каркуша очень любит слова, которые начинаются на слог КАР. Вспомни, какие слова начинаются с этого слога. КАР… «Прокаркаем» эти слова — разделим их на слоги (логопед и ребенок надевают по 1 черной перчатке. Выполняется стоя).
- Автоматизация звука в чистоговорках (закрытый слог)
— Поиграем в игру «Подскажи словечко». Я буду начинать предложение. А ты добавляй недостающее слово. Если не сможешь ответить. Тебе поможет картинка.
Ар-ар-ар, Вову укусил …
Ар-ар-ар, из чайника идет …
Ар-ар-ар, мы поставим …
Ор-ор-ор, на даче высокий …
Ор-ор-ор, ядовитый …
Ор-ор-ор, наточи…
Ор-ор-ор, сочный, красный …
Ыр-ыр-ыр, мама покупает …
- Автоматизация звука в словосочетаниях (закрытый слог)
— Поиграем в игру «Веселый счет». Посчитаем сначала Каркуш. Сколько Каркуш? У Каркуши есть младшие сестрички Каркушеньки. Посчитаем Каркушенек. Сколько Каркушенек? Кого больше?
- Автоматизация звука в предложениях (закрытый слог)
— Кар! — кричит ворона. — Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Всё украл он из кармана!
— Посмотри, что украли у Каркуши? Отвечай полными предложениями. Значит у Каркуши нет чего?
— Стой, ворона, не кричи.
Не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана
У тебя ведь нет кармана.
— Пошутила с нами Каркуша.
- Развитие лексико-грамматических категорий
а) образование существительных, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
— Поиграем в игру «Назови ласково». У Каркуши есть маленькая сестричка. Зовут ее ласково — Каркушенька. У Каркуши большие предметы, а у Каркушеньки — маленькие. Расскажи, у кого — что. Картинки тебе помогут.
б ) спряжение глаголов
— Измени предложения.
Я каркаю как Каркуша. Ты… он… она… мы… вы…они…
в) согласование слов в предложении.
— Каркуша решила тебя насмешить. Она придумала смешные предложения. Послушай, правильные ли они? Исправь Каркушу.
К карману пришили куртку.
Парта села за Сергея.
Стену повесили на карту.
Фартук надел Марфушу.
Огород вырос в моркови.
Сорняк сорвал Артема.
Зефир ест Егора.
- Развитие мыслительных операций
— Поиграем в игру «4- лишний». Посмотри, правильно ли Каркуша разложила картинки по рядам. Нет ли в каждом ряду чего-то лишнего. Перетащи мышкой лишние картинки вправо. Объясни свой выбор. Как одним словом можно назвать лишние картинки?
- Развитие фонематических представлений
— Определим позицию звука [Р] в словах. Разложим картинки, в названии которых звук [Р] стоит в середине слова под левую схему, а те в которых — в конце слова — под правую.
- Зрительная гимнастика .
— Каркуше пора возвращаться домой. Проводи ее глазками. (Ребенок следит глазами за летающей Каркушей).
- Итог занятия.
А мы с тобой подумаем: Что хорошо получилось на занятии, что было трудно, что понравилось? Как ты считаешь, ты всегда правильно проговаривал звук [Р]?
Похожие статьи
Подготовительные занятия к изучению синтаксиса и пунктуации
Эта статья посвящается вопросу о связи устной и письменной речи в процессе изучения синтаксиса и пунктуации в школе.
Работа над выразительным чтением на уроках морфологии и параллельных им уроках литературы
На уроках литературы необходимо дать школьникам понятие о членении речи. О членении речи на предложения и о необходимости пауз в устной речи между предложениями учащиеся знают из начальных классов. Основываясь на этих знаниях, преподаватель дает перв...
О формировании лексико-грамматической стороны речи слабовидящих школьников начальных классов
В статье представлен опыт работы и рекомендации учителя — логопеда по формированию лексико-грамматической стороны речи слабовидящих школьников начальных классов.
Связь уроков русского языка и литературного чтения
В статье авторы представляют опыт своей работы по развитию выразительной речи обучающихся.
Методический приём индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста для развития фонематического восприятия в условиях логопедического пункта
Представлена модификация приема развития графо-фонематического восприятия, которая ориентирована на развитие символьных способностей аудиального языка ребёнка. Доказана эффективность применения приёма в поточном режиме работы логопедического пункта. ...
Текст-рассуждение как форма обучения студентов организованной речи
В статье освещены вопросы правильного составления текста-рассуждения на занятиях русского языка в технических вузах с национальным языком обучения.
Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников
В статье рассматриваются игровые приемы коррекционной работы по автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.
Конспект непрерывно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие за Азбукой»
В занятии приведено описание непрерывно-образовательной деятельности, направленное на развитие речевых навыков детей старшего дошкольного возраста.
Похожие статьи
Подготовительные занятия к изучению синтаксиса и пунктуации
Эта статья посвящается вопросу о связи устной и письменной речи в процессе изучения синтаксиса и пунктуации в школе.
Работа над выразительным чтением на уроках морфологии и параллельных им уроках литературы
На уроках литературы необходимо дать школьникам понятие о членении речи. О членении речи на предложения и о необходимости пауз в устной речи между предложениями учащиеся знают из начальных классов. Основываясь на этих знаниях, преподаватель дает перв...
О формировании лексико-грамматической стороны речи слабовидящих школьников начальных классов
В статье представлен опыт работы и рекомендации учителя — логопеда по формированию лексико-грамматической стороны речи слабовидящих школьников начальных классов.
Связь уроков русского языка и литературного чтения
В статье авторы представляют опыт своей работы по развитию выразительной речи обучающихся.
Методический приём индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста для развития фонематического восприятия в условиях логопедического пункта
Представлена модификация приема развития графо-фонематического восприятия, которая ориентирована на развитие символьных способностей аудиального языка ребёнка. Доказана эффективность применения приёма в поточном режиме работы логопедического пункта. ...
Текст-рассуждение как форма обучения студентов организованной речи
В статье освещены вопросы правильного составления текста-рассуждения на занятиях русского языка в технических вузах с национальным языком обучения.
Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников
В статье рассматриваются игровые приемы коррекционной работы по автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.
Конспект непрерывно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие за Азбукой»
В занятии приведено описание непрерывно-образовательной деятельности, направленное на развитие речевых навыков детей старшего дошкольного возраста.