Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (41) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 27.11.2022

Статья просмотрена: 1440 раз

Библиографическое описание:

Чекунова, Н. Ю. Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] / Н. Ю. Чекунова, А. А. Чекунова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7830/ (дата обращения: 15.11.2024).



В конспекте занятия представлена работа учителя-логопеда по формированию фонетической стороны речи на этапе автоматизации звука.

Ключевые слова: конспект, занятие, автоматизация, согласный звук Р, цель, задачи, ход занятия.

Цель: Автоматизация звука [Р].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

– формировать правильное употребление лексико-грамматических категорий, на материале звука [Р], вводимого в речь:

образовывать существительные, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов ;

– спрягать глаголы в настоящем времени;

– согласовывать слова в предложении;

– употреблять сложные предложения.

Коррекционно-развивающие:

– упражнять в правильном произношении звука [Р]- изолированно, в закрытых слогах, словах с закрытым слогом, чистоговорках, словосочетаниях и предложениях;

– развивать мыслительные операции, фонематический слух, слуховое и зрительное внимание;

– упражнять в умении делить слова на слоги, проводить звуковой анализ.

Коррекционно-воспитательные:

формировать положительную мотивацию к занятиям;

воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование: ноутбук, программы: Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, презентация автоматизация звука [Р], запись звука каркающей вороны, черные перчатки, изображающие ворон, Каркуша для зрительной гимнастики.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

Раз, два. Раз, два — на занятие пора.

Раз, два, три. Раз, два, три — слушай, думай, говори (хлопки с логопедом).

  1. Артикуляционная гимнастика.

Сделаем несколько упражнений для язычка, которые помогут укрепить его кончик: «Барабан», «Индюк», «Маляр».

  1. Постановка цели занятия.

Усаживайся удобно. Приготовься послушать звуки и догадайся, кто эти звуки издает. (Карканье вороны).

— А ты умеешь каркать, как ворона?

— Послушай, какой последний звук в слове КАР?

— Мы с тобой учились правильно произносить слова со звуком [Р] — в начале слова, в конце слова. Как ты думаешь, с какими словами мы будем играть сегодня? Со словами, в которых звук [Р] находится….?

— Правильно. Мы сегодня поиграем со словами, в которых звук [Р] находится в середине слова. И закрепим то, что мы научились произносить правильно.

  1. Уточнение артикуляции звука [Р].

— Но сначала напомни, где находится язычок, когда мы произносим звук [Р], какую форму он принимает?(Язык широкий в форме чашечки, боковые края прижаты к верхним зубам, кончик языка дрожит за верхними зубами, голос звучит).

  1. Сюрпризный момент.

Нашей помощницей сегодня будет… одна известная особа.

Послушай загадку:

Спокойной ночи нам желает.

С Степашкой, с Хрюшею играет.

Загадку, ты, мою послушай.

Зовут ворону ту … Каркушей .

  1. Изолированное произнесение звука [Р]

— Каркуша приехала к нам на мотоцикле. Мотор мотоцикла грохотал так: РРРР. Нарисуй дорогу, по которой ехала Каркуша, изображая как грохотал ее мотор.

  1. Автоматизация звука в закрытых слогах

Каркуша умеет каркать по-разному. Запомни и повтори, как каркает Каркуша:

кар-кор-кур

кур-кор-кыр

кыр-кур-кар

кор-кыр-кар

кар-кур-кор

кур-кар-кор

кор-кар-кур

кыр-кар-кур

  1. Автоматизация звука в словах с закрытым слогом

а) — Каркуше надо пройти по лабиринту. Помоги ей пройти по стрелочкам, называя картинки.

б) — Каркуша очень любит слова, которые начинаются на слог КАР. Вспомни, какие слова начинаются с этого слога. КАР… «Прокаркаем» эти слова — разделим их на слоги (логопед и ребенок надевают по 1 черной перчатке. Выполняется стоя).

  1. Автоматизация звука в чистоговорках (закрытый слог)

— Поиграем в игру «Подскажи словечко». Я буду начинать предложение. А ты добавляй недостающее слово. Если не сможешь ответить. Тебе поможет картинка.

Ар-ар-ар, Вову укусил …

Ар-ар-ар, из чайника идет …

Ар-ар-ар, мы поставим …

Ор-ор-ор, на даче высокий …

Ор-ор-ор, ядовитый …

Ор-ор-ор, наточи…

Ор-ор-ор, сочный, красный …

Ыр-ыр-ыр, мама покупает …

  1. Автоматизация звука в словосочетаниях (закрытый слог)

— Поиграем в игру «Веселый счет». Посчитаем сначала Каркуш. Сколько Каркуш? У Каркуши есть младшие сестрички Каркушеньки. Посчитаем Каркушенек. Сколько Каркушенек? Кого больше?

  1. Автоматизация звука в предложениях (закрытый слог)

— Кар! — кричит ворона. — Кража!

Караул! Грабеж! Пропажа!

Вор прокрался утром рано!

Всё украл он из кармана!

— Посмотри, что украли у Каркуши? Отвечай полными предложениями. Значит у Каркуши нет чего?

Стой, ворона, не кричи.

Не кричи ты, помолчи.

Жить не можешь без обмана

У тебя ведь нет кармана.

— Пошутила с нами Каркуша.

  1. Развитие лексико-грамматических категорий

а) образование существительных, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Поиграем в игру «Назови ласково». У Каркуши есть маленькая сестричка. Зовут ее ласково — Каркушенька. У Каркуши большие предметы, а у Каркушеньки — маленькие. Расскажи, у кого — что. Картинки тебе помогут.

б ) спряжение глаголов

Измени предложения.

Я каркаю как Каркуша. Ты… он… она… мы… вы…они…

в) согласование слов в предложении.

Каркуша решила тебя насмешить. Она придумала смешные предложения. Послушай, правильные ли они? Исправь Каркушу.

К карману пришили куртку.

Парта села за Сергея.

Стену повесили на карту.

Фартук надел Марфушу.

Огород вырос в моркови.

Сорняк сорвал Артема.

Зефир ест Егора.

  1. Развитие мыслительных операций

— Поиграем в игру «4- лишний». Посмотри, правильно ли Каркуша разложила картинки по рядам. Нет ли в каждом ряду чего-то лишнего. Перетащи мышкой лишние картинки вправо. Объясни свой выбор. Как одним словом можно назвать лишние картинки?

  1. Развитие фонематических представлений

— Определим позицию звука [Р] в словах. Разложим картинки, в названии которых звук [Р] стоит в середине слова под левую схему, а те в которых — в конце слова — под правую.

  1. Зрительная гимнастика .

— Каркуше пора возвращаться домой. Проводи ее глазками. (Ребенок следит глазами за летающей Каркушей).

  1. Итог занятия.

А мы с тобой подумаем: Что хорошо получилось на занятии, что было трудно, что понравилось? Как ты считаешь, ты всегда правильно проговаривал звук [Р]?

Ключевые слова

цель, занятие, задачи, автоматизация, конспект, согласный звук Р, ход занятия

Похожие статьи

Подготовительные занятия к изучению синтаксиса и пунктуации

Эта статья посвящается вопросу о связи устной и письменной речи в процессе изучения синтаксиса и пунктуации в школе.

Работа над выразительным чтением на уроках морфологии и параллельных им уроках литературы

На уроках литературы необходимо дать школьникам понятие о членении речи. О членении речи на предложения и о необходимости пауз в устной речи между предложениями учащиеся знают из начальных классов. Основываясь на этих знаниях, преподаватель дает перв...

К вопросу об обучении старшеклассников диалогической речи на иностранном языке: задачи и подходы

О формировании лексико-грамматической стороны речи слабовидящих школьников начальных классов

В статье представлен опыт работы и рекомендации учителя — логопеда по формированию лексико-грамматической стороны речи слабовидящих школьников начальных классов.

Связь уроков русского языка и литературного чтения

В статье авторы представляют опыт своей работы по развитию выразительной речи обучающихся.

Методический приём индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста для развития фонематического восприятия в условиях логопедического пункта

Представлена модификация приема развития графо-фонематического восприятия, которая ориентирована на развитие символьных способностей аудиального языка ребёнка. Доказана эффективность применения приёма в поточном режиме работы логопедического пункта. ...

Текст-рассуждение как форма обучения студентов организованной речи

В статье освещены вопросы правильного составления текста-рассуждения на занятиях русского языка в технических вузах с национальным языком обучения.

Развитие познавательных универсальных учебных действий в процессе формирования орфографических навыков у младшего школьника

Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников

В статье рассматриваются игровые приемы коррекционной работы по автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие за Азбукой»

В занятии приведено описание непрерывно-образовательной деятельности, направленное на развитие речевых навыков детей старшего дошкольного возраста.

Похожие статьи

Подготовительные занятия к изучению синтаксиса и пунктуации

Эта статья посвящается вопросу о связи устной и письменной речи в процессе изучения синтаксиса и пунктуации в школе.

Работа над выразительным чтением на уроках морфологии и параллельных им уроках литературы

На уроках литературы необходимо дать школьникам понятие о членении речи. О членении речи на предложения и о необходимости пауз в устной речи между предложениями учащиеся знают из начальных классов. Основываясь на этих знаниях, преподаватель дает перв...

К вопросу об обучении старшеклассников диалогической речи на иностранном языке: задачи и подходы

О формировании лексико-грамматической стороны речи слабовидящих школьников начальных классов

В статье представлен опыт работы и рекомендации учителя — логопеда по формированию лексико-грамматической стороны речи слабовидящих школьников начальных классов.

Связь уроков русского языка и литературного чтения

В статье авторы представляют опыт своей работы по развитию выразительной речи обучающихся.

Методический приём индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста для развития фонематического восприятия в условиях логопедического пункта

Представлена модификация приема развития графо-фонематического восприятия, которая ориентирована на развитие символьных способностей аудиального языка ребёнка. Доказана эффективность применения приёма в поточном режиме работы логопедического пункта. ...

Текст-рассуждение как форма обучения студентов организованной речи

В статье освещены вопросы правильного составления текста-рассуждения на занятиях русского языка в технических вузах с национальным языком обучения.

Развитие познавательных универсальных учебных действий в процессе формирования орфографических навыков у младшего школьника

Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников

В статье рассматриваются игровые приемы коррекционной работы по автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие за Азбукой»

В занятии приведено описание непрерывно-образовательной деятельности, направленное на развитие речевых навыков детей старшего дошкольного возраста.

Задать вопрос